Здоровье и болезнь

Предмет валеологии - индивидуальное здоровье человека, его механизмы. Проанализируем более конкретно эту категорию.

Здоровье и болезнь основные категории научного познания в медицине. Так как это связано с человеком, проживающим в обществе, то эти категории имеют медико-социальный характер, т.е. здоровья и хворобасоциально детерминированный состояние человека. Но они имеют четкую основу, так как природа человека биологическая, а суть социальная (человек не может развиваться вне социума. Все свои потребности она реализует через функции физиологических систем и все социальное не реализуется без биологического (например, мышление базируется на рефлекторной деятельности головного мозга).

Таким образом, биологическая природа человека реализует ее социальную сущность.

Болезнь - это патологический процесс. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптимальный связь со средой и окружающим ее социумом. Больные ба является приоритетом медицины, ее теоретической и практической стороны. Медицина занимается именно больным человеком, а не ее здоровьем. Она излечивает человека, возвращая ему здоровье. Но, имея конкретный предмет научного познания (болезнь), медицина не может обеспечить достижение высоких показателей здоровья населения .

Известно, что болезнь как категориямедицины имеет конкретное, доступное описание: название, особенности развития, симптоматика, диагностика, распространенность, лечение и т.д. Этого нельзя сказать относительно здоровья.

Согласно В.П. Куликовым, индивидуальное здоровьяце отсутствие болезни, здоровье как норма и здоровья как успешное приспособление.

Здоровье - абстрактно-логическая категория, которая может быть опи сана различными модельными характеристиками.

Если при обследовании пациента врач не находит признаков болезни, то ставит диагноз "здоров". Но такой вывод достаточно сомнителен. Например, начальные стадии атеросклероза или злокачественных новообразований не проявляются симптоматически, а фактически человек уже нездоровая. Другой пример, один и тот же человек по состоянию "нормы" может работать бухгалтером, учителем, но не пилотом, водолазом. Дело в том, что "физиологическая норма", еще не отражает состояние здоровья. Принцип "нормы" не может быть использован и по той причине, что сегодня можно говорить о разных уровнях здоровья в совершенно здорового человека. Так, например, в высококвалифицированного спортсмена после физической нагрузки анаэробного характера (работа максимальной и субмаксимальной мощности) рН крови достигает 7,0, но это не аргумент, чтобы говорить о патологии. Поэтому правомерно говорить о здоровье как динамическое состояние, что позволяет проявиться как можно большему количеству видоспецифический функций при экономном расходе биологического субстрата, т.е. здоровьяце способность индивида проявлять свои биологические и социальные функции.

Согласно М.М. Амосовым, который ввел понятие "количество здоровья", здоровьяце максимальная мощность органов и систем при сохранении качественных физиологических пределов их функций.

По мнению В.В. Подвысоцкого (одного из основателей патофизиологии) не существует абсолютного здоровья и абсолютной патологии, потому что между ними есть множество связей и переходов. А.А. Богомолец сформулировал понятие о единстве нормы и патологии. Это можно продемонстрировать примером системы сообщающихся сосудов: чем больше здоровья, тем меньше возможности для болезни и наоборот.

Между состоянием здоровья и болезнью существует переходный, или "третье сословие", который дополнительно делят на предболезни и недемонстративные патологические процессы.

Главный признак передхвороби возможность развития патологического процесса вследствие уменьшения резервов здоровья, когда количественные изменения переходят в качественные.

Есть два подхода к определению индивидуального здоровья адаптативний и креативный.

Врач-натуропат Герберт Шелтон дает такое определение здоровья. "Здоровьяце состояние целостного и гармоничного развития приадаптации каждого из органов друг к другу. При этом каждый орган более эффективно работает в интересах целого (организма), чем в свою пользу. Любая болезнь. это нарушение законов жизнедеятельности организма, законов природы ".

Другие авторы, рассматривая индивидуальное здоровье, учитывают определения Всемирной организации здравоохранения и считают, что индивидуальное здоровьяце состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия и способность приспосабливаться к условиям внешней и внутренней среды и естественного процесса старения. а также отсутствие болезни и физических дефектов. Но приведенное определение здоровья полностью исключает умственное благополучие Следует помнить, что современный человек активно творит историю, создает новые формы социального и экономического уклада на планете Земля. Но при этом 90% всех современных факторов риска существующих болезней цивилизации. а также угроза в целом экологическому благополучию природы имеет антропогенное происхождение, т.е. является следствием творческой цивилизованной деятельности человека. Все глобальные кризисы являются производными от человеческой деятельности.

Известный ученый и теоретик медицины А.И. Струков взаемоповьязував понятия здоровья и свободы человека. Согласно его учению, хворобаце нарушениянормального (оптимального) способа реализации потребностей (материальных, духовных). Здоровьяце нормальный психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Здоровье и мировоззрение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Струков считает, что только духовное мировоззрение является главной основой истинного здоровья.

Согласно В.П. Казначеев, здоровья следует рассматривать как валеологический процесс формирования организма и особенности человека.

По А. Маслоу, основными потребностями человека являются не только потребности тела, но и стремление к безопасности, надежности, защиты, иметь семью, принадлежать к обществу, клана, друзей, иметь уважение, самоуважение, свободу, которая обеспечит полное развитие своих талантов т.д.

П.В. Симонов создал триадные структуру основных потребностей человека в его актуальном жизни:

1.Витальни (биологические) потребности.

2.Социальные потребности.

3. Идеальные потребности (познание окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования на земле.

Принципиально эти потребности отражают три уровня организации существования людинибиологичний (физиологический), сознательный (зверхжиттяинтеграцию человека в социум), духовный (сверх сознание) духовную культуру.

Согласно учению Аристотеля, растения вегетативную душу, тварини вегетативну и чувственное, люди вегетативну, чувственную и рациональную. Нормальнаячеловек имеет гармоничную целостность всех трех порядков своего существования: физического (биологического), душевного (социальной адаптации) и духовного (личной удовлетворенности.

В.И. Вернадский назвал оболочку земли, где живет человек, ноосферой, а не антропосферою именно потому, что за исключением разума остальные все в человеке принадлежит биосфере. По А.А. Ухтомским, человеком невозможно быть, ею только можно стать.

Таким образом, начиная с уровня сознания, человек существует в двух качественно различных сферах своего существования: адаптационном и креативному. Первостепенное значение в адаптационного существования приобретают факторы внешней среды. физические, социальные, экологические. При этом человек приспосабливается к действию реального окружающей среды. В методологическом плане процессы адаптации нашли свое полное отражение в работах И.П. Павлова о условные рефлексы, в бихевиоризм Дж. Уотсона и его схеме Z - R, где каждый стимул или ситуация (Z) соответствует определенной поведении (или реакцииR.

Креативное существования человека, в отличие от адаптационного, направленное на осмысление высших, отсутствующих в меняющейся реальности, ценностей и их практическое достижение. Швейцарский психолог Ж. Пиаже считает, что в процессе социализации человек постоянно осмысливаетновые для себя ценности и стремится к практическому достижению новых для себя целей. Этот социальный движение вперед и является креативной деятельностью человека.

Таким образом, деятельность человека как продукта биологической и социальной эволюции направлена, с одной стороны, на адаптацию к условиям существования (физических и социальных), а с иншогона творческое осмысление жизни и постоянное движение вперед. Эта деятельность обусловлена физическим, душевным и духовным здоровьем.

По Б.Н. Чумаковым, здоровье людини насамперед процесс сохранения и развития ее психических и функциональных качеств, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Факторы, влияющие на здоровье человека:

1) биологические возможности;

2) социальная среда;

3) природно-климатические условия. По данным академика Ю.П. Лисицина, факторами, определяющими здоровье, являются:

-Здоровый образ життя5055%;

-Экологические факторы 1520%;

-Спадковисть1520%;

-Медицина1015.

Следует учитывать, что не все люди, из-за низкого материального уровня жизни в состоянии использовать современные достижения медицины и биологии через большую стоимость диагностических и лечебных методов, способных поглотить весь бюджет даже развитых государств.

В свою очередь чрезмерное использование лекарств (лекарственная эпидемия) приводит тоже кнарушения здоровья, в частности различных проявлений аллергии.

Людинапредмет изучения многих естественных (биология, антропология, физиология, медицина) и общественных (социология, псы хология, философия и другие) наук. Но проблема ее здоровье до сих пор монополизирована медициной, которая фактически является наукой о болезнях человека.

Процесс управления здоровьем требует формирования, поддержания и закрепления здоровья, он состоит из таких формальных этапов:

1.Збирання и анализ информации о состоянии объекта, его прогнозирование.

2.Формування программы действия с предметом, ее реализация.

3.анализ адекватности управлением здоровьем (обратная связь).

Создание здоровых условий существования человека, которые разрабатывает

гигиенаце пассивно-защитный путь профилактики заболеваний. Активная позиция оздоровления основывается на понимании сути индивидуального здоровья, способности человека управлять им, то есть формировать, развивать и закреплять его. Это основная проблема учения о здоровье.