Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в начальной школе

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

в начальной школе

(Из опыта работы)

Щербаненко Людмила Александровна

учитель начальных классов,

руководитель методического объединения

МБОУ Петровская НОШ

Введение

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которых является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

Целью данной работы является углубленное изучение принципов и составляющих здорового образа жизни, а также переосмысление собственного опыта на основе полученных знаний.

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 «Закона об образовании».

Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов резко снизился по сравнению с 70-80-ми годами.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.

Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.

Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности детей, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.

Одним из основных источников психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.

Теоретический раздел

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:

« Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья, вполне возможно».

Здоровье состоит из нескольких компонентов:

- Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.

- Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.

- Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.

- Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен,

В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).

В последнее время часто упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-это барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

Задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Для этого совершенно недостаточно теоретических знаний, получаемых учениками в рамках школьной программы. Основная цель работы учителя в данном направлении - воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и его принципы

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.

Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.

В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве). Но человек разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.

К социальным принципам здорового образа жизни относятся:

-эстетичность;

-нравственность;

-присутствие волевого начала;

-способность к самоограничению.

Эстетика ЗОЖ.

Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.

Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.

Нравственность ЗОЖ.

Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.

Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себя .

Здоровый образ жизни и его составляющие

По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);

- рациональное питание;

- оптимальный двигательный режим;

- закаливание организма;

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

- воспитание культуры поведения;

Практический раздел

В нашей школе мною и моими коллегами проводится следующая работа по формированию здорового образа жизни:

Воспитание культуры поведения:

- Гигиена тела;

- Культура питания;

- Культура общения;

- Воспитание нравственности;

- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Для проведения занятий мы привлекаем медицинских работников (гигиена тела), психолога (умение оценивать поступки людей).

Физическая культура и спорт:

- Дни здоровья;

- Занятия в спортивных секциях;

- Участие в соревнованиях, знакомство с различными видами спорта.

Работа с родителями:

- Совместная систематическая работа школы и семьи;

- Физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!»;

- Родительские собрания, беседы, лекции.

Учебно-воспитательная работа:

1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):

- профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;

- простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);

- привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).

2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

- Физкультминутки во время занятий;

- Проветривание и влажная уборка помещений;

- Витаминотерапия;

- Функциональная музыка;

- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

Помимо всего вышеизложенного, хочу обратить особое внимание на роль личности учителя в формировании ценности здоровья младших школьников. Одним из важнейших факторов является личный пример классного руководителя.

Проводя регулярно 3 раза в неделю уроки физкультуры, я использую полученные знания во время работы с детьми. Информация о правильном дыхании и питании, осанке, множество интересных упражнений - все это помогает мне на практике ощутить пользу ЗОЖ и поделиться знаниями с моими учениками. Для детей очень важна информация «из первых рук», дети с интересом вникают в примеры из жизни, и это служит для них дополнительным стимулом к освоению новых упражнений

(упражнения на релаксацию, концентрацию внимания, тренировка зрения) и формированию ЗОЖ.

Я регулярно провожу анкетирование детей, с 1 по 4 класс, отслеживая их мнение по поводу собственного здоровья, уровня тревожности, отношения к вредным привычкам и пр.

Эти анкеты позволяют наблюдать и корректировать процесс изменения мировоззрения детей на протяжении всего обучения в начальной школе. На родительских собраниях мы в доброжелательной обстановке обсуждаем результаты анкет вместе с родителями. После нескольких обсуждений родители изъявили желание подготовить и провести цикл классных часов, чтобы поделиться с детьми своими профессиональными знаниями в области здоровья (мама - медсестра, папа - спортсмен). Привлечение родителей к участию в школьных мероприятиях дает детям дополнительную мотивацию для формирования ценности здоровья.

Далее в качестве примера я привожу результаты анкетирования в моем классе.

Самооценка школьных ситуаций

( оценка тревожности)

Инструкция для ребенка :

- оцени каждую ситуацию в баллах. в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу (0 – не волнует, 1 – слабо волнует, 2 – очень волнует).

1. Ответ у доски

2. Разговор с директором или завучем

3. Учитель раздумывает – кого спросить

4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

5. Выполнение контрольной работы

6. Учитель называет оценки за контрольную работу

8. Участие в соревнованиях и конкурсах

9. Непонимание объяснений учителя