Основы медицинских знаний

ТРЕБУХОВ А.В. КАЙГОРОДОВА Н.З, ЯЦЕНКО М.В.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Краткий курс лекций

ЧАСТЬ 1

БАРНАУЛ 2007

УДК 61

ББК 5

Рецензент: доктор медицинских наук, профессор Васильев В.П.

Введение

Современный подход к гуманизации образования требует большего внимания со стороны педагогов к проблеме не только духовного, но и физического здоровья человека.

В этой связи актуальность проблемы обучения будущих специалистов основам медицинских знаний в значительно мере продиктована снижением уровня здоровья населения Российской Федерации, ростом числа экологических, природных и техногенных катастроф.

Курс «Основы медицинских знаний» предназначен прежде всего для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений и ориентирован, на профессию учителя (преподавателя).

Теоретические основы, полученные при изучении данного курса, окажутся необходимыми и, для освоения ряда дисциплин, изучаемых по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» («Медико-биологические основы БЖД», «Токсикология производственных ядов», «Медицина катастроф»), а так же общего курса «Безопасность жизнедеятельности» (раздел «первая медицинская помощь»).

Цель курса «Основы медицинских знаний». выработать у будущих специалистов сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью учащихся.

Задачи курса:

Формирование знаний и практических умений у студентов о методах оценки количества и качества здоровья человека.

Развитие у студентов мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья других через овладение принципами здорового образа жизни.

Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания населения.

Ознакомления с наиболее часто встречающимися заболеваниями и неотложными состояниями, привитие навыков оказания доврачебной помощи.

Лекция 1

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Вопросы:

Здоровье и факторы его определяющие.

Образ жизни и его компоненты. Понятие о здоровом образе жизни.

Периодизация жизни человека. Понятие о критических периодах

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

Понятие «здоровье» имеет субъективную и объективную, точнее социальную “наполняемость”, поэтому столь сложно дать однозначное толкование данного термина.

Человек ежесекундно, вольно или невольно, контролирует состояние собственного “Я” и адекватность его текущим условиям бытия. Во всех случаях, когда внутренняя самооценка состояния функциональных систем организма расценивается адекватно текущей и прогнозируемой деятельности, человек ощущает себя здоровым.

Включение социальных аспектов в определение здоровья оправдано по многим причинам, и, прежде всего потому, что субъективное ощущение здоровья далеко не всегда соответствует объективным, точнее социальным критериям. Таким образом, социальные критерии здоровья индивида базируются на иных принципах — возможности или невозможности человека занимать избранную или обозначенную ему социальную нишу.

Уставом Всемирной организации здравоохранения (1968) здоровье определено как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

По сути, в этом определении, здоровье, представляет собой абстрактное и недостижимое состояние. Кроме того, данное определение, представляется идеализированным, и субъективным: здоровье - недостижимая, идеальная цель, к которой необходимо стремиться.

Термин «благополучие» в этом определении закладывает субъективизм - для каждого человека оно разное: оно определяется мировоззрением, ценностными установками человека и т.п. Здоровье представляется здесь как нечто статичное, неизменное.

Но организм на протяжении своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой, он динамичен, меняется сам и меняет на протяжении своего развития формы взаимодействия с окружающей средой.

Попытки избежать подобных противоречий в определении здоровья предпринимались многими авторами – врачами, биологами, философами.

По мнению Ю.Е. Вельтищева, полноценное здоровье - это такое состояние организма, при котором функции его систем и органов находятся в состоянии динамического равновесия с внешней средой, отсутствуют какие-либо проявления и риск болезней. Однако здоровье человека представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, то есть возможность осуществления социальных контактов на уровне семьи, коллектива, общества.

В литературе мы можем встретить и такое определение: «Здоровье – это существование, допускающее наиболее полноценное участие в различных формах общественной и трудовой деятельности» (Адо А.Д.). В материалистской философии, например, здоровье определяется как «совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека» (К. Маркс, «Капитал»).

Физиолог Р.М. Баевский (1979) определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека.

Казначеев В.П. считает необходимым относить понятие «здоровье» не к индивидууму, а к популяции в целом. Здоровье популяции – процесс её социально-исторического развития, психосоциальной и биологической жизнеспособности.

Брехман И.И. (1990) определял здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации»

Следует отметить и такой субъективно-идеалистический подход к определению здоровья, исходящий из понятия «нормы». По своей сути «норма» представляет статистическую, среднюю, «идеальную» популяционную величину какого либо параметра организма (масса тела, рост, количество лейкоцитов в крови и т.п.) с определенными рамками её референтных границ, с которыми сравнивается параметр конкретного индивидуума. Совокупность «норм» здесь и определяет здоровье как таковое. По мнению ряда авторов, такое понимание определения приводит к относительности, и как следствие, стиранию граней между здоровьем и болезнью.

Итак, здоровье можно определить как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные проявления (изменения).

В здоровье выделяют несколько важных компонентов:

1. Физический – это то, как функционирует организм, уровень его резервных возможностей. Сюда же включается наличие или отсутствие физических дефектов, хронических заболеваний.

2. Психо-эмоциональный – это состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, контролировать эмоции, способ выражения отношения к самому себе и окружающим людям.

3. Интеллектуальный – это то, как человек усваивает информацию, использует её, эффективность поиска и накопления нужной информации, обеспечивающей развитие личности и её адаптацию в окружающем мире.

4. Социальный – осознание личностью себя в качестве субъекта мужского или женского пола и её взаимодействие с окружающими. Отражает способ общения и отношений с разными группами людей, то есть с обществом.

5. Личностный – то, как человек осознает себя в качестве личности, как развивается собственное "я", то есть самоощущение и чувство самореализации. Способ самореализации зависит от системы ценностей человека, от того, чего он хочет добиться в своей жизни.

6. Нравственный – это те основополагающие целевые жизненные установки, которые обеспечивают цельность личности, её развитие.

С возрастом изменяется вклад каждого из компонентов в целостное здоровье. Здоровье - состояние динамическое. На него способны влиять, как указывалось выше, многочисленные факторы, которые по характеру действия, можно разделить на группы:

факторы «риска» - факторы, потенциально способные в определенных условиях привести к ухудшению здоровья;

факторы, ухудшающие здоровье;

2) факторы «здоровья» - укрепляющие здоровье;

3) факторы, не влияющие на здоровье.

В зависимости от сферы влияния все эти факторы могут быть объединены в четыре основные группы:

1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния);

Очень важно, что в каждом конкретном случае роль того или иного фактора, формирующего здоровье, неодинакова.