СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Ибашова М.С. – инспектор по научной работе НИИ Психологии КазНПУ им.Абая

В настоящее время одним из основных вопросов психологии здоро­ вья является определение критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья, а со циальная поддержка является одним из факторов психического здоровья подрастающего поколения.

В соответствии с принципом иерархичности человек представляет собой сложную живую систему, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимосвязанными уров­ нями функционирования. Можно выделить три уровня рассмотре­ ния здоровья человека — биологический, психологический и социаль­ ный, каждый из которых обладает своей спецификой [1].

На биологическом уровне сущность здоровья рассматривается как динамическое равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее оно влияет на состояние психического и социального здоровья. Самооценка физического здо­ ровья выявляет меру благополучия в функционировании организма.

Психологический уровень рассмотрения здоровья [1] связан с лич­ ностным контекстом, в рамках которого человек предстает как пси­хическое целое. Среди критериев психического здоровья особо зна­ чимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, урав­ новешенность, духовность, ориентация на саморазвитие.

Переход от психологического к социальному уровню весьма усло­ вен. Однако во втором случае человек воспринимается как существо общественное, и здесь наиболее важными представляются вопросы влияния социума на здоровье личности, а также выполнение челове ком своих социальных функций. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степе­нью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств (конфликтностью, эгоцентризмом и т. д.).

Низкий уровень социальной поддержки [2] в сочетании с общей неудовлетворенностью результатами своей деятельности подтверждает необходимость принятия соответствующих профилактических мер, более активного участия вузовских психологов в создании консультационных пунктов для студентов на территории вуза. Социальную поддержку (support) в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся, прежде всего, проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т. д.

Социальная поддержка состоит из трех основных элементов [2].

1.Эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление.

2. Помощь в решении проблем:

· непосредственная: выполнение работы за кого-либо;

· опосредованная: помощь при решений проблем, совместный анализ

проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и

выраженного желания с другой стороны.

3. Социальная поддержка со стороны конкретных лиц, гарантирующая чувство безопасности, стимулирующая активность индивида, дающая возможность отвлечься от переживания трудной ситуации [1]. Социальная поддержка со стороны близкого окружения может принимать различные формы: совета, необходимой информации, эмоционального сопереживания,

беседы, совместных действий. Исходя из самого определения понятия, поддержка означает взаимную помощь, т. е. включает в себя совместное действие. Можно говорить о различных видах поддержки: формальной и неформальной. Первая предполагает ряд мер, направленных на обеспечение студенческой деятельности: библиотека, стипендии, кураторы и т. д. В большинстве западных университетов функционируют специально созданные консультационные пункты для студентов, помогающие им разрешить проблемы, связанные с организацией студенческой жизни.

В рамках проблематики стресса и психического здоровья на первый план выступает второй вид поддержки – неформальная социальная поддержка. Сюда относится, прежде всего, поддержка со стороны самих студентов, а также преподавателей.

Исследования факторов стресса в профессиональной деятельности убедительно показывают, что социальная поддержка – одно из условий редукции стрессовых состояний. Под этим понимается помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем. В критических ситуациях она становится важным защитным психологическим фактором, способствующим психическому здоровью человека. Недостаточная социальная поддержка может приводить к таким нежелательным последствиям, как отчуждение и неудовлетворенность результатами своей деятельности, становиться источником фрустрации и разочарования. Типичным примером отчуждения и фрустрации, возникающих в результате недостаточной социальной поддержки со стороны окружающих, является деперсонализация как симптом профессионального выгорания [3]. Несоответствие между собственным вкладом в выполняемую деятельность и положительной обратной информацией приводит к «кризису гратификации», который, в свою очередь, становится причиной резкого снижения мотивации.

Социальная поддержка со стороны профессиональной среды, и в первую очередь коллег по работе, становится источником положительных эмоциональных переживаний, помогает при разрешении конфликтных ситуаций, предохраняет от негативных последствий острой конкуренции. Ожидание положительного подкрепления со стороны окружающих, подтверждение полезности и эффективности собственных действий противостоит отчуждению и эмоциональному истощению в субъект-субъектных отношениях.

В настоящее время забота о здоровье и потребностях подрастающего поколения входит в число важнейших приоритетов, решая которые государство обеспечивает дальнейший экономический, социальный и политический прогресс и стабильность. Это в большой мере связано с тем, что подростки и молодежь есть часть и потенциальная основа для формирования человеческого капитала государства. От здоровья, энергии и активности данных групп населения зависит будущее нации.

Тем не менее, в укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состоя­ние своего здоровья. В то же время эффективность самооценки здо­ ровья непосредственно зависит от знания себя.

Литература:

1.Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учеб. пособие. – СПб. 2002.

2. Брэгг П. Здоровье и долголетие. – М, 1996.

3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л. 1974.