СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Общеизвестно, что на здоровье человека оказывают влияние не только те или иные люди, но и общество в целом. Благодаря специально подобранным тестам вы сможете изучить свои сильные и слабые стороны, особенности взаимодействия с другими людьми. Вы узнаете, как сохранить и укрепить здоровье, как сделать более здоровым наше общество. Такие понятия, как социализация, лидерство, гуманность, конфликтность, у всех на слуху, но что конкретно они выражают и как влияют на развитие личности и общества?

В настоящее время в психологии развивается новое направление — психология здоровья, появилась реальная возможность для психологов внести свой вклад в оздоровление нации.

Социализация — это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Если в семье и обществе культивируется здоровый образ жизни, то его усваивают и члены семьи.

Социализация — это развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социализация – это процесс, в ходе которого человек приобретает качества и опыт, необходимые для жизни в обществе.

Социализация относится к тем жизненно важным факторам, благодаря которым люди учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании социальных норм, ролей, функций.

Процесс социализации — это постепенное расширение сферы общения и деятельности человека, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции.

Семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз, трудовые коллективы, неформальные объединения, средства массовой информации и др. — это все институты социализации. Социализация — процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. В процессе социализации выделяют три стадии: дотрудовую (период жизни человека до начала трудовой деятельности), трудовую (период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и послетрудовую (пенсионный возраст).

Любое общество стремится сформировать человека физически, психически и социально здоровым в соответствии с моральными, интеллектуальными и физическими идеалами. Содержание этих идеалов зависит от исторических традиций, социального и политического строя общества. Есть задачи общие для разных обществ: например, чтобы члены общества овладели ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д.

Социализация происходит в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании:

- в сфере деятельности идет выделение главного — её осмысление;

- в сфере общения идет развитие коммуникативных умений;

- в сфере самосознания идет формирование «образа Я», осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.

Социализация может идти как целенаправленно, т. е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно — под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации — это, прежде всего социализированность, т.

е. сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе; с другой стороны, что немаловажно, — становление самосознания и активной жизненной позиции личности. Особая роль в социализации отводится развитию контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Функциональный элемент:

Человек не только объект и субъект социализации, но и её результат.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время — способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Человек, полностью идентифицирующий себя с обществом, — конформист, он может рассматриваться как жертва социализации. Человек, не адаптированный к обществу, тоже жертва социализации. Процесс и результат социализации содержат в себе внутренний конфликт между мерой идентификации с обществом и степенного обособления человека от общества.

Американский исследователь А. Инкельс назвал социализацию «заглядыванием вперед», т. е. изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым.

В настоящий момент человеку надо ориентироваться не на конкретные требования общества, а на понимание универсальных моральных, интеллектуальных и физических ценностей. В то же время полезна некоторая степень автономии человека. Задача педагогов, психологов, родителей, учитывая тенденции социализации, использовать её позитивные стороны и компенсировать негативные

Самооценка — способность личности оценить особенности своего характера, нравственные качества, природные способности, поступки, внешность (личная самооценка), а также процесс и результат своей деятельности (деятельностная самооценка).

Самооценка — элемент самосознания, характеризующий эмоционально насыщенными оценками самого себя. Самооценка — важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет и на развитие личности, и на эффективность деятельности.

Виды самооценки:

-по уровню (высокая, средняя, низкая);

-по дифференцированности (дифференцированная и недифференцированная);

-по осознанности (осознанная и неосознанная);

-по совпадению с оценками окружающих (конфликтная, бесконфликтная);

-по предмету выделяют личностную и деятельностную самооценку; адекватную, соответствующую реальным возможностям личности, и неадекватную (завышенную и заниженную).

-неадекватная, т. е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформируют внутренний мир личности, искажают её мотивацию и эмоционально-волевую сферу и тем самым препятствуют гармоничному развитию личности, психическому и социальному здоровью.

В детстве самооценка складывается из оценок, которые делают другие люди. Сначала человек оценивает себя так, как оценивают его окружающие. Положительные оценки окружающих — важное условие сохранения эмоционального благополучия. Затем самооценка развивается в результате составления образа реального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения соответствует хорошему психическому здоровью. Самооценка зависит от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе.

В дальнейшем по мере накопления опыта все большее значение начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности. Сформированная, т. е. адекватная, дифференцированная, осознанная самооценка в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным результатом поведения ребенка.

Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценками со стороны окружающих. Если оценки выше самооценки, то расхождение между ними могут стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» самооценка реальных возможностей необходима для личностного роста.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это уровень сложности целей и задач, на которые претендует личность. Адекватная, дифференцированная, осознанная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы (возможности); с целями и задачами разной трудности и требованиями окружающих. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к неадекватной самооценке.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

- когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, суждение, умозаключение и т. п.;

- эмоциональный — отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение и т. п.

Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других.

Доброжелательность к людям, заинтересованность, разумная требовательность и демократический стиль общения в семье и обществе — необходимые условия развития самооценки. Излишняя авторитарность, доминирование критики над похвалой могут привести к развитию заниженной самооценки. Объясняется это достаточно просто. Наше представление о себе изначально формируется в детстве. В тех семьях, где царят доброта, любовь и уважение, дети, повзрослев, будут относиться к себе положительно. Для воспитания у детей положительной самооценки нужно одобрение даже в тех случаях, когда их поведение нам не нравится. Ребенку надо объяснять, что осуждение направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность). Возникает вопрос: если вы будучи ребёнком выросли в семье, где не было доброжелательного отношения и сформировалась заниженная самооценка, можно ли что-то изменить?

К. Роджерс дает некоторые рекомендации:

- как только вы подумаете о себе плохо, вспомните что-то хорошее, например ваш недавний успех или чью-то похвалу в ваш адрес;

- принимайте комплименты или знаки уважения как должное, люди, которые плохо к себе относятся, обычно не обращают внимания на то, что противоречит их отрицательной самооценке;

- принимайте как должное ваши достижения и успехи, убедите себя в том, что вы их заслуживаете; люди, которые имеют неважное представление о себе, склонны принижать свои заслуги, а успех относят на долю случая;

- разберитесь в психологических причинах выпадов в ваш адрес и научитесь правильно реагировать на них.