Формирование культуры здоровья студентов

В решении проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья студентов ведущее место занимает физическая культура, а именно: использование ее средств, форм и методов на фоне природных факторов оздоровления. Однако сегодня становится все более явным, что классическая модель занятий физической культурой и спортом в вузе не всегда отвечает современным требованиям. Многие ученые и педагоги считают, что необходимо искать нестандартные подходы в деле организации занятий по физической культуре, которые формировали бы у молодежи новые концепции образовательного процесса, создавали условия для более активного научного познания проблемы, а в конечном итоге работали на повышение показателей здоровья и укрепление психофизической личности студента.

Многочисленные исследования подтверждают разнообразное положительное влияние занятий физической культурой и спортом на организм студентов и повышение их успеваемости. Однако работ, касающихся социальных и педагогических воздействий физической культуры на студентов непосредственно в процессе физкультурно-спортивной деятельности, в ходе занятий физическими упражнениями, учебно-тренировочных занятий во время учебного процесса, соревнований очень и очень мало. А значит, нужны новые разработки темы.

Исходя из вышесказанного, преподаватели кафедры физвоспитания и спорта изучили состояние физического воспитания студентов и разработали социально-методические и организационные подходы при проведении занятий по физическому воспитанию и спорту студентов, а также обосновали модель по управлению процессом формирования физической культуры личности студента.

Проведенные исследования показывают, что здоровье студента, прежде всего, зависит от адаптации его организма к учебному процессу, а также от формирования у него и спортивного стиля жизни. При этом следует помнить, что социальная адаптация в нынешнем мире тесно связана с общественным потреблением и производством, что также должно учитываться как доминантный признак среды.

Сегодня многие студенты нуждаются в комплексном оздоровлении по месту учебы. Это, в первую очередь, касается студентов, которые занимаются физической культурой в специальных медицинских группах. В последние годы все большее значение приобретает разносторонний анализ состояния их здоровья, разработка программ здорового образа и спортивного стиля жизни, проведение валеологического и рекреативного воспитания и образования.

Вместе с тем, роль преподавателя в процессе физического воспитания студентов должна быть ведущей в системе «преподаватель-студент». Для этого ему необходимо не только владеть методикой преподавания, но и постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, знать и четко придерживаться принципов воспитательного обучения, быть сознательным и активным, придерживаться в своей работе систематичности и индивидуального подхода к обучению, наглядности, прочной связи обучения с практикой и наукой.

Учить быть здоровым

Одна из важных задач физвоспитания сегодня – формирование у студентов осознанного творческого отношения к повышению уровня физической культуры, мировоззрения, убеждения в необходимости освоения различных ее видов, в развитии мотивационно-потребностной сферы и в самоорганизации здорового образа и спортивного стиля жизни молодежи.

В связи с этим, для студентов, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах, составлена авторская рабочая программа. Её цель – формирование у этой категории студентов основ здорового образа и спортивного стиля жизни, для чего необходимо:

1. Привить студентам мотивационно-ценностное отношение к укреплению и сохранению индивидуального и общественного здоровья.

2. Получить современные знания о здоровье здоровых и больных, о пограничном и патологическом состояниях организма человека.

3. Приобрести знания по организации оздоровительной службы в учебных заведениях, в оздоровительно-культурных и других учреждениях по профилактике заболеваний.

4. Овладеть знаниями, навыками и умениями по использованию средств, форм и методов оздоровления, проведению оценки физического состояния, уровня здоровья и профилактических мероприятий.

В связи с высокой заболеваемостью населения страны, в том числе и студентов, диктуется необходимость введения в учебный процесс нового тематического направления: «Формирование оздоровительной культуры студента». Это требует вовлечения в работу врачей, биологов, физиологов, психологов, экологов, социологов. Обучение по данной тематике лучше всего начать с первого курса. Это даст возможность ознакомить студентов с проблемой формирования их здоровья, наметить пути решения этой задачи для того, чтобы процесс осознания проблемы перерос в практическую плоскость. Для этого, кроме занятий физической культурой, необходимо:

1. Выполнять по утрам утреннюю гигиеническую гимнастику (ежедневно 10-15 мин), затем принять слегка теплый душ.

2. Посещать клубы здоровья или оздоровительно-спортивные секции (2-3 раза в неделю), длительность занятий 45-60 мин. или самостоятельно заниматься физическими упражнениями по своей разработанной программе.

3. С занятий и на занятие в университет ходить пешком: 3,5-4 км в одну сторону в темпе 90-120 шаг/мин. Если живете близко от университета — удлинить маршрут, далеко живете – встать с троллейбуса и пройти оставшийся маршрут в 3,5 – 4 км. Выбирать маршрут следует вне движущегося транспорта.

4. На этажи подниматься пешком, лифтом не пользоваться. Желательно ежедневно подниматься на 5 – 7-й этажи 3 – 4 раза, скорость подъема – одна ступенька в секунду. При подъеме на 5-й этаж одышка должна отсутствовать.

5. В выходной день проводить активный отдых на лоне природы: поездка за город, прогулка в лесу (зимой на лыжах), купание в реке (май – сентябрь), работа на даче, участие в играх, в турпоходах и экскурсиях по живописным местам, можно сочетать приятное с полезным – рыбная ловля, сбор грибов и т.д.

6. В свободное от учебы время участвовать в культурно-развлекательных мероприятиях: смена деятельности всегда благоприятно действует на психику студента.

7. Прогулки по вечерам в любую погоду: в парке, сквере и других живописных местах. Здоровый отдых – это общение с природой.

Наша мышечная система нуждается не только в физических тренировках, ею надо еще научиться управлять и давать возможность полноценно отдыхать. В этом помогает слово, обращенное к самому себе – самовнушение. Именно оно укрепляет волю и эмоциональную настойчивость. Практика показывает, что студент может самостоятельно овладеть приемами воздействия словом на свой организм, развить в себе механизмы саморегуляции (аутогенная тренировка):

управлять тонусом скелетных мышц, по своему желанию расслаблять их, а когда нужно, то концентрировать их силу;

создавать нужное эмоциональное состояние и душевное равновесие;

влиять на функцию нервной системы воспроизведением в памяти эмоционально окрашенных ощущений;

управлять вниманием, концентрировать его на положительных моментах.

Начинать следует с малого, и такое действие необходимо превратить в систему. Таким образом вырабатывается привычка, привычка – укреплять свое здоровье.

В.П. ЗАЙЦЕВ ,

профессор кафедры физвоспитания и спорта, кандидат медицинских наук