В настоящее время наблюдается существенное ухудшение здоровья студентов [8,9, 11].

Сравнительное изучение состояния здоровья студентов различных вузов показало, что при поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы [12].

Кроме того, сама учебная деятельность студента за последние годы настолько изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со всеми нагрузками [1]. А это, в свою очередь, приводит к истощению и срыву адаптации, что служит основой болезни [5]. Некоторые авторы связывают проблему ухудшения состояния здоровья студентов на данном этапе с неспособностью молодежи противостоять изменившимся социально-политическим и экономическим условиям общества [3].

В то же время формирование потребностей в физическом и психическом здоровье является определяющим в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс формирования этой потребности был эффективным, он должен быть осознанным. Анализу данного положения и была посвящена настоящая работа, в которой изучали взаимосвязь субъективных представлений о состоянии физического и психического здоровья и целях занятий физкультурно-оздоровительными упражнениями студентов, имеющих различные факторы риска нейросоматических заболеваний. Как указывают многие авторы [7,10], в структуре их хронических заболеваний преобладают болезни нейрогенной этиологии.

Методика.

В исследовании принимали участие 258 студентов (106 юношей и 152 девушки) II курса разных факультетов МГУ, занимающихся в группах ОФП подготовительного отделения.

Для анализа состояния их здоровья использовалась анкета, которая содержала 109 вопросов, направленных на выявление у студентов психологической и эмоциональной дезадаптации, вегетативных расстройств, психосоматических заболеваний, наследственной предрасположенности к данным заболеваниям, а также психотравмирующих ситуаций.

С целью исследования мотивационной сферы физического воспитания у студентов был проведен опрос с помощью второй анкеты, в которой требовалось ответить на вопрос: "Что для Вас является наиболее важным в процессе физического воспитания?" Каждый студент должен был из тридцати ответов выбрать пять наиболее значимых для него и проранжировать их. Все варианты ответов можно было разделить на четыре блока:

характеризующие форму проведения занятий;

связанные с потребностью в физическом самосовершенствовании; потребностью в самоутверждении; характеризующие здоровье и потребность в улучшении здоровья и работоспособности, в психической реабилитации.

Полученные данные анализировались на компьютере IBM PC AT с использованием статистического пакета социологических исследований SPSS.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ выявил у 57,4% студентов подготовительного отделения наличие различных психотравмирующих ситуаций; у 72% студентов наблюдается наследственная отягощенность в отношении соматических заболеваний нейрогенной природы. Отмечается низкая физическая активность у 36% студентов и 70,9% студентов, эпизодически занимающихся физкультурой и спортом.

Анкетирование выявило (табл. 1) относительно высокий процент лиц с такими жалобами, как наличие тревоги и неудовлетворенность работой (46%), частое внутреннее напряжение (41%), рассеянное внимание (27%), повышенная утомляемость (35%), повышенная раздражительность (32%), "комок" в горле (35%).

Таблица 1. Результаты анкетного опроса студентов подготовительного отделения МГУ