Лабораторная работа: Факторы, влияющие на зубную систему человека

Пояснительная записка

«Изучение факторов, влияющих на состояние зубной системы человека»

1. Введение………………………………………………………………………. 1

2. «Организм человека как открытая биологическая система»………………..2

3. «Окружающая среда и гигиена пищеварительной

системы человека»……………………………………………………………..2

4. «Функциональные нарушения и гигиена

пищеварения в ротовой полости……………………………………………2-3

5. «Гигиена и профилактика заболеваний зубов»………………………………3

6. Практическая работа«Изучение ротовой полости»………………………..5-6

7. Практическая работа «Составление таблицы «Состояние личной зубной системы»»……………………………………………………………………….7

8. Практическая работа «Влияние вредных привычек на состояние зубов».7-8

9. Практическая работа «Профилактика зубных заболеваний»……………..8-9

10. Приложение

Влияние курения на состояние зубов

Диаграмма № 1

Список используемой литературы:

1. А.Г. Хрипкова «Анатомия, физиология и гигиена человека», «Просвещение»,1975;

2. Энциклопедия «Древо Познания, «Деагостини»,2006;

3. Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова «Анатомия и физиология детского организма», «Просвещение», 1976;

4. Д.П. Гольнева «Человек, его здоровье и окружающая среда», издательство ЧГПИ «Факел», 1995

Человек, являясь составной частью человеческого общества, существует в определенной окружающей среде, из которой он получает все необходимые средства существования и с которой находится в сложных взаимосвязях.

Современная ситуация, сложившаяся между обществом и природой, отличается особой сложностью и ставит перед учеными, политиками и широкой общественностью ряд актуальных вопросов, требующих эффективного и быстрого решения. Это обусловлено экологической опасностью, которая является следствием стремительного и нарастающего вмешательства человека в природную среду, что привело к образованию системы «общество - природа», которая оказалась функционально замкнутой. В ней можно проследить, как прямое, так и обратное самодействие отдельных компонентов друг на друга. Природа становится проводником обратных воздействий человека на самого себя, которые нарушают равновесие самой системы и оказывают губительное воздействие на состояние здоровья самого человека. Сейчас активно развивается новая область знаний – специальная экология, охватывающая процессы взаимодействия природы и общества.

Организм человека как открытая биологическая система.

Организм человека может функционировать только при условии тесной взаимосвязи с окружающей средой.

На организм действуют различные факторы окружающей среды: солнечный свет, состав воздуха, его температура и скорость движения – ветер, степень влажности, атмосферное давление, уровень радиации, магнитные поля и др. организм приспособлен к их естественному воздействию. Но под влиянием деятельности человека многие факторы окружающей среды изменяются: загрязняются вредными химическими веществами вода и почва, изменяется состав воздуха, повышается уровень радиации. Эти вещества поступают в растения, в организм животного. В виде продуктов питания они попадают в организм человека. К изменившимся факторам окружающей среды организм не может быстро приспособиться. К факторам повышенного риска для здоровья относятся малоподвижный образ жизни, нарушение режима учебы, физиологические перегрузки труда и отдыха, режима питания (переедание), самолечение. Некоторые люди подвергают риску свое здоровье из-за курения и употребления алкогольных напитков. Разрушающее действие на организм оказывают различные токсины и наркотики. Наркотические средства называют белой смертью, так как эти химические вещества являются ядами и постепенно отравляют организм (даже если их применяют очень малыми дозами).

Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека

Пища, которую мы ежедневно съедаем, в органах пищеварения превращается в энергию физиологических функций и материал для процессов, обеспечивающих рост и развитие тканей, восстановление и замену постоянно разрушающихся клеток. Пищеварительный тракт – это своеобразный конвейер, на каждом участке которого совершается строго определенное воздействие на пищу. Поэтому очень важно, чтобы пищевые продукты и вода, поступающие из окружающей среды, соответствовали гигиеническим требованиям организма: они должны быть «чистыми» от нитратных и многочисленных ядохимикатных и промышленных загрязнений, которые попадают в продукты питания из загрязненной окружающей среды. Особенно пристальное внимание необходимо обращать на чистоту продуктов и воду от радиоактивных загрязнений, так как они, попадая в пищеварительный тракт человека, перерабатываются, а затем всасываются кровью и разносятся по всем органам, тканям и клеткам организмам человека, вызывая в их функциях необратимые процессы, приводящие к тяжелейшим заболеваниям.

Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в ротовой полости

Пища, попадая в ротовую полость, проходит в ней первый этап обработки. Здесь она размельчается и смачивается слюной. Наша пища обычно многокомпонентная, и в организм одновременно поступают белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Раньше считалось, что фермент слюны амилаза только расщепляет крахмал на более простые вещества (вот почему, когда долго жуём кусочек хлеба, то он становится сладким ) и этим функциям слюны исчерпывается. Оказалось, что фермент слюны лизоцим обладает бактерицидными свойствами и не только участвует в процессе пищеварения, но в какой-то мере предупреждает кариес зубов. Последние исследования слюны доказали наличие в ней ферментов, частично реагирующих на белки и жиры.

Основным аппаратом в ротовой полости, воздействующим на поступающую пищу, является зубной аппарат, который подвергает её не только механическим, но и химическим воздействиям.

Самым распространённым заболеванием зубов является кариес ( от лат. Кариес-гниль, гниение ), заболеванием, проявляющееся в постепенном разрушением твёрдых тканей зуба ( эмали и дентина) с последующим образованием в нём полости.

Гигиена и профилактика заболеваний зубов

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Индивидуальная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, красители.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Рекомендации

1. Чистите зубы не менее двух раз в день около3,5 минут после приёма пищи.

2. Используйте ополаскиватели в течение дня после еды.

3. Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца.

4. Соблюдайте режим правильного питания.

5. Очищайте межзубные промежутки зубной нитью не реже одного раза в день.

6. Регулярно проходите осмотры полости рта у стоматолога.

Изучение ротовой полости

Практическая работа

Цель: изучить особенности зубов ротовой полости исследователя

Оборудование: настольная лампа, большое зеркало, карманное зеркальце.

Ход работы:

1.Сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветить ярким светом настольной лампы (или электрическим фонариком). Руководствуясь схемой, изучите ротовую полость.

2. Изучите внешний вид зубов, порядок расположения их на челюсти.

3. Рассмотрите свои зубы. Найдите резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Определите, какие зубы отсутствуют.

4. Тщательно вымойте небольшое карманное зеркальце. Введите его в ротовую полость и с помощью системы из двух зеркал рассмотрите зубные коронки с наружной и внутренней стороны. Определите, какие зубы повреждены, какие запломбированы.

5. после выполнения заданий, заполните таблицу «Состояние зубной системы» (заполнение начинайте с резцов) наличие зуба обозначьте цифрой (1). Поврежденные зубы обозначьте (*), запломбированные - точкой (.), и удалённые зубы- знаком (-).

6. Сделайте общий вывод о состоянии своей зубной системы. Дайте сами себе рекомендации по улучшению зубной системы.