Социально-демографические факторы здоровья

Влияние социально-демографических факторов на отношение к здоровью является одним из наиболее исследуемых аспектов этой проблемы и рассматривалось выше в связи с влиянием большинства названных факторов. Очевидны тендерные и возрастные различия людей в отношении к здоровью, при том, что пол и возраст являются сущностными характеристиками каждого человека, имеющими объективную обусловленность. Иной статус имеет фактор "образование", точнее, "уровень образования", являющийся субъективной характеристикой индивида, зависящей от его личностных установок и поведенческих актов. При этом значимость фактора "образование" оказывается очень важной для формирования отношения к здоровью.

Как известно, система высшего образования является одним из основных рычагов в социальном механизме воспроизводства, прежде всего "среднего" и "высшего" классов. Теория воспроизводственной функции образования была разработана французскими социологами Дж. Пассероном и П. Бурдье в 60-е годы, а затем развивалась представителями антропономической школы (Д. Берто и др. ). Суть ее заключалась в том, что образование является одним из средств восходящей мобильности, своего рода "социальным лифтом" (П. Сорокин). С годами справедливость этого утверждения не просто возросла: ныне решающая роль в воспроизводстве социальной структуры отводится не столько экономическому, сколько символическому капиталу личности, т. е. образовательному и культурному капиталу, включающему, по П. Бурдье, языковую и культурную компетенцию.

Социальная структура подростковой среды в определенной степени является "слепком" с социальной структуры общества, в данном случае - с социально-структурных параметров родителей. Проекция указанных параметров на систему ценностных ориентаций подростков и дает в результате набор поведенческих актов в сфере здоровья.

Целесообразность рассмотрения влияния фактора "образования" применительно к такому объекту исследования, как подростки, объясняется тем, что эта возрастная категория, во-первых, имеет перспективу для формирования оптимального отношения к здоровью, и, во-вторых, уровень образования родителей (прежде всего, матери) является одним из самых надежных факторов сокращения младенческой смертности и поддержания здоровья детей. Кроме того, образование обычно обеспечивает более высокий доход и сопутствующие возможности, дает знания, развивает кругозор, самоконтроль, личностную автономию. Образование также является самым точным фактором при решении вопросов, связанных с планированием семьи и ориентацией на здоровый образ жизни.

Материалы международного исследования позволяют рассмотреть значение фактора "образование" для формирования отношения к здоровью подростков в кросскультурном аспекте.

В качестве критерия социальной дифференциации подростков был взят уровень образования родителей и их должностной статус. Были выделены четыре образовательные группы: I группа - родители с "начальным" и "неполным средним образованием", II группа - со "средним общим" и "средним специальным", III - с "незаконченным высшим" и "высшим", IV группа объединила респондентов, не давших ответ.

По должности и профессии все родители респондентов были разделены на четыре группы: предприниматели, руководители, служащие, рабочие.

В структуре российской и финской выборок существовали определенные различия по уровню образования: в России доля респондентов с высшим образованием оказалась значительно больше, чем в Финляндии, а с начальным - меньше, что соответствовало структуре генеральных совокупностей.

Добавьте ваш комментарий: