ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Гераськина М. А.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», Россия, г. Саранск

Аннотация. Современная жизнь и высокий темп развития общества предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Культура здоровья, как комплексное понятие, включает теоретические знания о компонентах и факторах, оказывающих наибольшее влияние на формирование высокой культуры здоровья.

В современном мире культура здоровья как составляющая общей системы культуры приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности.

С позиции современных научных представлений, под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом [3].

Культура здоровья – понятие комплексное. Оно включает теоретическое знание о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности [3].

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного [8].

Под когнитивным компонентом понимается познавательная деятельность личности, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья важным является и то, насколько человек пополняет знания в этой области. В действительности чаще встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением. Когда образ жизни человека, его стиль жизни, образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Вероятнее всего в таком случае, недостаточна мотивация человека, осознанное проектирование «правильного образа жизни» и соответствия ему.

Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психическое здоровье. Психическое состояние, в сою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом. Эмоциональный компонент личности может являться основой развития психосоматических расстройств, так как одной из причин их возникновения являются эмоциональные стрессы, вызывающие перестройку нервных и эндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов. Напротив положительный эмоциональный настрой благоприятно воздействует на физическое состояние организма.

Важным компонентом здоровья является коммуникативность. Она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, культуры и опыта личности, ценностей, потребностей, интересов, характера и темперамента, привычек, способностей мышления. Коммуникативность отражает психологическое здоровье человека, его способность к самоконтролю и самокоррекции.

Вместе с тем, даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Поэтому необходимо подчеркнуть важность волевого компонента. а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств, таких как самообладание и целеустремленность.

Формирование культуры здоровья в современном обществе является интегративным процессом. Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека, можно выделить следующие: социальные и культурные, педагогические и медико-физиологические.

Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки и вне шко-               лы [6].

Важную роль играет также культурная среда, вероисповедание, общий уровень образования. Установлено, что люди более образованные обычно больше занимаются физическими упражнениями. Среди людей интеллектуальных профессий в два раза больше тех, кто занимается спортом или имеет другую физическую нагрузку в свободное время, чем среди квалифицированных рабочих или экономически неактивных людей. Безработные мужчины и, в некоторой степени, безработные женщины ведут, как правило, менее подвижный образ жизни, чем работающие [6].

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья» уже сформированный культурной и социальной средой. Эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков, и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние воздействует на человека в основном в период детства и юношества, то есть в условиях образовательных учреждений. Здесь важным фактором являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. Важным механизмом формирования культуры здоровья является влияние на когнитивный компонент и мотивацию. Когнитивный компонент означает информативность в области культуры здоровья (анатомия и физиология человека, понятие «здоровья»; факторы, влияющие на здоровье человека и т.п.) [2, 4].

Таким образом, в учебных учреждениях большое внимание должно уделяться мотивации на здоровый образ жизни (ЗОЖ) с тем, чтобы вырабатывалась сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность.

В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т.д.). В связи с этим, многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным заведениям.

К медико-биологическим факторам, оказывающим влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже существующие у человека режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, то есть опыт человека в области культуры здоровья и его привычки. Следовательно, культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни. Человек должен систематически воплощать теоретические знания в повседневной жизни с целью стабилизации своего здоровья, то есть оздоровления [1].

Под оздоровлением в этом случае понимается повышение функциональных резервов и адаптационных возможностей человека для предупреждения заболеваний и улучшения качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности, или имеющих функциональные расстройства здоровья [7].

Именно на таком фундаменте возникла концепция «Сохранения здоровья здоровых», в основе которой лежит не просто профилактика болезней, сколько охрана и восстановление здоровья человека, особенно здорового [8].

Именно поэтому современный человек нуждается в специальных оздоровительных мероприятиях, или применении систем оздоровления. Оздоровительные системы должны воздействовать на все компоненты здоровья человека: душевное и физическое состояние; социальное здоровье, опосредованное через душевное и физическое здоровье.

Таким образом, оздоровление современного человека возможно только благодаря изменению его образа жизни. Нельзя отрицать огромное влияние на состояние здоровья людей таких внешних факторов, как окружающая и культурная среда, здоровая наследственность, состояние здравоохранения и т.д. но ведущая роль среди множества этих факторов принадлежит именно образу жизни, совокупное влияние которого на здоровье в среднем составляет 50 % [5].

Следовательно, сохранить и продлить здоровую жизнь возможно только благодаря ЗОЖ. Формирование ЗОЖ по существу, сводится к выработке и закреплению полезных навыков и привычек на базе естественных биоритмов (режимов бодроствования и сна, труда и отдыха, приема пищи, утренней физической зарядки, водных процедур, гигиенических навыков, оптимального для индивидуума темпа жизни, навыков межличностного общения коммуникабельного человека и др.).

Здоровый жизненный стереотип – главное условие крепкого здоровья и продолжительной жизни.

1. Васильева, З. А. Резервы здоровья / З. А. Васильева, С. М. Любинская. – М. Медицина, 2008. – 320 с.

2. Горовая, В. И. Педагогическая деятельность в системе человекознания / В. И. Горовая, С. И. Тарасова. – М. ИЛЕКСА; Ставрополь. АГРУС, 2005. – 186 с.

3. Иванов, Г. И. Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья / Г. И. Иванов. М. Академия, 2003. – 192 с.

4. Игнатова, В. В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза / В. В. Игнатова,            О. А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. – 2004. – № 1. – С. 2–29.

5. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. – М. ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

6. Концепция сохранения здоровья. региональные публикации ВОЗ // Европейская серия. – 2005. – № 96. – 203 с.

7. Разумов, А. Н. Здоровье здорового человека / А. Н. Разумов. – М. Медицина, 1996. – 413 с.

8. Разумов, А. Н. Здоровье как ценность и предмет научного познания / А. Н. Разумов, О. В. Ромашкина. – М. Медицина, 2002. – 168 с.