Программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда"

Пояснительная записка

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии, и химии.

Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил.

Целостный подход к факторам здоровья принципиально отличает экологию человека от гигиенических дисциплин. Социальная и экологическая обусловленность здоровья очевидна. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья.

Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Специалисты рассматривают две формы здоровья – индивидуальное и общественное. Основное внимание в содержании курса по выбору уделено понятию “индивидуальное здоровье”. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Данный курс по выбору ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, улучшением окружающей среды и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Этот курс имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы для учащихся 10-11-х классов. При проведении занятий важно учитывать местные природно-экономические условия, организацию службы слежения за состоянием окружающей среды, профилактики в области охраны здоровья, наличие медицинских учреждений.

По окончанию курса учащиеся:

должны знать:
  • место человека в системе животных;
  • факторы здоровья, что такое здоровье;
  • эндемические и природноочаговые заболевания;
  • биологические ритмы;
  • приспособительную изменчивость человеческих популяций;
  • причины изменения природной среды;
  • основные профессиональные заболевания;
  • элементы здорового образа жизни;
должны уметь:
  • составлять родословную;
  • прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
  • определять причины изменения природной среды;
  • оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
  • давать эстетическую оценку помещения;
  • давать оценку качества окружающей среды своей местности.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Введение.

Раздел 1. Здоровье и наследственность.

Раздел 2. Природная среда и здоровье.

Раздел 3. Социальная среда и здоровье.

Раздел 4. Здоровый образ жизни.

Раздел 5. Здоровье – профессиональная забота врача и эколога.

Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных заданий по подготовке доклада к конференции (практические работы предложены в Приложении ).

Курс завершается защитой докладов на конференции, посвященной данной проблеме.

Программа курса общим объемом 34 часа изучается в течение одного полугодия.

Учебно-тематический план