Контрольная работа - Предпосылки и условия нормального психического развития ребенка - файл 1.doc

1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное управление

Высшего профессионального образования

«Барнаульский Государственный Педагогический Университет» (БГПУ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Предпосылки и условия нормального психического развития ребенка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Психическое развитие ребенка………………………………….………..4

1.1. Понятие нормального психического развития…………………………….…4

1.2. Возрастные особенности психического развития……………………………5

Глав 2. Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка………………….8

2. 1. Предпосылки нормального психического развития детей…………………..8

2.2. Условия нормального психического развития детей………………….……11

Заключение…………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………..………16

Введение

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с отклонениями в психическом развитии. Современная жизнь не лучшим образом отражается на детской психике: если 10 лет назад психическая патология у малышей до трех лет составляла 8%, то сейчас — 17%[6]. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.

Зачастую, родители неверно понимают свои воспитательные задачи. В некоторых случаях дети бывают предоставлены сами себе, родители не считают нужным вмешиваться в их деятельность. Либо они, наоборот, резко ограничивают свободу ребенка, навязывая ему свои интересы и увлечения, заставляя малыша усваивать ненужные для его возраста знания. Например, рано учат его иностранным языкам или музыке, обучают достаточно сложным физическим упражнениям, с младенчества занимаются плаванием и т.п. Таким образом происходит перескакивание естественных этапов развития, что негативно сказывается на психическом и физическом развитии детей.

Итак, на современном этапе развития общества актуализируются вопросы психического здоровья подрастающего поколения. Это связано с социальными, экологическими, экономическими и другими факторами современной действительности. Важно знать, что необходимо делать, чтобы изменить эту ситуацию.

Каковы условия и предпосылки нормального психического развития? И что понимается под нормальным психическим развитием? Рассмотрим подробнее эти и другие вопросы.

Глава 1. Психическое развитие ребенка.

1.1. Понятие нормального психического развития.

Нормальное развитие - значит "соответствующее неким нормам". И тут сразу возникает проблема - что считать нормой психического развития в дошкольном возрасте. И, что такое норма в развитии психики?

Если придерживаться точки зрения разработчиков "тестов развития", - то это такие проявления психической деятельности, которые обнаруживаются у большинства детей данного возраста. То есть, это статистическая норма.

Возможен и другой взгляд на норму психического развития: с точки зрения гуманистической психологии. Это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях. В этих условиях возможна самоактуализация, реализуется полностью потенциал развития, т.е. максимально проявляются все способности, возможные на данном возрастном этапе [5].

Таким образом, в данном случае возрастная норма - это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки - абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т.д.).

В патопсихологии в определении нормы психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ, где оно сформулировано так: «Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия».

В теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. В целом категория «нормальности» психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. Это связано как с большими индивидуальными различиями в психике человека, так и различными социокультурными представлениями о психической норме и патологии.

^ 2.1. Возрастные особенности психического развития.

По мнению Козловской Г.В. психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС [7].

Нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы, которые ребенок должен пройти. Если же какой-то этап не будет пройден должным образом, то в дальнейшем человеческая психика не компенсирует эту утрату, и развитие пойдет по ущербному типу. Все этапы психического развития человека имеют свои особенности.

Как считает Бадалян Л.О. основы психической деятельности закладываются на первом году жизни. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в это время происходит так называемое первичное обучение. Если ребенок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка[2].

На первом году жизни ребенок очень тесно связан с матерью. Что вполне естественно. Но эта связь должна быть, если так можно выразиться, очень дозированной. Мать должна быть рядом с ребенком, но в то же время не мешать его свободному развитию. Ведь в первый год жизни ребенку предстоит пройти самый большой, самый интенсивный и самый, тяжелый путь познания окружающего мира. В этот период у него постепенно проявляется все большая тяга к свободе, но в то же время малыш еще очень нуждается в близости матери. Стремясь к отделению, он постоянно возвращается обратно.

К концу первого года жизни симбиотическая, невидимая "пуповинная" связь с мамой должна атрофироваться. Ребенок должен получить право на проявление своей самостоятельности. Когда он начинает ходить, наступает новая фаза развития. Приняв вертикальное положение, малыш имеет уже гораздо больше возможностей для обследования окружающего пространства. Этот период важен еще и тем, что ребенок начинает осваивать речь, и пассивный запас в 1,5 года - 1 год 8 месяцев достигает 300 слов. Бурное развитие речи к двум годам - начало речевого общения с окружающим миром, новый этап свободы и творчества ребенка[7].

Бадалян Л.О. говорит о том, что на этом этапе моторное развитие связано с интеллектуальным: чем увереннее передвигается ребенок, тем у него лучше развиваются психические функции[2].

Трехлетний возраст, как подчеркивает Ляпидевский С.С, является критическим периодом (в связи с перестройкой лобной области коры головного мозга). В этот период вся деятельность человека переходит на новый психический уровень, когда мышление становится речевым, а речь осмысленной[3]. У ребенка отмечается выраженное тяготение к самостоятельности.

Следующий этап, по мнению Козловской Г.В. с 3 до 7 лет, получил в медицине и психологии название "мифологический". Ребенок приобретает способность играть в ролевые игры. Поначалу в простые манипулятивные, когда он осваивает функцию предмета, стучит, гремит, возит, двигает, складывает, наливает, вытаскивает. Постепенно малыш начинает придавать предметам определенное назначение: автобус возит людей, а грузовик - мебель, эта кукла - мама, а та - врач. Появляется метафоризация: стул может стать кораблем, пространство под кроватью - пещерой.

Ролевая игра чрезвычайно важна для нормального развития ребенка. Она бывает шумной, агрессивной, даже разрушительной, и, тем не менее, взрослый не должен запрещать детям играть. Другое дело, что он может эти игры организовывать, направлять в более конструктивное русло. Но запрещать активные игры нельзя ни в коем случае.

Как подчеркивает БадалянЛ.О. в возрасте 5-7 лет у ребенка развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми.

Как считает Козловская Г.В. далее следует этап формальной логики. Именно на этом этапе, в возрасте 7-8 лет, а не раньше, следует заниматься активным развитием детского интеллекта. Почва теперь готова, развитие не будет преждевременным.

С двенадцати начинается новый этап - этап романтического восприятия мира. У девочек это проявляется на более приземленном уровне. Им нужно восхищение окружающих, одобрение, даже обожание. В их характере проявляется жажда лидерства. Сверстников они начинают подавлять. Мальчики, в ответ, приобретают агрессивное отношение и к девочкам вообще, и к одноклассницам в частности. Подросткам в романтический период развития чрезвычайно важно прививать высокие идеалы взаимоотношения полов, семейные ценности, оберегать их от цинизма. Иначе психическое и интеллектуальное развитие резко затормозится, интересы станут примитивными до дебильности, и нормальная взрослая личность не будет сформирована [6].

Глава 2. Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка.

^ 2.1. Предпосылки нормального психического развития детей.

Предпосылки развития – природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны [1,с.10]. То же можно сказать и о предпосылках психического развития детей. Каковы должны быть эти предпосылки для нормального психического развития?

Предпосылки развития определяются генетическими и парагенетическими факторами [4].

Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения. От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы.

Размеры тела новорожденного главным образом зависят от парагенетических факторов, связанных в основном с условиями внутриутробной жизни, которые, прежде всего, отражают влияние так называемых материнских факторов. Со временем становится заметным действие наследственности и социальных факторов.

Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов и т. д.

Для развития зародыша и плода основное значение имеет плацента, которая проявляет "активность" уже на третьей неделе жизни плода и является чрезвычайно чувствительной к нарушениям. Недостаточное развитие и неправильное расположение плаценты в матке отрицательно влияет на питание плода, и, следовательно, непосредственно на его психосоматическое развитие в будущем.

Не лучшими условиями для развития плода являются также следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро - и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска.

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов. Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше.

Взаимодействие хромосомных систем и внешних факторов является чрезвычайно сложным. Доказано, например, что частота деформаций развития, обусловленная набором хромосом, увеличивается в зависимости от возраста матери: у детей, рожденных матерями до пятнадцати лет или после сорока, они проявляются в четыре раза чаще. При этом имеет значение и возраст отца.

Кроме этого, в возникновении хромосопатии особое место отводится действию радиоактивных веществ. Необходимо отметить также, что на мужские половые клетки отрицательно влияют высокие температуры и некоторые химические препараты, например, пары бензола, окись углерода, соединения свинца, ртути и др. В последнее время отмечается негативное влияние плохого питания на развитие как мужских, так и женских генерирующих клеток.

Прямое следствие неправильного распределения генов (хромосомной аберрации) - органические изменения центральной нервной системы плода, ведущие к физическим и психомоторным нарушениям в развитии ребенка.

Следует также знать, что около 30 % всех нарушений в развитии плода обусловлены действием отрицательных факторов в раннем периоде беременности, обозначим последние термином эмбриопатия. Эмбриопатия вирусного происхождения - это нарушение, вызванное вирусной инфекцией в период внутриутробного развития. Последнее возникает не только, вследствие заболевания матери краснухой в первые месяцы беременности, но и в результате таких вирусных болезней, как грипп, инфекционная желтуха, корь, свинка. В последнее время обращается внимание на эмбриопатию, которая вызвана облучением плода в период беременности ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами, радиоактивными элементами, изотопами и действием атомной энергии. Глубина деформаций и нарушений зависит от того, на какой стадии беременности начали действовать отрицательные факторы.

Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки.

В последнее время подчеркивается также, что в период беременности не следует употреблять антибиотики, сульфаниламиды и барбитураты.

Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные эмоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха.

В новейших исследованиях акцентируется внимание на проблеме кислородного голодания. Кислородное голодание возникает как результат снижения уровня гемоглобина, повреждения плаценты и отравлений во время беременности. При кислородном голодании снижается способность плода получать кислород через ткани, что случается при отравлениях лекарствами.

Таким образом, здоровье матери - один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробный период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешенности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

^ 2.1. Условия нормального психического развития

Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность [1,с.9].

Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами.

То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье.

Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он - одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей.

По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец.

На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он до семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая, скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу.

Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие.

Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонкая моторика - основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.

Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы.

Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Родителям нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.).

Таким образом, к основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Заключение

За последние несколько лет ситуация с психическим здоровьем детей заметно ухудшилась. Это связано с большим количеством биологических, экономических, экологических и социальных факторов, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения.

Для обеспечения нормального психического развития детей необходимы благоприятные предпосылки и условия.

Решающее значение имеет здоровье матери (возраст, отсутствие инфекционных и вирусных заболеваний, вредных привычек и т.п.), здоровая наследственность, благоприятное течение беременности и родов (отсутствие микро - макротравм), нормальное функционирование плаценты, отсутствие неблагоприятного воздействия окружающей среды (токсические препараты, лекарства, радиация т.п.).

Важным является психоэмоциональное состояние беременной и ее хорошее питание.

Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности.

Большое значение имеет семейная среда и воспитание Недопустимы гипо – и гиперопека. Очень важно для нормального психического развития ребенка обеспечение его основных потребностей в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями.

^ Список литературы

1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд. перераб. и доп. – М. Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.

2. Бадалян Л.О. Невропатология: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец №2111 «Дефектология».-2-е изд. перераб.- М. Просвещение, 1987.-317 с. ил.

3. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова.- М. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384с.- (Коррекционная педагогика).

5. Гизатуллина Д. Проблемы диагностики психического развития в детском саду. http://www.detisite.ru

6. Козловская Г.В. Задержка психического развития: не шагайте через ступеньку. http://www.portal-slovo.ru

7. Козловская Г.В. Основные стадии психического развития. Понятие дизонтогенеза. http://www.nevromed.ru