Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как фактор повышения качества знаний и сохранения здоровья обучающихся второй ступени (стр. 1 )

Свежие публикации

Управление образования администрации

Муниципальное образовательное учреждение

Содержание:

Информация об опыте _3

Технология опыта 9

Результативность опыта ------- 12

Библиографический список - 15

Приложение к опыту -- 16

Тема:

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как фактор повышения качества знаний и сохранения здоровья обучающихся второй ступени»

Условия возникновения и становления опыта

Опыт возник в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов», расположенного в микрорайоне Лебединец, в юго-западной части города Старый Оскол. Социальная среда неоднородна: большинство обучающихся из рабочих семей со средним достатком (40%), есть дети из семей бюджетников (25%), служащих (20%), бизнесменов (10%), 5% - это дети из малообеспеченных и неполных семей.

В школе функционируют 2 спортивных зала, спортивная площадка, беговая дорожка, кабинет психолога и учителя-логопеда, социального педагога, актовый зал, столовая, медицинский и стоматологический кабинет, библиотека и читальный зал, музей школы, лингафонный кабинет, три кабинета оборудованы интерактивными досками и 4 кабинета - мультимедийными проекторами.

Школа, в которой работает автор опыта, в 2007 году включилась в экспериментальную работу «Создание педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся» под научным руководством Ирхина Владимира Николаевича, доктора педагогических наук, профессора кафедры теоретических наук физического воспитания БелГУ.

С декабря 2009 года ведется научно-исследовательская деятельность «Мониторинг изучения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения», руководителем которой является Куропаткина Анна Николаевна, начальник отдела координации и прогнозирования повышения квалификации педагогических кадров МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ».

Задачами построения образовательного пространства муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» является создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы. ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегулированию и самоконтролю.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. В Российской Федерации насчитывается около 18 млн. детей подросткового возраста. Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10 лет отмечается среди подростков второй возрастной ступени. Итоги Всероссийской диспансеризации детского населения РФ неутешительны: недуги органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной, соединительной ткани, кроветворных органов. Не такая уж редкость и новообразования. Увеличивается количество учеников с эндокринно-обменными нарушениями. Но в числе лидеров – функциональные расстройства сердечнососудистой системы. Анализ результатов диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая.[1], [7]

Поэтому здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. В нашей школе забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе.

Шляхова Валентина Николаевна работает в системе образования 37 лет, учителем биологии в данной школе - 10 лет.

Данный опыт явился составной частью проблемы школы «Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни на уроках биологии как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей обучающихся».

Началом работы по теме опыта стало обследование детей по различным видам заболеваний и проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности обучающихся второй ступени.

По итогам обследования детей по различным видам заболеваний можно определенно сказать, что наблюдается рост числа таких заболеваний, как заболевания глаз, сердца, желудочно-кишечного тракта.

Необходимость создания условий для повышения интереса к здоровому образу жизни всех учащихся привела к мысли об использовании современных здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Актуальность опыта.

Здоровье человека — тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Чтобы сохранить здоровье, человеку необходимо организовать свою жизнь с учетом сложившихся объективных экологических условий, устранить нежелательные факторы или снизить их воздействие, свести к минимуму их вредное влияние на человеческий организм.

В связи с этим возникает необходимость обучения человека правилам поведения в неблагоприятных условиях окружающей среды, формирования гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, рассмотрения воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Школа является важнейшим звеном в этом процессе, следовательно, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей необходимо рассматривать как органическую часть целостного педагогического процесса.

Анализ практики школьного образования показывает, что в качестве учебной дисциплины биология традиционно рассматривается как предмет второстепенный, маловажный. Детальный анализ традиционного школьного образования позволяет утверждать, что преобладающий в отечественном образовании предметно-ориентированный стиль обучения не полностью удовлетворяет базовым доминирующим потребностям школьников в здоровьесберегающей деятельности. Подавляющееся в этом случае стремление ученика к самоопределению и самореализации является серьезным условием, определяющим состояние социальной и психологической неудовлетворенности, а отсюда – и снижение уровня его здоровья.

В контексте данной проблемы возникают противоречия между необходимостью:

– воспитания здорового подрастающего поколения и реальным неудовлетворительным состоянием здоровья большинства современных школьников;

– реализации личностно-ориентированного подхода к организации здоровье-сбережения на уроках биологии в школе и имеющим место предметно-ориентированным характером осуществления данной деятельности;

- отсутствия заинтересованности в изучении биологии у обучающихся и высокими требованиями программы по данному предмету;

- традиционного подхода к организации и проведению уроков биологии и широкими возможностями использования здоровьесберегающих технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета.

С учетом изложенных противоречий была сформулирована тема исследования: « Использование элементов здоровьесберегающих технологий как фактор повышения качества знаний и сохранения здоровья обучающихся второй ступени».

Ведущая идея опыта заключается в организации таких форм, способов и приемов учебной деятельности на уроках биологии, которые реально способствуют приобретению навыков здорового образа жизни и сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их познавательной активности, обеспечивают более качественный уровень их образованности и обученности.

Длительность работы над опытом. Работа над темой ведется с декабря 2007 года, когда школа включилась в опытно-экспериментальную работу «Технология создания педагогической системы, содействующей здоровью учащихся» по 2010 год.

I-й этап (сентябрь 2007 г. – май 2008 г.) включал сбор и анализ материалов по теме опыта.

II-й этап (сентябрь 2008 г. - май 2009 г.) являлся непосредственно этапом реализации опыта.

III-й этап (сентябрь 2009 г. – май 2010 г.) был посвящён анализу результатов опыта и подведению итогов работы.

Диапазон опыта представлен единой системой «урок-внеклассная работа».

Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта лежат идеи Н. К.Смирнова, В. Д.Сонькина, В. Н.Ирхина, В. И.Акиньшина, Л. С. Выготского, И. С. Якиманской, В. В. Гузеева, Базарного В. Ф. Т. И.Шамовой.

Для повышения познавательной активности обучающихся второй ступени были использованы следующие понятия:

· «Познавательная активность»

· «Деятельностно-ориентированный подход»

· «Здоровьесберегающие технологии»

Познавательная активность. Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования школьников (Т. И. Шамова). Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Т. И. Шамова [11] убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.

Содержание и организация учебного процесса по технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И. С.Якиманской направлены на раскрытие и использование индивидуального (субъективного) опыта каждого ученика, включая опыт его предшествующего обучения и личностно-значимых способов познания и переработки учебного материала посредством организации целостной учебно-познавательной деятельности.

Деятельностно-ориентированный подход к пониманию активности обуславливает необходимость пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках.[12] В опыте, опираясь на принципы деятельностного подхода, разработаны методические приемы, позволяющие превратить ученика из пассивного слушателя в деятельностного участника урока.

Здоровьесберегающие технологии обучения.

Технологии коллективного способа обучения (КСО) .

Применение технологии коллективного способа обучения оказывает благоприятное влияние на функциональное развитие нервной системы, умственную работоспособность, зрительную систему. У детей совершенствуется память, логическое мышление, актуализируется предшествующий опыт и знание. Наблюдения показывают, что учащиеся становятся более раскрепощенными и в то же время у них повышается ответственность за результаты не только своего, но и коллективного труда. Важным является то обстоятельство, что каждый учащийся имеет возможность выполнять задания в индивидуальном темпе, поскольку работа в парах сменного состава осуществляется в свободном режиме. Двигательная активность на уроках с использованием этого способа валеологизации выше в 2,5 раза по сравнению с традиционными уроками, т. е. дети в 2,5 раза чаще встают, выходят к доске, передвигаются по классу. На обычных уроках дети компенсируют недостаток двигательной активности увеличением двигательного беспокойства (вертятся, ложатся на парту и т. д.). При традиционном обучении двигательное беспокойство отмечается чаще в 3,8 раза по сравнению с учащимися экспериментальных классов; наблюдается тенденция к более частому возникновению вегетососудистой дистонии; ниже умственная работоспособность, а учащиеся в 3,8 раза больше допускают ошибок. Таким образом, КСО по уровню двигательной активности в процессе обучения можно отнести к занятиям в режиме динамических поз.[8]

Технология разноуровневого обучения также позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе, самостоятельно. Система уровневой дифференциации дает ученику право выбора уровня усвоения учебного материала. При такой организации учебного процесса практически каждому ученику гарантирован успех, снижающий чувство тревожности, неуверенности в собственных силах. А это, в свою очередь, повышает мотивацию к учению и создает благоприятный психологический климат в классе.

Учет индивидуальных особенностей ученика на уроке со всей очевидностью проявляется в использовании типо-дифференциального подхода в процессе обучения (В. В.Ильюшенков, Т. А.Берсенёва). Суть данного подхода состоит в различении учащихся с право - или левополушарной активностью головного мозга. Полушарная асимметрия отражается на особенности восприятия учебного материала школьниками, на скорости их «врабатывания» в урок, активности и работоспособности, психосоциальной ориентации и т. д.

В работе учителя приоритетными являются несколько принципов здоровьесберегающей технологии Н. К. Смирнова:

1.Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.

2. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.

3. Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.

4. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.

5. Планирование контрольных работ. уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.

6. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.[9]

Новизна опыта состоит:

- в комбинации элементов известных педагогических технологий при организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников;

- в комбинировании приемов известных методик и современных здоровьесберегающих технологий:

- электронных пособий;

- Интернет-технологий;

-презентаций;

-работы с интерактивной доской;

-дидактических систем, основанных на использовании различных обучающих программ (информационных, тренинговых, контролирующих и др.)

Кроме того, автором опыта создан банк данных мультимедийных продуктов, банк текстовых дидактических материалов по биологии (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный материал, памятки). В календарно-тематическое планирование интегрированы темы уроков в соответствии с программой здоровья В. Н.Ирхина. (Приложение 7)

Технология опыта.

Цель педагогической деятельности:

- создание условий для обучения и воспитания, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в процессе изучения биологии посредством использования современных здоровьесберегающих технологий.

Для достижения данной цели автором педагогического опыта были определены следующие задачи:

· создать воспитательное пространство, предметную среду, направленную на формирование потребности учащихся быть здоровыми;

· введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную здоровьесберегающую программу изучения биологии и других предметов, стимулирующую самообучаемость школьника, его способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;

    познакомить с теоретическим материалом о здоровом образе жизни в сочетании с “минутками здоровья” (упражнения для глаз, для осанки, дыхательные движения и т. д.) использовать педагогические средства, направленные на ослабление влияния таких социальных факторов, как распространённость наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применение таких методов и приемов обучения делает урок автора опыта насыщенным и занимательным, вызывает интерес у школьников к учебному предмету, способствует созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся. (Приложение ) Проблема совершенствования преподавания предмета решается на основе деятельностного подхода, принципов целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, а также наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, воспитывающего и развивающего обучения. Реализация данных принципов позволяет научить школьников анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, систематизировать и делать самостоятельные выводы, применять полученные знания по биологии в ситуациях повседневной жизни.

Формирование здорового образа жизни и понимания ценности здоровья на уроках учитель рассматривает как проявление уровня культуры личности, в первую очередь, педагога.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность: