Факторы развития. Наследственность

Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.

М. «Просвещение», 1971 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Факторами называются те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка непосредственно связано со взглядами того или другого ученого на генезис психики.

Наиболее остро обычно обсуждается влияние биологического и социального факторов на развитие. При этом в метафизических концепциях эти факторы ошибочно противопоставляются друг другу.

Чтобы понять причины развития и определить значение каждого фактора в едином жизненном процессе, необходимо рассматривать процесс развития диалектически. Для этого следует раскрыть прежде всего понятие наследственности и среды.

Наследственность. Одним из наиболее спорных вопросов является понимание наследственности и ее значения в психическом развитии ребенка. Многие психологи прошлого (Ст. Холл, Э. Клапаред, Дж. Селли, Г. Кершенштейнер) и настоящего времени (Ш. Бюлер, Дж. Мейли, Л. Блэтц) понимают наследственность как передачу предками потомкам способностей, черт характера и интересов в готовом виде. Ребенок наследует их так же, как строение тела, черты лица или форму руки.

Используя биографии некоторых великих людей (художников, музыкантов, ученых), защитники решающей роли биологического фактора в психическом равитии ребенка утверждают, что талантливость некоторых семей, например, семьи Баха, Моцарта, Паганини, подтверждает передачу способностей старшими поколениями младшим, т. е. подтверждает влияние наследственности на развитие ребенка.

Подобные утверждения нередко подкрепляются и некоторыми статистическими данными. Совершенно очевидно, что такие доводы не имеют какой бы то ни было научной достоверности и ценности: нетрудно подобрать сотни примеров, чтобы убедиться в том, что множество высокоодаренных и даже гениальных людей не передали своему потомству даже ничтожной доли своего таланта.

Доказывая наследственную обусловленность психического развития ребенка, представители крайних реакционных направлений в педагогической и психологической науке утверждают, что способности, специфика и степень их развития передаются предками потомкам в готовом виде через кровь, через зародышевое вещество — гены; с возрастом эти способности самопроизвольно созревают, не превосходя, однако, уровня развития их у родителей.

Защитники решающей роли биологического фактора в развитии ребенка обычно ссылаются на законы наследования отдельных признаков, открытые Г. Менделем в XIX в. Действительно, глубокие исследования Менделя позволили уяснить некоторые общие законы наследования младшими поколениями отдельных свойств материнского и отцовского организмов. Однако Мендель направлял свои усилия на то, чтобы выявить лишь повторяющиеся у младших поколений признаки и свойства родительских организмов, совершенно не освещая другую сторону процесса — изменчивость этих свойств и признаков.

Для решения вопроса о роли наследственности в психическом развитии ребенка такое одностороннее освещение проблемы оказывается явно несостоятельным.

Продолжая идеи Ч. Дарвина, советские биологи (Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин, В. Р. Вильяме и более поздние представители генетики) дают диалектико-материалистическое объяснение законам наследственности. Получив в результате длительных экспериментальных исследований огромный фактический материал по выведению новых сортов зерновых культур, фруктов, овощей и новых пород животных, тщательно изучая жизнь клетки, советские ученые убедительно доказали, что организм всегда живет как единое сложное целое. При этом организм характеризуется тем типом обмена веществ, который установился между ним и его жизненной средой. В процессе приспособления к среде — к климату, к характеру питания — на протяжении ряда поколений у организмов определенного вида вырабатывались те свойства, которые обеспечивали ему наилучшие возможности жизни и развития в этой среде. С каждым новым поколением эти свойства (морозоустойчивость плодов или их особая сочность, высокий процент жира в молоке животного) усиливались, если сохранялся тот же тип обмена веществ, то же взаимодействие организма с привычной для него средой. Если же состояние среды резко изменялось, выработанные поколениями свойства уже не обеспечивали привычного для организма типа обмена веществ и организм либо развивался плохо — болел, либо вообще погибал, если,не происходили те изменения, которых требовала изменившаяся среда его обитания.

Наследственность рассматривается современной биологией как сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма «требовать» от среды определенных условий, обеспечивающих его существование.

О носителе наследственности биологи еще продолжают спорить. Однако последние исследования советских и зарубежных ученых достаточно обоснованно доказывают, что решающую роль в передаче родительских свойств потомкам играют особые белковые соединения, содержащиеся в зародышевых клетках — генах и их ядрах — хромосомах. В них закодированы те свойства организма, которые передаются по наследству. Рибонуклеиновая кислота (РНК), составляющая специальный элемент этих белковых соединений, обеспечивает известный тип обмена веществ со средой, привычной для всего рода определенных организмов. «В живом веществе клетки имеются различные химические соединения белков и нуклеиновых кислот или комплекс этих веществ, которые обладают способностью наследовать признаки и передавать их потомству».

Следовательно, согласно современной генетике, наследственность понимается как способность организма жить и развиваться в определенных условиях. Эта способность передается старшими поколениями младшим в виде определенной физико-биохимической организации. Однако поскольку среда обитания находится в состоянии постоянного колебания, каждый новый организм вынужден приспосабливаться к этим изменениям. Тем самым происходит расшатывание наследственно передаваемых черт. У молодых организмов появляются новые признаки, черты, качества.

Таким образом, наследственность не существует без изменчивости. Чем выше развитие организма, чем сложнее тип его взаимодействия со средой, тем большую роль играет изменчивость, обеспечивая его гибкое и эффективное приспособление к условиям существования.

Сложные соотношения наследственности и изменчивости особенно отчетливо выступают там, где человек, намеренно изменяя условия жизни организмов, получает возможность планомерно влиять и на унаследованные организмом свойства. Практика выведения новых видов растительных и животных организмов в соответствии с заранее поставленной целью блестяще подтверждает это.

Роль упражнения и значение деятельности организма в конкретных условиях жизни принципиально изменяют представление о наследственности как о факторе развития организма.

Результаты многовекового развития человека как субъекта труда, общения и познания каждый новорожденный имеет в готовом виде. Он получает по наследству от своих предков общее для всех людей строение скелета, внутренних и наружных органов. Его глаза и уши, руки и гортань, его туловище и мозг, его дыхательная и пищеварительная системы унаследованы. Родившиеся младенцы — это человеческие дети. Они могут научиться активно отражать мир, воздействовать на природу посредством труда. Они способны овладеть речью, приобретать опыт поколений и вступать в общение друг с другом. Конечно, нельзя отрицать и передачу по наследству некоторых более частных, родовых, или семейных, черт, таких, например, как строение лица, головы, цвета глаз, формы носа и др. Однако здесь очень отчетливо выступает сочетание наследственности и изменчивости. Говоря о том, что сын очень похож на отца, мы отмечаем и его отличие от отца. В лице дочери, хотя и «вылитой матери», есть что-то отцовское — она не является точной копией своей матери.

Специальные исследования новорожденных младенцев (В. Уильяме, К. Лешли) показали, что дети рождаются со значительными индивидуальными особенностями. Весьма различным оказывается химический состав крови, тканей и клеток, резко изменяющий обмен веществ, постоянно совершающийся между организмом и средой. Значит, различной является и вся жизнедеятельность организма как целого и даже отдельных его органов и систем. Количество мозговых клеток разного типа в костном мозгу у одних детей в 13 — 22 раза бльше, чем у других (В. Уильямс). У одних детей сердце перегоняет за сутки 3,16, у других — 10,8 литров крови. Вес щитовидной железы, играющей такую существенную роль во всей, в том числе и психической, жизнедеятельности организма, также резко различен. В одной и той же извилине мозговой коры у одних младенцев в два раза больше клеток, чем у других. Особенно заметны индивидуальные различия высшей нервной деятельности младенцев. Н. И. Касаткин показал, что нет новорожденных с одинаковым соотношением возбуждения, силы и уравновешенности нервных процессов.

Значит, дети рождаются очень различными, с определенными индивидуальными особенностями в строении и функционировании организма и отдельных его систем.

Соотношение наследственности и изменчивости, вызывая все больший интерес у психологов, побудило некоторых из них подвергнуть специальному сравнительному изучению развитие детей — однояйцевых близнецов — в различных условиях жизни. Большой интерес представляют долголетние исследования А. Р. Лурия. Начатые в 30-х годах, они показали, что если у маленьких детей-близнецов наблюдалась высокая степень соответствия (корреляции) в уровне, например, зрительной или словесной памяти, то с возрастом это соответствие падало, т. е. действие наследственного фактора ослабевало. В другой своей работе А. Р. Лурия показал, насколько велики возможности изменения переданных по наследству (одинаковых) способностей к конструктивной деятельности — мышлению и воображению — у детей под влиянием различно поставленного обучения.

Особенности развития двух братьев-близнецов с различными врожденными чертами подробно описаны В. С. Мухиной.

Последующие работы (Дж. Фланаган, С. Ванденберг) подтвердили значительные возможности изменения унаследованных черт у одного из близнецов посредством специально организованного обучения и воспитания.

Следовательно, наследственность нельзя рассматривать в отрыве от изменчивости. Она сохраняется как закрепленная форма поведения тем прочнее, чем более древними являются лежащие в ее основе механизмы и чем более стабильными являются условия жизни организма. Примером таких прочных форм поведения, передаваемых по наследству старшими поколениями младшим, являются инстинкты.

Но чем сложнее взаимоотношения организма со средой, чем выше ступень эволюционной лестницы, на которую поднялся определенный вид животных, тем большую роль в его жизнедеятельности играет индивидуальный опыт. Он приобретается каждым организмом в процессе его собственной жизни и старшим поколением младшему не передается. Собака, научившаяся танцевать или по сигналу дрессировщика лаять столько раз, сколько написано на демонстрируемой ей карточке, не передает своему потомству этой выучки. Не передаются потомкам также и психические качества личности. Будучи результатом собственной деятельности каждого индивида, его труда, социальных отношений, сложившихся в процессе его жизни с другими людьми, способности и интересы, черты характера личности, склонности и опыт, мечты и переживания не передаются по наследству детям и внукам.

Однако роль биологического фактора в психическом развитии ребенка не исчерпывается наследственностью. Дети появляются на свет и со многими врожденными индивидуальными признаками. Ими не обладал никто из родителей или далеких предков ребенка. Эти особенности младенец приобрел в процессе своей внутриутробной жизни.

Жизнь зародыша начинается значительно раньше, чем наступает момент его рождения. В течение девяти месяцев утробного существования он подвергается систематическому воздействию среды, в которой живет. Такой средой является материнский организм. Образ жизни матери, характер ее питания, режим труда и отдыха, болезни, нервные потрясения — все эти колебания среды вызывают те или иные изменения в функциональном, а порой и анатомическом строении организма зародыша (исследования А. М. Фонарева). Эти влияния можно вскрыть и в более ранние периоды. Ведь и зародышевые клетки, находясь в среде отцовского и материнского организмов, оказываются небезразличными к состоянию всего организма как до, так и во время зачатия (нервное переутомление, опьянение, болезнь).

Сейчас наука не может еще точно определить, каково влияние каждого отдельного условия на дальнейшее общее и, в частности, психическое развитие ребенка, но совершенно несомненно, что новорожденный младенец не начинает свою жизнь с нулевым багажом. Например, тип нервной системы является врожденным и во многом сказывается на всем дальнейшем психическом развитии ребенка. К врожденным чертам, по-видимому, относятся и задатки будущих способностей взрослого человека.

Итак, надо отличать наследственность от врожденности. Как унаследованные, так и врожденные особенности ребенок имеет уже к моменту рождения. Они составляют биологический фонд развивающейся личности. Как врожденные, так и унаследованные черты составляют только возможности будущего развития личности. Выделить у трех-, пятилетнего ребенка, а тем более у детей старшего возраста лишь наследственные или только врожденные черты и рассматривать их в чистом виде совершенно невозможно. Ребенок является не суммой двух организмов, отцовского и материнского, но их новым целостным образованием. Каждая черта, свойство организма одного из родителей изменено действием другого свойства, черты, присущих организму другого родителя. К тому же к моменту проявления этих черт или признаков они уже в значительной мере обработаны воспитанием, которому подвергался ребенок в течение прожитых месяцев и лет жизни.

Превращение всех возможностей, с которыми ребенок появился на свет, в действительность совершается в процессе жизни самого ребенка в определенной социальной среде.

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»

Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса

Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон.

Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.