Скачать:

Предварительный просмотр:

Семья как фактор психологического здоровья

Семья -  маленький социум и самое близкое, самое важное в жизни каждого человека. И, как и где бы человек ни родился, семья – источник прошлого, настоящего и будущего. Ведь именно в семье зарождаются чувства безопасности, уверенности, взаимопонимания и любви, которые в дальнейшем сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

В процессе развития психологии интенсивно эта проблема разрабатывалась такими специалистами как А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, В.В. Зацепин, А.Б.Николаева, В.Э. Пахальян, Н.Н.Толстых, Н.В.Шуровой и другими. Авторы, изучавшие данную проблему показали, что термин – «психологическое здоровье» имеет большую практическую роль. Тем самым, они разграничили и развели понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». [5]

Говоря о семье как о факторе психологического здоровья обязательно необходимо напомнить об  условиях нормального психосоциального развития ребенка (спокойная и доброжелательная обстановка, постоянное присутствие родителей, внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, беседы, игры, наблюдение и т.д.) [9]. Таким образом, критерий психического здоровья - психическое равновесие. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. [9]

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным [11].

Психологически здоровый человек отличается от человека психологически проблемного - поведением (в первую очередь социальное поведение) и структурой личности. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа [11].

С точки зрения культуральной психиатрии семья рассматривается, как основная, первичная социокультурная единица, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, привычки, стереотип отношения с людьми и миром.

Именно семья дает первые зачатки и основу для развития полноценно психологически здоровой личности, начиная уже с внутриутробного развития человека. Ведь именно внутриутробное восприятие окружающего мира дает основу развития психического здорового человека и личности в целом. То, что слышит ребенок, чувствует и переносит в утробе матери - накладывает неизгладимый отпечаток на человека (психические процессы, физиология, и т.д.). Как известно, именно психоэмоциональное состояние матери влияет на состояние плода, его психофизиологическое развитие. Психоэмоциональное состояние матери зависит именно от внешних источников, а семья, наибольшим образом является главным фактором воздействия на мать.

В дошкольном возрасте ребенок зависим от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, как личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка [14].

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет на становление определенного стиля детского поведения, психическое здоровье детей. Так, уверенность в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [14].

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. Ребенок впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения, начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [14].

В дошкольном детстве складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли» [21].

Мышление и речь - неразрывно связанные психические процессы и речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Ребенок способен выразить сиюминутное желание, порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.

Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника [21].

По исследованиям В.А.Коллеговой, А.И.Захарова и других, именно у детей старшего дошкольного возраста, которые живут в семье, наблюдается наибольшее число неврозов.

Неврозы у детей могут возникнуть, если родители вовремя не справляются со своими личными проблемами и не поддерживают теплые взаимоотношения в семье, невнимательны к своим детям, и тем самым, у детей развиваются нервные напряжения [17].

В происхождении неврозов имеет большое значение «психическая травматизация», обусловленная нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием [8].

Положение усугубляется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно - деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Длительно действующий стресс не дает выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, тем самым, подрывает у ребенка способность адекватно воспринимать себя, способствует понижению самооценки, развитию неуверенности в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников [6].

Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации и нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем [1].

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относят, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений [9].

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья [14].

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей [7].

Выделяются следующие стили родительского воспитания:

1. Демократический.

2. Контролирующий.

3. Смешанный.

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают, присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [1].

Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания:

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни» [4].

Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей [1].

Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:

1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье.

Были установлены следующие зависимости:

А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;

Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;

В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.

3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций [14].

Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни [19].

Список литературы.

1. Андреева А.Д. Вохмянина Т.В. Воронова А.П. Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М. 1995 г.

2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. М. 1987 г.

3. Гамезо М.В. Герасимова В.С. Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М. 1998

4. Гарбузов В.А. Захаров А.И. Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л. 1977 г.

5. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

6. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 г.

7. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Пб. 1997 г.

8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб. 1998 г.

9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб. 1997 г.

10. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л. 1984 г.

11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М. 1985 г.

12. Краткий словарь по социологии, М. 1993 г.

13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, М. 1998 г.

14. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М. 1974 г.