Безопасность и здоровье, как условие развития персонала организации

Управление здоровьем персонала как инструмент успешной кадровой политики

3. Управление безопасностью персонала в организации.

Выводы.

Список использованной литературы.

Введение

Исследования ведущих международных компаний в области управления персоналом показывают, что эффективность бизнес-процессов в значительной степени определяется состоянием здоровья сотрудников компании, от которого в немалой степени зависит и мотивация, лояльность и производительность труда. Кроме того, именно состояние здоровья сотрудников определяет уровень абсентеизма. Поэтому очевидно, что управление здоровьем персонала — одна из важнейших задач HR, инструмент успешной кадровой политики.

Опрос руководства ряда европейских компаний, проведенный BusinessWeek European Leadership Forum, доказал, что компаниям скорее нужно ставить приоритетом благополучие своих сотрудников, нежели заботу о клиентах. Интересно, что концепция развития людей является самым важным фактором, влияющим на успех бизнеса. Руководители компаний сообщили, что наличие способных, инициативных служащих-профессионалов более ценно, чем знание потребностей клиентов. Компании могут сделать клиента счастливым, только если их сотрудники окружены заботой и уважением. Если быть точными, то в конечном итоге именно служащие отвечают за отношения с клиентами и представляют ценностное предложение вашей организации. По данным британской страховой компании BUPA, люди с крепким здоровьем в среднем на 20% эффективнее, чем люди со слабым здоровьем. К последним можно отнести до 30% сотрудников коллектива, которые испытывают стресс, недостаток сна, страдают от плохой диеты и гиподинамии.

1. Организация охраны здоровья на предприятии

Любой труд несет в себе потенциальную опасность профессионального поражения здоровья. Степень этого поражения различна и зависит от многих причин. Налицо имеет место определенная несостоятельность системы охраны здоровья и безопасности работающего человека. Попытки прорыва частных подходов к обеспечению безопасности и оздоровлению лиц оказались неуспешными. Потребовалось проведение комплексного системного анализа основ культуры безопасности и здоровья. Соответственно культура безопасности выступает как интегральное отражение регулятивных процессов со стороны работника психофизиологических профессионально-важных качеств количественных характеристик здоровья и профессиональной работоспособности в процессе своей деятельности и общении (в рамках социотехнической системы) является важнейшим фактором безопасности. Культура производственная тесно связана культурой безопасности, а та в свою очередь с культурой и состоянием здоровья работников.

Кроме культуры безопасности существует еще психофизическая культура. Психофизическая культура включает в себя физические упражнения двигательного и статического характера в сочетании с дыхательной гимнастикой. Навыки психофизической культуры должны стать составной частью психики человека работающего в энергетике. Они тренируют волю, весь психомоторный центр личности и являются эффективным и действенным средством самовоспитания.

Как подвинуть общественное сознание людей к здоровому - в изначальном значении этого слова – мышлению? В советском прошлом сознание определялось бытом. Реформаторы развили это положение: теперь сознание определяется не бытием, не бытом, а деньгами (монетаризм). Интересы труженика, хозяина, работника принеслись в жертву многочисленных реформ. В результате трудовое сознание работников явно деформировано. Большинство людей уже не соизмеряет результаты своего трудового потенциала с желанием занять более высокую ступень в обществе, улучшить материальное благосостояние.

Для оптимизации процессов оздоровления и создания соответствующей мотивации у человека требуется четкая конкретная цель. Также должна быть осязаемость результатов и разработанные критерии оценки эффективности проводимых мероприятий. В отличие от теоретических исследований здоровья, допускающих приблизительность формулировок и «размытость» понятий, формирование здоровья – это практическая деятельность, которая требует четких целей и осязаемости критериев на всех этапах работы. Для практики оздоровления должны быть конкретизированными – четкость представлений и практическая разработанность ранговых критериев; возможность измерения количества здоровья у каждого конкретного индивида, а также возможность контроля за точностью измерения количества здоровья и эффективностью модификации поведения.

Здоровье – это такая форма жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое качество жизни и достаточную его продолжительность. Любое заболевание, считается заболеванием только лишь потому, что нарушает качество жизни и ведет к преждевременной старости.

К сожалению, учение о качестве жизни находится пока в зачаточном состоянии, хотя в его разработке видится одно из важнейших направлений профилактической медицины.

Взаимодействие человека с множеством социальных и средовых факторов с учетом индивидуальной резистентности и восприимчивости. Необходимо обязательно учитывать удовлетворенность человека своей деятельностью, жизнью, причем это должно быть определяющим.

Здоровье человека нельзя определить и понять в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек. Образ жизни человека – это слепок господствующих в обществе отношений. В то же время не должно быть гипертрофированного представления о возможностях отдельного человека в формировании действительных условий здорового или нездорового образа жизни. Должна быть адекватная оценка ответственности индивидуальная ответственность – 60-70%, государственная – 10%, общественная -10%, предприятия – 10%.

В рамках данной статьи рассмотрим понятие здоровье и ответственности за здоровье на двух уровнях – предприятия и индивидуума. Руководство предприятия (компании) должно заботиться о здоровье своих работников и всячески поощрять работников. Например, в конце года все кто ни одного раза не болел, получают приличную премию. А те, кто не курит, получают небольшое вознаграждение. Надо приучать работников заботиться о своем организме и содержать его в полном порядке. Необходимо определять эффективность пребывания работников в отпуске и материально отмечать тех лиц кто умеет не только хорошо работать, но эффективно отдыхать. В задачу предприятия должно входить организовывать определение количества здоровья у работников и стимулирование работников к достижению уровня безопасного здоровья. Организация должна обеспечивать транспортом, то есть привозить на работу и увозить с работы своих работников, кроме того нужно на работе кормить работников по специально разработанным рационам питания. Одним словом на предприятии должна быть служба здоровья. А на предприятиях кроме этого должна еще быть служба надежности деятельности. В задачи, которой бы входило создание системы мониторинга за каждым работником психофизиологических показателей профессиональной работоспособности.

Самая наиболее весомая доля общей ответственности составляет индивидуальная ответственность за свое здоровье.

2. Управление здоровьем персонала как инструмент успешной кадровой политики

В современных условиях многие аспекты производственной деятельности негативно сказываются на здоровье персонала: это и постоянный стресс, и недосыпание, и плохая экология, что особенно актуально для крупных городов, но главное — это цейтнот. Недостаток личного времени не позволяет сотрудникам своевременно проходить обследования и обращаться за медицинской помощью, уделять внимание спорту, отдыху и здоровому питанию. При анализе ответов на вопрос о барьерах профилактики было выявлено, что основная причина низкой эффективности профилактических вмешательств связана с отсутствием средств (76%) и времени (68%).

В ситуации, когда у сотрудника не хватает времени, работодатель должен сам управлять здоровьем своих работников. Для этого HR-ы западных стран уже достаточно давно пользуются технологией Health management, которая становится все более актуальной для нас.

В самом общем виде Health management (управление здоровьем) включает в себя две составляющие. Первая — это всестороннее исследование медицинских рисков, цель которого состоит в том, чтобы выявить и ранжировать по значимости факторы, негативно сказывающиеся на здоровье сотрудников. Иными словами, специалисты изучают производственные процессы и обращают внимание HR-ов на все острые углы: стрессогенные точки и другие аспекты, негативно сказывающиеся на здоровье персонала.

На этой стадии изучается статистика по наиболее частым заболеваниям, устанавливаются их причины и последствия, проводится стресс-аудит. Далее по результатам исследования составляется план превентивных мероприятий, которые необходимо провести, чтобы снизить заболеваемость. Превентивные мероприятия охватывают все сферы, так или иначе сказывающиеся на состоянии здоровья сотрудников. Это не только регулярные медосмотры и вакцинация, но и корпоративный фитнес, программы, стимулирующие отказ от курения, здоровое питание, а также эргономика и экология офиса.

Чтобы мотивировать сотрудников заниматься своим здоровьем, необходимо, прежде всего, увязать карьерный рост и экономическое благополучие с состоянием здоровья. Во многих западных компаниях давно стали нормой премии сотрудникам, которые воздерживаются от курения и ведут здоровый образ жизни. Страховая компания Humana Inc. провела опрос среди своих сотрудников с целью выяснить, употребляли ли они табачные изделия в предыдущие двенадцать месяцев. Те, кто воздерживался от курения, получали ежемесячную прибавку к жалованию в размере $5. А компания General Mills Inc. ежемесячно вычитала у курильщиков $20 из пособий по болезни.

Важную роль играют не только бонусы, но и различные мероприятия, направленные на внедрение идеологии здорового образа жизни на предприятии. Очень сложно отследить действительно ли человек отказался от вредной привычки или он спокойно продолжает курить во внерабочее время, действительно ли он серьезно занимается фитнесом или посещает спортзал «для галочки». Важно создать цельную идеологию здорового образа жизни. На формирование такой идеологии работают не только внутренние брошюры и плакаты, но и корпоративные спортивные мероприятия: выезды, соревнования, фитнес.

Все больше и больше организаций считают, что сотрудники являются самым важным и главным фактором нормального функционирования организации, и предпринимают активные шаги для того, чтобы создать наилучшие условия для работы своего персонала: обеспечивают сотрудников всеми необходимыми средствами для поддержания здоровья (начиная с гимнастического зала и кончая профилакториями), используют обучающие программы по снятию стресса, профессиональное консультирование и т.д.

С другой стороны, сегодня многие люди ни по-настоящему больны, ни по-настоящему здоровы. Они жертвы нового образа жизни, в котором не ориентируются. Для нашей страны это резкий переход к рыночным отношениям. Для высокоразвитых стран — прогрессирующее развитие техники. Но и то и другое ставит перед людьми задачи, которые им не всегда по плечу. Они порой не понимают, как придать своей жизни смысл и использовать свои способности и возможности. Многие врачи придерживаются мнения, что человек, который перед собой больше не видит цели, бывшей для него до сих пор стимулом и поддержкой, лишается сил. Поэтому большинство людей сегодня попали в ситуацию, в которой ослабевает их психическое и физическое сопротивление болезням.

Все это должно побуждать руководителей организаций более глубоко подходить к анализу причин отсутствия сотрудника на работе.

Сегодня определенные категории работников испытывают страх перед работой, перед коллегами, перед руководителем, особенно причиняющий вред вегетативной нервной системе. Страх вредит больше, чем чрезмерные требования к работающему. Поэтому большое влияние на предрасположенность к заболеванию оказывает установка к работе и степень удовлетворения работающего, получаемая им от своей деятельности. В таких случаях как перегрузка на работе, так и недогрузка приводят к одному результату - отсутствию на рабочем месте. Многими исследованиями доказано, что с ростом ответственности за результаты работы и удовлетворенности от своей деятельности время отсутствия на работе сокращается.

Сегодня становится общепризнанным, что несчастные случаи и отсутствие на рабочем месте очень часто бывают, вызваны стрессовыми ситуациями, злоупотреблением алкоголем или применением наркотиков — все три причины взаимосвязаны. В табл. 1 перечислены некоторые симптомы стресса физического, эмоционального и поведенческого характера.

Зная и понимая как руководитель собственную, а также реакцию других людей на стресс и то, как он проявляется в наблюдаемом поведении, Вы можете распознать его симптомы значительно быстрее. Это первый шаг в определении причин стресса и выявлении того, чем он обусловлен: организационными факторами или напряжением на работе. При подобных причинах стресса руководитель может модифицировать работу или смягчить воздействие неблагоприятных факторов, или каким-то образом изменить окружающую обстановку.

Нужно уметь правильно использовать сотрудников на работе. Они довольны, если требования, которые перед ними ставят, не слишком высоки, но и не слишком низки. Они предпочитают, чтобы требования соответствовали их опыту, чтобы работали они в небольшой группе, а не в коллективе большой численности. С высокой заболеваемостью дело обстоит так же, как и с большой текучестью сотрудников: причину явления часто следует искать в уровне руководства персоналом.

Потери рабочего времени из-за отсутствия сотрудников на работе решающим образом зависят от удовлетворенности и отношения сотрудников друг к другу. Своим поведением руководитель способен значительно влиять на потери времени. Очень важным фактором при этом является стиль руководства, рациональное использование сотрудника на работе и хорошие условия труда.

3. Управление безопасностью персонала в организации

Тщательный анализ условий, порождающих несчастные случаи, вновь и вновь подтверждает: сами по себе технические факторы редко являются причиной. Кроме того, всегда легче исследовать и понять противоречащее безопасности состояние производственного объекта, чем выяснить точные обстоятельства несчастного случая, так как чаще всего ни менеджер, ни сотрудник не хотят нести персональную ответственность и скрывают действительные причины. Для определения состояний, при которых возникают нарушения правил техники безопасности, лучше всего выделить опасные объекты. По каждому объекту нужно установить соответствие требуемым стандартам безопасности. Таким образом, если анализировать несчастные случаи по унифицированному каталогу условий, способствующих возникновению несчастных случаев, то руководитель сможет быстро установить причину нарушения правил безопасности труда.

Ошибки, основанные на поведении людей, установить труднее. Если инженер по технике безопасности, да и любой руководитель, спросит, не эксплуатируется ли оборудование с нарушением правил техники безопасности, то чаще всего он получит необъективный ответ. Кто же сознается, что несчастный случай объясняется его собственными недостатками? Какой руководитель признается, что случай связан с неудовлетворительным обучением или пренебрежительным отношением к инструктажу или потому, что к работе был допущен неподготовленный работник? Однако именно эти ошибки лежат в основе большинства несчастных случаев. По данным статистики, примерно половина всех несчастных случаев происходит из-за невнимательности, чрезмерного усердия, равнодушия ответственных за проведение работ.

Очень легко найти человека, на которого можно переложить всю вину и думать, что проблема решена. Вероятно, порой это и есть один из вариантов решения вопроса, но важнее задаться вопросом: «Как получилось, что организация позволила человеку действовать таким образом?» Если и найдется человек, на которого можно возложить всю вину, это не освободит руководителя и организацию от повторения подобной ситуации. Необходимо выяснить основную причину происшедшего.

Как руководитель, Вы можете ссылаться на то, что будете точно следовать предписаниям и тем самым выполнять свои обязанности по обеспечению безопасности труда. Но и это неполное понимание задач руководителя, поскольку ответственность за безопасность своих сотрудников нельзя переложить на предписания или, например, на отдел техники безопасности в лице его начальника или инженера этой службы. К сожалению, такая неверная установка встречается часто.

Поэтому необходимо пробудить и укрепить сознание ответственности за безопасность труда у руководителей и сотрудников. Руководитель должен разъяснить сотрудникам и довести до их сведения все, что от них требуется, и предпринять необходимые шаги, чтобы это успешно реализовать. Правила техники безопасности должны быть четко сформулированы и любое нарушение этих правил должно повлечь за собой принятие дисциплинарных мер.

В системах управления безопасностью труда в организациях часто применяют разделение всех сотрудников, с которыми могут произойти несчастные случаи, на три типичные группы:

• сотрудники, которые не придерживаются правил по технике безопасности по незнанию. Зачастую это новички в организации, неопытные и недостаточно проинструктированные в процессе введения в должность;

• сотрудники, хотя и знающие, как надо действовать, но не выполняющие правила, поскольку отвлекаются по разным причинам, бывают перегружены, нервничают. Иногда из-за усталости, личных неприятностей или болезни, сильного возбуждения они становятся не способны выполнять определенную деятельность;

• сотрудники, которые хотя и знают, как правильно работать, и умеют это делать, но не придают значения соблюдению правил по технике безопасности. Обычно причина этого заключается в чрезмерном усердии, спешке, ложном героизме. Такие сотрудники не считают свои рискованные методы работы опасными и не осознают того, что они могут привести к несчастному случаю. Большая доля нарушений правил техники безопасности имеет своим началом подобное неправильное отношение сотрудников к вопросам безопасности.

Управление персоналом обязательно включает в себя специальное обучение сотрудников необходимым им правилам техники безопасности. И это обязанность, которой не удастся избежать любому руководителю. Обучение правилам техники безопасности и охраны здоровья — единственная форма обучения, которая является обязательной по закону.

Хотя, несомненно, существуют определенные специфические потребности, зависящие от конкретной отрасли промышленности или конкретной работы, но список различных категорий сотрудников, нуждающихся в обучении, очевидно, будет одинаков. Это — новые сотрудники, проходящие введение в должность, менеджеры и руководители низшего звена, ответственные (штатные и общественные) за технику безопасности, представители профсоюзов и постоянный персонал организации. Одной из серьезных проблем среди лиц, работающих длительное время в организации, является их «привыкание» к опасным ситуациям. Очень трудно изменить укоренившееся у них отношение к тем или иным явлениям. Поэтому необходимо, чтобы штатные сотрудники постоянно проходили обучение по технике безопасности. Частично данный вопрос можно решить путем настойчивого внедрения этих правил в жизнь, но чаще всего следует принимать какие-то другие меры. Например, можно предложить новую схему техники безопасности, которая может повысить интерес сотрудников к данным вопросам и побудить их обращать больше внимания на возможные опасные ситуации. Необходимо внимательно рассмотреть каждую такую ситуацию на собрании сотрудников. С этой целью хорошо использовать видеофильм или фильмы, предназначенные для создания у персонала представления о необходимой технике безопасности и для того, чтобы сотрудники взглянули на эти вопросы с другой стороны.

В любой системе управления существенное значение отводится контролю. Для того чтобы быть уверенным, что правила по технике безопасности выполняются, любому руководителю необходимо вести контроль за их соблюдением. Мы остановим внимание на двух очень полезных подходах контроля за соблюдением правил техники безопасности, способствующих предупреждению несчастных случаев.

Первый подход — метод «регулярных проб». Он предполагает наличие обученных наблюдателей, которые обходят организацию (отдел) по предписанному маршруту и выявляют недостатки в сфере техники безопасности. Такую задачу можно возложить и на сотрудника отдела ТБ. Главное здесь то, что контрольный уровень возможных нарушений должен быть задан, и задача контролирующего — не допустить его превышения. Метод позволяет выявить опасные ситуации до их перерастания в несчастные случаи и инциденты.

Второй- метод «критических случаев». Он предполагает опрос сотрудников для выявления причин ситуаций, близких к опасным. И этот подход ориентирован на предотвращение несчастных случаев.

Все вышесказанное предполагает, что руководитель хорошо знаком с «желаемыми стандартами», может оценить, насколько эти задачи выполняются, какие шаги необходимо предпринять, чтобы улучшить положение дел. Он осуществляет регулярную проверку соблюдения техники безопасности, чтобы гарантировать соответствие поведения работников установленным стандартам в течение продолжительного периода времени.

Если организация хочет поставить дело так, как требуется законодательством и стандартами, необходимо обращать внимание на все случаи нарушений техники безопасности и фиксировать их. Только тогда специалисты по персоналу и по технике безопасности смогут помочь руководителю, предоставляя необходимые статистические данные и анализ несчастных случаев, а также выводы, сделанные на основе их изучения.

Выводы

В современных экономических и политических условиях развития нашей страны, характеризующихся появлением различных форм собственности, все большую значимость приобретает понятие «безопасность». Рядом с привычными для каждого предприятия службами техники безопасности и охраны здоровья персонала появляются коммерческие службы, обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства. Новое содержание приобретают процессы охраны результатов творческой научной, инженерной и художественно-конструкторской деятельности. Сегодняшний подход к раскрытию понятия управление безопасностью - это прежде всего основанное на признанных во всем мире принципах законодательное регулирование отношений всех видов собственности.

Безопасность на рабочем месте — не только вопрос техники или организации производства, но прежде всего моральная обязанность каждого руководителя. Несчастные случаи, происшедшие по причине технических и организационных недостатков, постепенно уходят в прошлое, в то время как большая часть травм и материального ущерба происходит по причине неправильного поведения людей.

Правовая защита от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также профилактические мероприятия по охране здоровья находят свое отражение в трудовом законодательстве, в Положении о государственном страховании, в системе стандартов безопасности труда. Ответственность за состояние техники безопасности лежит на руководстве организации.

Список использованной литературы

1. Балабанова Л. Управління персоналом: Навчальний посібник/ Людмила Балабанова, Олена Сардак,; Мін-во освіти і науки України, ДонДУЕТ ім. М. Туган-Барановського. - К. Професіонал, 2006. - 511 с.

2. Крушельницька О. Управління персоналом: Навчальний посібник/ Ольга Крушельницька, Дмитро Мельничук. - 2-е вид. перероб. й доп. - К. Кондор, 2005. - 304 с.

3. Пронников В. Управление персоналом в Японии: Очерки/ В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. - М. Наука, 1999. - 205 с.

4. Савельєва В. Управління персоналом: Навчальний посібник/ Валерія Савельєва, Олексій Єськов,; М-во освіти і науки України. - К. Професіонал, 2005. - 335 с.

5. Слиньков В. Управление персоналом: (Практические рекомендации)/ Владимир Слиньков. - 2-е изд. исправленное. - К. Алерта: КНТ, 2006. - 239 с.

6. Управління персоналом: Навчальний посібник/ Микола Виноградський, Світлана Беляєва, Алла Виноградська, Олена Шканова,; М-во освіти і науки України, Київ. еко-ном. ін-т менеджм. ("Екомен"). - К. Центр навчальної літератури, 2006. - 500 с.

7. Управління персоналом фірми: Навчальний посібник для студ. економ. спец./ Ред. Валентина Крамаренко, Борис Холод. - К. ЦУЛ, 2003. - 271 с.

8. Хміль Ф. Управління персоналом: Підручник/ Федір Хміль. - К. Академвидав, 2006. - 487 с.

9. Шегда А. Менеджмент: Учебник/ Анатолий Шегда. - 3-е изд. испр. и доп. - К. Знання. 2006. - 645 с.