ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА РАДИАЦИОННО ЗАГРЯЗНЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Исследование психологического статуса школьников является необходимым компонентом изучения состояния их здоровья. Отклонения в психологическом статусе часто являются факторами риска возникновения психической и соматической патологии. На психологическое состояние школьников влияют многие факторы, в том числе экологические и социально-экономические. Особые опасения вызывает состояние здоровья школьников, проживающих в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Данные о влиянии повышенного радиационного фона на психологическое состояние детей и подростков противоречивы. Отдельными авторами отмечается увеличение в пострадавших районах частоты этиологически неясных астеновегетативных расстройств [Сухотина Н.К. и соавт. 1993; Головенко С.В. 1994], высокие показатели тревожности и высокий уровень нейротизма [Лысенко В.И. и соавт. 1995; Малыгин В.Л. и соавт. 1998], высокая встречаемость межличностной сенситивности, враждебности и паранойяльности [Малыгин В.Л. и соавт. 1998].

В то же время многие исследователи указывают на то, что ухудшение психологического состояния населения, проживающего на радиационно загрязненных территориях, не всегда можно связать именно с негативным влиянием малых доз радиации.

В наших исследованиях использованы психодиагностические методики: тест Спилбергера-Ханина для определения ситуативной и личностной тревожности и тест Айзенка для определения экстраверсии и нейротизма. Проведено тестирование старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных школах г. Новозыбкова, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы, и в Брянске, находящемся в относительно чистом районе. Компьютерная обработка результатов подтвердила, что между данными, полученными с помощью тестов Спилбергера-Ханина и Айзенка, существует прямая корреляционная связь, а именно: между личностной тревожностью и нейротизмом (коэффициент корреляции r=0,56), ситуативной тревожностью и нейротизмом (r=0,34) и между ситуативной и личностной тревожностью (r=0,49).

По результатам исследования не выявлено достоверных отличий в психологическом состоянии сравниваемых групп старшеклассников.

Среди учащихся г. Новозыбкова имеется некоторая тенденция к увеличению количества учащихся с пониженной экстраверсией по сравнению со сверстниками из г. Брянска, тогда как в последнем наблюдается увеличение количества школьников с высокой личностной тревожностью.

При анализе психологического состояния школьников необходимо учитывать комплексное влияние всех факторов, которые могут на него повлиять. На психологическое состояние школьников влияет учебная нагрузка и бюджет свободного времени. По литературным данным, существует зависимость между состоянием здоровья учащихся и условиями их обучения. Сравнительный анализ хронометража режима дня показал, что существует тенденция к увеличению времени, затрачиваемого ежедневно на приготовление домашних заданий и на посещение кружков и факультативов у учащихся областного центра. По результатам анкетирования большинство старшеклассников ощущают дефицит времени, но в Брянске таких школьников на 4% больше.

По сравнению с другими видами деятельности больше всего свободного времени старшеклассники уделяют прогулкам и общению с друзьями, на втором месте – просмотр телевизионных передач, на третьем – помощь родителям по хозяйству. Отмечено меньшее разнообразие видов увлечений в г. Новозыбкове. В анкетах школьников Брянска упоминалось в 3,2 раза больше названий любимых занятий, чем в г. Новозыбкове. Самые распространенные увлечения – спорт и музыка.

Брянские школьники называют в 2,5 раза больше видов спорта, которыми они занимаются. Ограниченность выбора, возможно, привела к тому, что тенденция к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом у учащихся г. Новозыбкова. Большее количество старшеклассников из г. Новозыбкова имеют любимое занятие и любимый музыкальный стиль (на 17% и 17,8% больше соответственно). Не выявлено корреляции между уровнем тревожности и нейротизма и временем, затрачиваемым старшеклассниками на различные виды деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке психолого-гигиенических мероприятий по реабилитации старшеклассников, пострадавших от радиационной катастрофы.