Похожие темы

Текст

научной работы на тему "ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА". Научная статья по специальности "Физическая культура и спорт"

13.00.00. - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.01, 17:37.01

Ивентьев С.И. советник Российской Академии естествознания, член Европейской Академии естествознания и Российского Философского Общества

ООО «Ника», г. Казань Чучканов А.Г. преподаватель физического воспитания

Лаишевский mехнико-экономический техникум, г. Лаишево

ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются основные факторы, которые влияют на здоровье человека.

Ключевые слова: человек, здоровье, факторы здоровья, физическая культура, воспитание

Как следует из преамбулы Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Традиционно душевное благополучие связывают с душой, духовным состоянием и психикой человека.

К основным факторам, влияющим на здоровье человека (факторы здоровья), относят следующие группы:

1) духовно-нравственные факторы - духовность, вера, мораль (этика), религия,

духовная музыка, молитва, духовная информация, четвёртое и пятое поколение прав человека;

2) биологические факторы - пол, возраст, конституция, генетика и наследственность;

3) природные (экологические) факторы - качество окружающей среды,

климатические, гелиогеофизические показатели, антропогенное загрязнение и пр.;

4) социальные (социально-экономические) факторы - образ жизни (питание, физические нагрузки, распорядок сна, режим труда и отдыха, жилищно-бытовые условия), законодательство, политика, здравоохранение, миграционные процессы, система образования и культуры, спорт, первое-третье поколение прав человека и т.д.;

5) информационный фактор - знания, информация, СМИ, Интернет, реклама и т.д. [1,с.71-72].

Вышеперечисленные факторы влияют не только на физическое, но и на духовное, нравственное здоровье человека.

Западная и российская наука значимое место в формировании здоровья отводит социальным факторам, улучшение которых напрямую повышает уровень общественного здоровья. Такое отношение к социальным факторам связано с тем, что современная западная цивилизация, на которую равняется наша отечественная наука, базируется на материалистических ценностях.

В отличие от современной науки, древнегреческий философ-идеалист Платон (427—347 до н. э.) в своё время придавал духовным факторам решающее значение в излечении физических недомоганий. С этим нельзя не согласиться.

В основе нашей цивилизации лежат мировые религии (христианство, ислам, буддизм), которые, провозглашая духовные и нравственные ценности, выступают против половой распущенности, нравственных пороков, аморального образа жизни, которые ведут к нравственному разложению общества и болезням (венерические заболевания, алкоголизм, наркомания и т.д.).

Верно указывает учёный-правовед Г.Н.Манов, что «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечёт за собой нравственную деградацию общества. ибо в конечном счёте и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» [2,с.128].

Например, во время молитвы человек находится в изменённом состоянии сознания (четвёртое состояние мозга - молитвенное), которое благотворно влияет на душевное и физическое здоровье. Аналогичным эффектом обладает и духовное песнопение, которое используется в психотерапии.

В целом можно сказать, что религия обеспечивает духовное и нравственное здоровье человека. По нашему мнению, духов-

но-нравственное здоровье составляет фундамент физического здоровья человека.

Восточная медицина к основным факторам, составляющим здоровье человека и нации, относит образ мыслей, образ жизни и образ питания.

Под образом мыслей понимается правильное мировоззрение, чистые и положительные мысли (помыслы).

Как указывает В.И.Кудашов, «образ мысли - это та точка опоры, с помощью которой можно коренным образом влиять на состояние общественного психического здоровья» [4,с.25-28].

Не менее важным фактором, влияющим на здоровье любой нации, является информационный фактор.

Передаваемая информация может по-разному влиять на человека. Передача отрицательных образов (информации) негативно воздействует на человека, приводит к появлению различных заболеваний и даже к смерти. Обратным эффектом обладает положительная информация или образ. Примером может служить действие молитвы и икон. По указанным выше причинам система образования и воспитания, а также средства передачи информации (книга, кино, средства массовой информации и т.д.) имеют важное значение в формировании личности [3,с.196-198].

Социальная пропаганда здорового образа жизни способствует укреплению здоровья населения, а реклама негативной информации, например, алкогольных напитков, табака, использование презервативов, приводит к увеличению лиц, ведущих аморальный и нездоровый образ жизни.

В последнее время наше государство уделяет большое внимание социально-экономическим факторам, влияющим на здоровый образ жизни нашего населения. Одним из приоритетных направлений политики государства является развитие физической культуры.

Согласно пункту 26 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития личности [5].

Согласно свободной энциклопедии Википедии, под физической культурой понимается сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Академическая наука физическую культуру подразделяет на следующие основные части:

1. Массовая физическая культура;

2. Физическая рекреация;

3. Лечебная физическая культура (двигательная реабилитация как курс лечения больного);

4. Спорт;

5. Адаптивная физическая культура (физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья);

6. Физическое воспитание.

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания

и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации (лат. - recreation, - «восстановление») -двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта. К физической рекреации относят перемены, каникулы, час отдыха и т.д.

Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [5].

Существует любительский и профессиональный спорт.

Профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату [5].

Современный спорт состоит из множества видов, каждый из которых характеризуется предметом, особым составом действий и способами ведения спортивной борьбы (как правило, с максимальным проявлением волевых и моральных качеств).

Виды спорта, получившие международное признание, условно подразделяются на следующие основные группы по характеру деятельности спортсменов:

1) имеющие в основе активную двигательную деятельность (лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание, гребной, конькобежный, лыжный спорт, спортивные единоборства - бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.);

2) основу которых составляет мастерство управления средствами передвижения - спортивными аппаратами (мотоцикл, автомобиль, самолёт, планёр, яхта, буер и т.д.);

3) связанные с использованием специального оружия для поражения цели (стрельба пулевая, стендовая, из лука);

4) в которых сопоставляются результаты модельноконструкторской деятельности и умение управлять созданными моделями в испытаниях (авиа-, авто-, судомодельный спорт);

5) игровые единоборства, в основе которых - абстрактнологическое композиционное мышление соперников (шахматы, шашки) [6].

Согласно Философскому энциклопедическому словарю, «воспитание - воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежит потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развёртыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подаёт воспитаннику, затем - приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развёртывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого, а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении других людей, семьи, народа, государства и т.д. Рука об руку с воспитанием идёт образование» [7,с.78].

На законодательном уровне под физическим воспитанием принято считать процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [5].

По нашему мнению, физическое воспитание должно быть крепко сплетено с нравственным воспитанием человека, т.к. последнее формирует правильное мировоззрение и нравственное поведение к другим людям (спортсменам, оппонентам по спорту). Без нравственного воспитания спортсмен может быть просто убийцей на ринге или же эгоистом, которого не интересует сломанная нога его соперника на велогонке.

Только при симбиозе духовно-нравственного и физического воспитания можно будет уверенно сказать, что высказывание «В здоровом теле здоровый дух» соответствует действительности.

Литература

1. Ивентьев С.И. Духовно-нравственный фактор как основа здоровья человека//ФЭН-НАУКА, № 1, 2011. С.71-72.

2. Манов Г.Н. Теория права и государства. - М. Изд-во БЕК, 1995.- С.128.

3. Ивентьев С.И. Права человека.Реклама//Инновации. Интеллект. Культура: материалы XVIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых учёных и студентов «Инновации. Интеллект. Культура» (Тобольск, 15 октября 2010г.). - Тюмень: Библиотечно-издательский комплекс ТюмГНГУ, 2010. - С.196-198.

4. Кудашов В.И.Медицинский взгляд на философию//Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 4: фундаментальное и прикладное: сборник материалов 4-й ежегодной научно-практической конференции. -М. Изд-во «Принтберри», 2010г.- С.25-28.

5. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»//Российская газета, № 4539, 8 декабря 2007.

6. Большая Российская энциклопедия. - М. БЭС. - СПБ. Норинт, 1998.

7. Философский энциклопедический словарь. - М. ИНФРА-М, 2009. - 570.