Глава 3. Растим вундеркинда

Здоровье – основа достижений

Гениальность – это наивысшее проявление интеллектуальных способностей человека, самая полная их реализация. От чего же она зависит, как ее развить, воспитать? Как каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым?

Способности ребенка необходимо начинать развивать задолго до того момента, как малыш скажет свое первое слово. Если с ним не заниматься, то оно может быть не сказано и в год, и в два, и в три.

Что содействует развитию способностей? Большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх.

Мы, матери, стараемся научить их всему как можно раньше и создаем условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям.

Раннее детство – наиболее благоприятный период для развития речи. Стимул овладения ею достаточно важный: необходимость постоянного обращения к взрослым. Многое зависит от родителей, от того, как они организуют свои отношения с ребенком. Причиной слабого развития речи может быть слишком редкое общение со старшим поколением, когда родители все свое время уделяют только уходу за малышом, а также торопятся исполнить любое его желание по первому требованию. Нужно приучать ребенка к тому, чтобы тот говорил внятно, облекал свои желания в слова, и только в этом случае выполнять их.

Развитие речи в раннем детстве идет в двух направлениях: малыш учится все лучше понимать речь и интонации взрослых и, в свою очередь, активнее строить свою собственную речь.

Развитие активной речи до 1,5 года происходит медленно. Дети усваивают от 30–40 до 100 слов и употребляют их редко. Затем, как правило, наступает резкое изменение. Дети становятся инициативными. Они не только постоянно требуют, чтобы им называли предметы, но и сами пытаются «обозначить» их. К концу 2-го года жизни ребенок знает и произносит до 300 слов, а к концу 3-го – до 1500.

Поначалу речь малыша почти не похожа на обычную, это так называемая «автономная речь». Ее составляют и искаженные слова, «найденные» им самим. Ребенок еще не обладает фонематическим слухом, не умеет правильно артикулировать, поэтому непроизвольно изменяет звуковую форму слов. Он с интересом слушает любые разговоры взрослых, стремится понять, о чем идет речь, любит слушать сказки, рассказы, стихи, предназначенные не только для самых маленьких, но и для детей старшего возраста. Нужно поощрять этот интерес. Слушание и понимание смысла сказанного являются весьма важными, незаменимыми для развития малыша компонентами. Он таким образом учится познавать действительность, недоступную пока его собственному опыту.

Очень важно, чтобы родители были неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, а также принимали участие в играх, соревнованиях, самой жизни. Нужно не давить, не мешать, а помогать.

Так, самые маленькие вполне могут поставить кубик на кубик, открыть и закрыть коробку, играть с мячом, воздушным шаром. После 1,5 года задачи следует усложнять: пусть ребенок сложит пирамидку из колец, расставит кукол по росту, сложит кубики по цвету. Ребенку надо научиться обращаться с лопаткой и совком, играя с песком или снегом (пусть родители сделают «куличик» и попросят малыша «испечь» такой же). Когда он выполнит игровое задание, полезно дать ему игрушку для самостоятельной игры. Он начинает играть так, как видел: кормит зайцев, собаку, убаюкивает куклу.

Руководство взрослого состоит теперь в том, чтобы игры становились более разнообразными и длительными. Полезно проигрывать вместе с ребенком различные сюжеты (игры-упражнения). «Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяло и покачаю. Теперь ты покачай». Ребенок, подражая, повторяет действия взрослого. Такие несложные сюжеты развивают творческое воображение, необходимое для ролевых игр.

В начале 3-го года жизни в детских играх появляется сюжетная направленность. «Мама» готовит обед, кормит дочку, укладывает спать, купает ее, выходит с ней на прогулку. Руководство взрослого состоит в том, чтобы поддержать эти игры, одобрить, помочь сделать более содержательными, включать в известный сюжет 2–3 новых эпизода: куклы поехали на прогулку, затем сошли на автобусной остановке и пошли в парк…

Обучая игре, следите, чтобы ребенок привыкал к новым определенным правилам. Скажем, рядом играет другой малыш – его нельзя обижать, нельзя разрушать его постройку и бросаться песком, наоборот, следует поделиться с ним своими игрушками. Так воспитывают доброжелательность, общительность. Если же воспитать эти качества удается с трудом, чаще предоставляйте вашему ребенку возможность играть рядом с детьми постарше, которые уже умеют находиться в коллективе, а кроме того, всегда могут постоять за свои права.

Очень важно научить ребенка доводить игру до конца. Обычно мы не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей бесцеремонно прерываем игру, а они, заигравшись, не слышат распоряжений и не подчиняются им. Взрослые горячатся, насильно оттаскивают малыша от играющих. Все заканчивается капризами, слезами, нежеланием есть или спать. Помните: резко прервать игру малышу очень трудно – он настолько вживается в роль, что выйти из нее в одно мгновение не может. Целесообразнее переключать его на новое дело или занятие через продолжение той же самой игры; здесь, безусловно, понадобится выдумка. За самостоятельность в игре обязательно похвалите ребенка, но в меру.

К 2 годам нужно начинать знакомство ребенка с буквами. Купите кубики или подобные развивающие игры. Познакомьте малыша с элементами математики (счетные палочки, таблицы, цифры). Можно использовать цифры, которые надо наклеивать на холодильник, – ребенок будет в восторге.

Движение – залог развития личности

Организм и психика ребенка – единое целое. Уже вскоре после рождения у малыша формируются потребности: он нуждается в новых впечатлениях, в движении, общении со взрослыми. Эти потребности – основа, на которой впоследствии сформируется личность.

Решающую роль играет развитие двигательной активности малыша. В 1-й год жизни он учится многому и добивается успехов. Разве не успех – умение встать на ноги? Однако ходьба для ребенка – поначалу совсем не простое дело. Управлять своими движениями он еще не может, поэтому периодически теряет равновесие. А если нужно обойти какой-либо предмет или что-то подвернулось под ноги, тут уже не удержаться, хотя бы упасть не на пол, а на руки мамы или папы…

Что же заставляет маленького человека преодолевать страх перед падением, снова и снова прилагать усилия, чтобы сделать 2–3 шага самостоятельно? На первых порах – участие и одобрение взрослых. Но добившись первых успехов, ребенок начинает испытывать удовольствие от владения собственным телом. Ему все больше будет хотеться именно ходить, а не ползать, он уже понимает, что так быстрее доберется до желаемой игрушки.

Но вот малыш все реже и реже падает. Внимательные родители должны заметить, что он словно ищет дополнительные трудности: идет туда, где ступеньки, неровности. В 1,5–2 года его уже не устраивает просто ходьба или бег: он ходит, забавляясь, спиной вперед, кружится, шагает с закрытыми глазами…

Не нужно ограничивать сына или дочку в действиях, если они безопасны. Годовалый ребенок – страстный исследователь. Он лезет повсюду, ему все нужно потрогать, вытащить. Он везде «сует свой нос», как говорят уставшие родители, забывая, что именно это является признаком его смышлености, хорошего настроения и правильного развития. И по мере необходимости ему нужно в этом помогать, например, если он не может самостоятельно взобраться на слишком высокие ступеньки или сойти с них.

Родители должны понимать, что независимость основывается как на свободе, которую они предоставляют ребенку, так и на чувстве безопасности. Хотя некоторые представляют это наоборот: пытаются воспитывать в малыше независимость тем, что держат его подолгу одного в комнате, даже если он плачет от страха. Вряд ли такие методы могут дать хорошие результаты.

Не надо часто сажать малыша в коляску, когда он научился ходить, напротив, на прогулку лучше выходить пешком. Не сердитесь, если он испачкает новый нарядный костюмчик. Старайтесь гулять с ребенком в безопасном месте, где не нужно будет постоянно следить за ним, останавливать его намерения. Если малыш старается все попробовать, тянет в рот, то лучше дать ему на время прогулки твердое печенье, чтобы рот был занят. Если поведение ребенка по каким-либо причинам не нравится родителям, не надо кричать, ругаться – проще и полезнее просто отвлечь его внимание чем-то более интересным.

Физкультура для здоровья

Трудно представить здорового ребенка малоподвижным, но, к сожалению, именно таких детей сейчас подавляющее большинство. Это следствия все уменьшающейся в настоящее время физической нагрузки. Однако движения просто необходимы ребенку, так как способствуют его развитию, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Движения напрямую связаны с увеличением словарного разнообразия детской речи, более осмысленным пониманием слов, формированием понятий.

Как показывают исследования, для профилактики респираторных заболеваний нужно развивать наиболее важное с точки зрения оздоровления физическое качество – выносливость. Вместе с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни она обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Повышения выносливости добиваются циклическими упражнениями, к которым относятся бег, быстрая ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика, а также такие виды спорта, как баскетбол, теннис, ручной мяч, футбол и др. Они усиливают кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Последнее особенно ценно, так как обеспечивает базу для полноценной психической деятельности.

Беговые упражнения благотворно влияют и на состояние нервной системы, а также основных органов чувств. Да и в целом нормализуют общее эмоциональное состояние, в результате чего повышаются мыслительные возможности, лучше запоминается полученная информация, возрастает ее объем. Кроме того, реже возникают головные боли и улучшается сон.

Беговые нагрузки положительно сказываются и на деятельности одной из самых важных для растущего организма систем – эндокринной, поскольку она обеспечивает в числе других функций и нормальные процессы роста и развития.

Как же приобщать ребенка к беговым упражнениям? Для начала его нужно заинтересовать в них. Поэтому лучше прибегать к играм, которые преимущественно связаны с бегом, можно придумать как для малыша, так и для себя соответствующие «задания». Начинать эти занятия можно уже с ребенком 3-летнего возраста, чередуя их с ходьбой, прыжками на одной и двух ногах, дыхательными и гимнастическими упражнениями. Дистанцию первых пробежек – не более 40–50 метров – можно повторять несколько раз за одно занятие. В сюжетных играх родители могут изображать катер или автомобиль с ребенком-водителем. В беговые упражнения же старших дошкольников и школьников следует включать соревновательные элементы.

Поскольку действующая в наших детских садах программа воспитания не предусматривает занятий бегом, введение его в режим дня ребенка – ваша задача, если вы хотите укрепить его здоровье. Как и когда это можно делать в условиях повсеместного дефицита времени? Бегать по пути в детский сад и обратно. Это должны быть энергичные веселые прогулки в форме игр или шутливых соревнований с мамой или папой. Ну и, конечно, для беговых занятий лучше использовать выходные и праздничные дни, особенно при выездах всей семьей за город.

Когда я отдыхала в санатории, меня приобщила к бегу соседка по комнате. В первый день я пробежала 50 метров, во второй – 100 метров и постепенно стала бегать каждое утро до завтрака 5 километров. При этом похудела на 4 килограмма.

Прочие циклические упражнения, хотя и уступают бегу, также обладают хорошим оздоровительным действием. Например, быстрая ходьба в течение достаточно длительного (1,5–2 часа) времени.

Не только у малышей, но и у школьников, к сожалению, все чаще наблюдается неправильная походка, которая рано или поздно приводит к деформации стоп и позвоночника и ко многим другим заболеваниям. По этой причине родителям необходимо специально заниматься отработкой правильных движений ног и корпуса малышей при ходьбе. Выработке правильной походки способствуют ходьба с прямой спиной с поочередным выносом коленей вперед или с высоким подниманием ног, «солдатский шаг» (выброс ног вперед и размахивание в такт руками), приседания и длинные шаги. Эффективное средство для укрепления мышц ног и улучшения их формы – ходьба босиком по мелководью вдоль реки или моря.

Самые полезные упражнения для предупреждения плоскостопия – это ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), а также ходьба на наружных краях стоп с согнутыми пальцами, катание и захватывание шарика пальцами ног. Все эти упражнения выполняются в игровой или соревновательной форме. При этом повышается кровоток.

Оздоровительная ходьба эффективно используется в семейных туристских походах, которые становятся все более популярными. В соответствии с правилами их организации в таких походах могут участвовать и подростки, и даже малыши. Подобные мероприятия благоприятно влияют на здоровье как взрослых, так и детей. Однако до того, как отправить ребенка в поход, его необходимо обучить правильной технике ходьбы.

Продолжительность похода с детьми дошкольного возраста не должна превышать 3–4 часов с остановками на привал после 50–60 минут ходьбы. При первых признаках утомления (появление капризности, плаксивости) лучше остановиться для короткого отдыха, в течение которого дети могут выпить воды и поиграть.

Один из видов оздоровительных циклических упражнений – езда на велосипеде. Она укрепляет мышцы ног и рук, развивает силу, ловкость и выносливость. Дети становятся более смелыми и настойчивыми. А сколько положительных эмоций возникает во время велопрогулок!

Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 30 лет назад движение под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки и даже взрослые, в частности в нашей стране, или вообще не умеют плавать, или держатся в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя улучшению ее жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма.

Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

Моя дочка очень часто простывала и болела. И как только стала ходить в секцию по плаванию в открытый бассейн, простывать перестала.

Основу таких спортивных игр. как баскетбол, ручной мяч, теннис, футбол, бадминтон, также составляют оздоровительные упражнения циклического характера. Начинать заниматься ими могут и должны дети с дошкольного возраста, с 3 лет. Родители могут помогать детям в упражнениях с мячом: бросать и ловить его на разные расстояния одной или двумя руками, перебрасывать через натянутую на уровне роста ребенка веревку, кидать в ящик или корзину, сначала находящуюся на земле, а потом подвешенную на высоте 1–1,5 метра. Неплохо на учить ребенка вести мяч по площадке, стуча им о землю, подобно тому, как это делают баскетболисты. Нравятся детям даже дошкольного возраста также мини-теннис и мини-бадминтон.

Сына моей соседки все время били в школе. Она начала водить его в секцию по баскетболу, и мальчик стал побеждать в драках.

Игру в мини-теннис можно проводить следующим образом. Выберите любую ровную площадку в 2 раза меньше стандартной (10x5 или 12x6 метров). Ракетки можно сделать самим из ровной доски или толстой фанеры. Натяните бадминтонную сетку на высоте 80 сантиметров от земли. Для игры используйте «лысые» мячи, отслужившие свой срок в большом теннисе, или обычные резиновые.

В бадминтон можно играть на любой ровной площадке без специального оборудования; дошкольники играют маленькими детскими ракетками. Важно научить ребенка правильно держать ручку ракетки. В исходном положении она должна быть перпендикулярна земле, пальцы охватывают ручку так, чтобы большой палец был слева.

Одной из положительных сторон художественной гимнастики является обеспечение благодаря многообразию ее средств гармоничности развития девочек. Упражнения художественной гимнастики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Динамичность упражнений способствует оживлению кровообращения, улучшению обмена веществ и повышению функциональных возможностей дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и увеличению работоспособности. Занятия художественной гимнастикой одновременно содействуют формированию более полноценной личности, воспитывают трудолюбие, волю, настойчивость и упорство. Художественная гимнастика положительно влияет на развитие таких чисто женских качеств, как мягкость, грациозность и плавность.

Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствует эстетическому воспитанию занимающихся. Зрелищность ее упражнений, заключающаяся в четкости и ритмичности действий, красочности предметов и костюмов, а также эмоциональной выразительности движений, развивает чувство прекрасного.

Начинать занятия ритмической гимнастикой можно и нужно в дошкольном возрасте. Однако предварительно следует выполнить цикл упражнений по укреплению свода стопы (профилактика плоскостопия). Затем элементы аэробики включаются в комплекс физкультурных занятий детей старшего и даже среднего дошкольного (4 года) возраста. Длительность таких «включений» – 5–7 минут с постепенным увеличением до 15–20 минут.

Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Многое из того, что было сказано выше о пользе бега, относится и к лыжным тренировкам – ведь и их основу составляют циклические упражнения. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т. д. К тому же при ходьбе на лыжах в работе участвует большее число мышц, чем при беге.

Лыжный спорт – один из самых массовых, и каждый год армия спортсменов-лыжников пополняет ряды сильнейших, которые защищают честь страны на международных соревнованиях и Олимпийских играх.

Лыжи – отличный вид спорта для ребенка. «Дружба» с ними принесет ему много радости. С помощью лыж можно насладиться прекрасной зимней погодой, совершить увлекательные походы. А главное, лыжи – это здоровье и долголетие. При передвижении на них в работу включаются основные группы мышц, усиливается работа всех органов и систем организма, и плюс к тому все это происходит на свежем морозном воздухе.

В отличие от бега ходьбе на лыжах детей нужно обучать. Обидно смотреть на школьников, большинство из которых очень неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и одновременно самое трудное – суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны. Сначала ребенок учится передвигаться по прямой, ступающим шагом, а затем постепенно переходит к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем можно переходить к обучению развороту на месте.

При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика, но постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения. Лишь после этого ребенку дают палки и он начинает обучаться попеременному двухшажному ходу, когда движения рук и ног чередуются, как при ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука, и наоборот. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег впереди ступни. Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом палок под прямым углом.

На некрутых и недлинных спусках разучивается торможение «плугом». Это сведение носков лыж и коленей друг к другу и постановка лыж на внутренние ребра. Торможение поворотом лыж с опорой на палки – довольно трудное и осваивается далеко не всеми детьми.

Еще одним полезным циклическим упражнением является бег на коньках .

Пробудить интерес ребенка, дать ему возможность ощутить радость от быстрого скольжения по льду – задача родителей. Ботинки для коньков, в отличие от лыжных, должны быть по размеру такими же, как обычная обувь, или на один номер больше. Сначала лучше использовать фигурные коньки.

Обязательное условие успешного овладения коньками – постепенность в обучении основным движениям. Первые шаги лучше делать в помещении, при этом поддерживать ребенка руками. Его ноги должны стоять прямо и не наклоняться внутрь. При выходе на лед начинающий конькобежец обучается падению на бок без опоры на руки. Следующий этап – скольжение на параллельно поставленных коньках после короткого разбега при постоянной поддержке за руки. Затем ребенок учится разбегу и скольжению по прямой. Торможение выполняется разведением концов коньков в стороны или их сближением с отклонением корпуса назад. На последнем этапе разучиваются повороты. Главное в них – перенос тяжести тела с внешнего ребра одного конька на внутреннее ребро другого.

Рассказывая о физкультурных занятиях в зимнее время, нельзя не упомянуть горнолыжный спорт. Он недостаточно популярен в нашей стране, хотя очень полезен для физического и психического здоровья детей и подростков.

Очень большую роль в профилактике и даже лечении ряда заболеваний играет правильное дыхание. Это одно из необходимых условий полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Прежде всего ребенок должен научиться энергичному выдоху. Необходимо также уметь правильно дышать через нос. Хорошее упражнение для развития функций дыхания – пускать мыльные пузыри, к тому же это такое веселое занятие! Можно поучиться и упражнениям на задержку дыхания на вдохе и выдохе. Во время прогулок ребенок должен медленно вдыхать и еще более медленно выдыхать носом.

Закаливание

Закаливание появилось в глубокой древности как средство повышения защитных сил организма. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т. п.

В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами. Однако в наши дни данный способ поддержания здоровья, к сожалению, утрачивает свою популярность. Более того, многие родители из-за опасений простудить ребенка уже с первых дней его жизни занимаются пассивной защитой от простуды: укутывают его, наглухо закрывают форточки и т. д. Такая «забота» о детях не создает условий для их адаптации к меняющейся температуре окружающей среды. Наоборот, она влечет ослабление их здоровья, что неизбежно приводит к частому возникновению простудных болезней.

Закаливание – это система оздоровительных действий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки. Под действием холода просветы кожных и подкожных сосудов сужаются, за счет чего увеличивается кровенаполнение во внутренних органах. В результате теплоотдача уменьшается, а теплопродукция возрастает. Поэтому даже длительное воздействие холодом не изменяет сколько-нибудь заметно температуру тела закаленных людей.

У детей до 7-8-летнего возраста более высокие показатели теплоотдачи, чем у взрослых. Это может приводить к быстрым переохлаждению и перегреванию.

Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез. В крови увеличивается количество эритроцитов (красных кровяных телец – переносчиков кислорода) и гемоглобина. Поэтому прогулки дошкольников и младших школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов.

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.

Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки.

Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть (при соблюдении правил их выполнения) солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают) и повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам. Однако необходимо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах.

Полезно принимать солнечные ванны в движении – в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка. При первых признаках перегревания (покраснение лица, потливость, головная боль) ребенка следует немедленно увести в тень, умыть прохладной водой, напоить, на лоб положить повязку, смоченную в холодной воде, и на некоторое время уложить. Потом пусть он спокойно поиграет в тени: в этот день открытого солнца ему следует избегать.

Более эффективным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше.

Все традиционные методы водного закаливания подразделяются на общие и местные. К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым – умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут быть такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (начиная с + 28 °C) и увеличении длительности процедуры (до 0,5–1 минуты), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.

Конечно, одно из самых полезных оздоровительных средств – купание в открытых водоемах, когда благотворно действуют все природные факторы.

Особого разговора заслуживает вопрос о закаливании при плавании в бассейнах. Наилучших результатов можно добиться при плавании в открытых бассейнах с подогревом воды. Создающиеся при этом контрастные температуры на границе водной поверхности с воздухом тренируют систему физической терморегуляции и дают хороший закаливающий эффект.

При плавании в закрытых бассейнах дело с закаливанием обстоит хуже.

Еще одним действенным сопутствующим закаливающим средством является прием контрастного душа. Он отлично тренирует нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывает стимулирующее воздействие на центральные нервные механизмы.

Одна из удобных и требующих немного времени методик контрастного душа такова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем начиная от шеи теплой (+ 38 °C) водой в течение 30–40 секунд, затем температуру воды снижают на 2–3 °C, а время ее действия сокращают до 15–20 секунд. Далее такие чередования приемов теплого и прохладного душа повторяют 2–3 раза. В первых процедурах температуру воды определяют водным термометром, затем – «на глазок». Через 3–4 дня продолжительность обливаний менее теплой водой доводят до 30–40 секунд. Через 8-10 дней разницу в температуре воды увеличивают на 3–4 °C и так постепенно в течение 3–3,5 месяца доводят эту разницу до 20 °C у дошкольников и 24 °C у школьников (+40… 42 и +18… 20 °C). После каждой процедуры тело вытирают полотенцем. Методика контрастного душа должна быть связана с климатом района.

Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннего возраста. Хорошо действует он и как стимулятор работы нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране, также составляют контрастные температурные воздушные и водные процедуры. Насколько показаны посещения бань детям и подросткам, полезны ли они для их здоровья? Опыт многих стран, особенно скандинавских, со всей очевидностью показывает, что и русская парная баня, и финская сауна помогают закалке как взрослых, так и детей, включая старших дошкольников. Конечно, для последних и младших школьников должен создаваться более щадящий режим, особенно при первых посещениях бани.

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны стать друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни детей.

Режим дня

Чтобы вырастить ребенка здоровым, необходим режим дня. Благодаря ему он станет дисциплинированным и аккуратным.

Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Если ребенок на протяжении периода бодрствования имеет высокую работоспособность, режим дня составлен правильно, поскольку он способствует ровному, бодрому настроению, возникновению интереса к учебе, творческой деятельности, играм и нормальному развитию организма.

Однако неправильно понимать режим дня как жесткий распорядок с ежедневным повторением, так как в этом случае жизнь ребенка становится монотонной, однообразной и скучной, снижается работоспособность и он начинает утомляться.

Режим дня школьников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. В нем предусматриваются следующие основные компоненты:

учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома;

отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;

регулярное и достаточное питание;

полноценный сон.

Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтения, занятий музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорта, самообслуживания, помощи семье).

Самое сложное для ребенка – это начало обучения в 1-м классе, потому что изменяется режим дня и появляется учебная нагрузка.

Важным для сохранения здоровья детей компонентом режима дня является пребывание на открытом воздухе, желательно в дневные часы из-за наличия ультрафиолетового излучения. Установлено, что в будние дни дети гуляют в среднем 2 часа, в то время как гигиенический норматив для первоклассников предусматривает 3–3,5 часа.

Достаточный по продолжительности ночной сон необходим первоклассникам для восстановления их умственной работоспособности и в целом для нормального роста и развития. Поэтому гигиенический норматив ночного сна для 7-8-летних детей должен строго соблюдаться в семьях.

Продолжительность ночного сна у десятиклассников в среднем составляет 8 часов 20 минут, то есть соответствует возрастной норме (8–9 часов). Однако примерно каждый четвертый из них спит меньше 8 часов в сутки.

Как определить оптимальную длительность сна? Нужно внимательно посмотреть на проснувшегося ребенка и по его поведению сделать вывод.

Пребывание учащихся 10-х классов на открытом воздухе в будние дни в среднем равняется 1 часу 50 минутам, а выходные – 3 часам, то есть практически соответствует гигиеническому нормативу – 2–2,5 часа.

На просмотр телевизионных передач подростки затрачивают достаточно много времени: в будни – 1 час 55 минут, в выходные дни – 2 часа 50 минут.

Педагоги подчеркивают ведущее значение в воспитании здорового подрастающего поколения положительных эмоций. Ребенку необходимы условия для увлекательной, эмоционально насыщенной деятельности. Родители должны постоянно поддерживать у детей чувство жизнерадостности и бодрости. Скандалы, пререкания, резкость в обращении старших друг с другом, даже просто отсутствие такта травмируют нервную систему ребенка, ведут к неуравновешенности, раздражительности и нервозности. Отрицательный результат дают и неумеренные запреты – «нельзя», «не бери», «не бегай», «не шуми». Жесткое авторитарное воспитание столь же мало способствует нормальному развитию детей, сколь и противоположная крайность в виде вседозволенности.

Правильное питание

Правильное питание – важнейший залог формирования здорового организма. Это известно всем, во всяком случае спорить с этим никто не станет. А вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально необходимые представления о рационе и режиме питания, многие родители не считают обязательным.

И если недокормленных детей немного, то уж перекормленные есть в каждом классе любой школы, почти в каждой группе детского сада. Обычно они слабее худощавых, чаще болеют и тяжело переносят заболевания. И обычно никто не волнуется по поводу излишней упитанности ребенка: мол, с возрастом это пройдет. Между тем возникшие при перекармливании жировые клетки порой сохраняются на всю жизнь, появляется склонность к их постоянному росту.

Специалистам хорошо известно, что дети с излишней массой тела с младенческого возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые ноги и так называемая «круглая спина». К тому же возникающие в дошкольный период обменные и другие нарушения, связанные с ожирением, приводят к развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости.

Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движениях, а гиподинамия – прямая дорога к полноте. Исследователи считают, что таких детей необходимо заинтересовывать прогулками или физическими упражнениями. Опыт показывает, что сделать это непросто, родители должны приложить много стараний и набраться терпения, чтобы привить любовь к систематическим движениям. Очень важен здесь и личный пример взрослых.

У нервных детей имеется постоянная потребность в еде, в их карманах всегда можно найти конфеты, пирожки, шоколад, поедаемые тайком. Чаще такие явления встречаются у школьников, но могут быть и у дошколят. В этом случае необходимо завоевать доверие ребенка и постараться найти причину, которая нередко кроется в обостренных отношениях со сверстниками или взрослыми. Устранив ее (или уменьшив влияние), можно добиться изменения характера питания и, соответственно, уменьшить полноту.

Кроме того, некоторых достаточно подвижных детей перекармливают родители. Утром до прихода в детский сад и вечером дома ребенка заставляют, иногда очень энергично, усиленно питаться, да еще теми высококалорийными продуктами, которые полным детям противопоказаны: пирожными и другими сладостями, разными закусками, белым хлебом со сливочным маслом и др. Наблюдения за такими семьями показывают, что основные нарушения пищевого рациона и режима питания происходят в выходные и праздничные дни, когда и взрослыми, и детьми поедается огромное количество еды. В результате – ожирение у всех членов семьи.

Вместе с тем стоит предостеречь от применения у детей диет, предназначенных взрослым, так как их использование нарушает нормальные процессы роста и развития ребенка.

Родители худых и даже худощавых детей значительно чаще беспокоятся и волнуются по поводу их веса по сравнению с родителями упитанных ребят. И, как правило, зря, потому что большинство этих детей здоровы.

В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена потребность в пищевых веществах увеличивается, что обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших дошкольников и младших школьников становится сродни «взрослой» кулинарии. Закуски, приправы и соусы не должны быть слишком острыми; овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью петрушки (укропа) с добавлением измельченного чеснока; мясные и рыбные блюда, а также овощи лишь слегка поджариваются (а в основном тушатся) и подаются на стол 3–4 раза в неделю. Ни в коем случае нельзя давать много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо них ребенок может выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим, так как детский организм в большом количестве выделяет влагу. Суточная потребность дошкольников в воде – 1–1,3 литра, школьников – 1,5 литра.

Обязательное условие рационального питания детей всех возрастов – разнообразие рациона за счет как разных продуктов, так и способов их приготовления. Например, мясо и овощи можно употреблять рублеными или нарезанными кусочками, в отварном или тушеном виде. Из круп можно делать не только каши, но и пудинги, запеканки, биточки. Чаще следует предлагать детям комбинированные гарниры, улучшающие усвоение пищи.

Необходимо правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон.

В весенне-летний период и в начале осени больше блюд следует готовить из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. Но при этом помнить: рацион ребенка должен включать определенное количество белков, жиров и углеводов, а также минеральных веществ.

Биоритмические особенности также должны учитываться. Так, для детей-«жаворонков» (с высокой работоспособностью в первой половине дня) завтрак и обед могут содержать до 2/3 и даже 3/4 общей калорийности дневного рациона, тогда как для «сов» полезны легкий завтрак и не слишком калорийный обед при плотном ужине.

Улучшению аппетита и усвоению пищи способствуют красивое оформление блюд и сервировка стола. Температура подаваемых кушаний не должна быть слишком высокой или низкой.

И еще несколько слов об обычном дневном рационе детей. На завтрак им лучше всего давать каши, яйца (лучше сваренные вкрутую), блюда из творога, мяса, рыбы, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед: овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты. На ужин лучше предлагать овощные или крупяные блюда (в зависимости от завтрака); мясные и рыбные продукты, особенно в жареном виде, вечером давать не следует.

Нередко дети имеют плохой аппетит и отказываются от еды. Что делать в таких случаях? Прежде всего постараться выявить причину. Это могут быть сладости, съеденные утром, или вчерашнее переедание. Заставлять ребенка есть «за маму», «за папу» не надо. Вместо этого можно в шутливой форме предложить ему поесть при помощи взрослого – дети обычно гордятся своей самостоятельностью и, скорее всего, сделают это сами. Часто они не любят ту пищу, которая не нравится родителям. Поэтому важно не показывать ребенку своего негативного отношения к тем или иным блюдам.

Иногда помогают психолого-педагогические приемы.

В одной семье 6-летний Сергей отказывался от гречневой каши – одного из самых полезных продуктов. Однажды отец рассказал ему о русских солдатах, суворовских чудо-богатырях, справлявшихся с громадными физическими нагрузками. Их любимой едой была гречневая каша. С тех пор Сергей стал есть ее с аппетитом, называя «богатырской».

Очень полезной для детей является замена традиционной яичницы яичной кашей с морковью. Для ее приготовления требуются 2 морковки, 4 яйца, 1 стакан воды, 2 луковицы и 4 зубчика чеснока, немного соли. Очищенная морковь нарезается тонкими ломтиками, лук полукольцами, чеснок мелкими кусочками. В яйца вливают холодную воду и размешивают до однородной смеси, которой заливают нарезанные и положенные в форму овощи. Каша ставится в разогретый духовой шкаф на 10–15 минут. Такая яичница вкуснее (попробуйте!) и, главное, намного полезнее обычной.

Питание детей должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями следует исключать вплоть до подросткового периода. Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.

Гороскоп для чемпионов

Общие астрологические рекомендации для занятий спортом таковы.

ОВЕН (21 марта – 20 апреля)

Маленькие Овны очень энергичны, поэтому выплескивающуюся энергию с раннего детства необходимо направить в нужное русло. Не обладая достаточным терпением, они стремятся все делать быстро, часто прибегая к физической силе. Отличаясь огромной жаждой действий и большим стремлением к победе, дети, рожденные под этим знаком, смогут проявить себя в таких видах спорта, как коньки, автогонки, бег на короткие дистанции, карате и другие виды борьбы.

ТЕЛЕЦ (21 апреля – 20 мая)

Дети, рожденные под знаком Тельца, от природы обладают выносливостью и большой физической силой, однако чаще они предпочитают сидеть дома и смотреть телевизор, нежели заниматься чем-либо другим. Только это вовсе не означает, что такой ребенок не будет посещать спортивную секцию: достаточно начать заниматься, добиться некоторых результатов, почувствовать вкус победы, и с присущим Тельцам упорством ребенок будет прикладывать массу усилий, чтобы добиться еще лучших результатов и признания. Для такого ребенка лучше всего подойдут следующие виды спорта: метание ядра, тяжелая атлетика, культуризм. Это могут быть и другие виды, требующие большой физической силы, настойчивости, трудолюбия и упорства.

БЛИЗНЕЦЫ (21 мая – 21 июня)

Это дети легко увлекающиеся и мобильные, отличаются быстротой реакции и исполнительностью. Они могут перепробовать множество видов спорта, при этом подавая надежды в каждом из них. Многообразие их интересов и талантов вас поразит! Но, быстро получив некоторые положительные результаты, дети-Близнецы обычно теряют интерес и увлекаются чем-либо новым. Для того чтобы ребенок добился больших результатов, необходима поддержка семьи, команды, коллектива, ставящих перед собой серьезные задачи.

Наиболее подходящими видами спорта для детей, рож денных под знаком Близнецов, являются командные игровые виды: футбол, волейбол, баскетбол, а также велосипедные гонки, акробатика, прыжки в длину и высоту.

РАК (22 июня – 22 июля)

Дети-Раки принадлежат водной стихии, которая является для них наиболее подходящей. Именно поэтому предпочтение в выборе вида спорта необходимо отдать плаванию и прыжкам в воду. По своему характеру маленькие Раки испытывают потребность в самоутверждении, поэтому любят истинно мужские виды спорта. При этом девочки-Раки, как правило, не интересуются спортом. Важным для детей, рожденных под знаком Рака, является пример родителей, однако не стоит заставлять ребенка заниматься тем видом спорта, который ему не интересен.

ЛЕВ (23 июля – 23 августа)

Склонным к лени маленьким Львятам необходимо задать нужный ритм и занять все их свободное время, направив их стремления на достижение успеха. Только так можно обеспечить им великое спортивное будущее. Ребенок-Лев отличается огромной силой воли и сильным желанием быть лучшим, мечтает добиться небывалых результатов и признания, поэтому он может проявить себя в таких видах спорта, как одиночное фигурное катание, художественная гимнастика, культуризм. Важно помнить, что Львятам необходимы постоянное одобрение со стороны взрослых, похвала, комплименты и внимание.

ДЕВА (24 августа – 23 сентября)

Обладая редким трудолюбием, дисциплинированностью, аккуратностью и требовательностью к себе, дети, рожденные под знаком Девы, могут добиться высоких результатов и спортивных побед в таких видах спорта, как шахматы, хоккей, бадминтон, футбол. Но, будучи излишне скромными и недооценивающими свои силы, они очень нуждаются в похвале. Этим детям необходимо ставить высокие цели, прививать честолюбие и развивать веру в собственные силы.

ВЕСЫ (24 сентября – 23 октября)

У детей, рожденных под знаком зодиака Весы, преобладает стремление везде найти красоту, гармонию и эстетику. Именно поэтому самыми подходящими видами спорта для них будут художественная гимнастика, аэробика, шейпинг, акробатика, фехтование. Огромная потребность в поддержке и обостренное чувство партнерства помогают Весам добиться успеха в таких парных видах спорта, как теннис и фигурное катание. В силу двойственности этого знака многих девочек могут притянуть сугубо мужские дисциплины: метание молота и тяжелая атлетика.

СКОРПИОН (24 октября – 22 ноября)

В силу своего характера дети-Скорпионы не боятся ни тяжелых физических нагрузок, ни жестокой конкуренции на спортивном поприще, ни поражений. Никакие травмы, ушибы и сложности не мешают им заниматься любимым видом спорта. Не последнюю роль в этом играет их уникальная способность к самовосстановлению. Дополнительную энергию Скорпионы получают от своих болельщиков, испытывая удовольствие от их большого количества. Подходящими видами спорта для таких детей являются бокс, бои без правил, гонки на выживание. Прививая любовь к спорту у детей-Скорпионов с детства, вы тем самым направляете их безудержную энергию в нужное русло.

СТРЕЛЕЦ (23 ноября – 21 декабря)

С детства маленькие Стрельцы отличаются непоседливостью, отсутствием терпения и разносторонними интересами. Важно правильно сориентировать ребенка, для этого необходимо посвятить его в философию спорта, показать перспективы развития и помочь выбрать спортивного кумира. В дальнейшем все это позволит ребенку-Стрельцу со стойкостью добиваться результатов и спортивных побед, а также сохранить любовь к спорту на всю жизнь. Лучше всего подходят им такие виды спорта, как автогонки, метание копья, прыжки с парашютом, стрельба из лука. Также Стрельцы часто добиваются признания в восточных единоборствах.

КОЗЕРОГ (22 декабря – 20 января)

Дети, рожденные под знаком Козерога, всегда стремятся к совершенству, для них важным является не только результат, победа или приз, но и свой собственный путь к достижению успеха. Поэтому довольно часто признание к ним приходит в позднем для спортсмена возрасте. Но, несмотря на это, именно упорство и огромное терпение, изнурительные тренировки и страстное желание победить помогают детям-Козерогам добиваться результатов. Важно также научить таких детей правильно отдыхать и не переутомлять себя. Наилучшими видами спорта для них будут горные лыжи и альпинизм.

ВОДОЛЕЙ (21 января – 18 февраля)

Непредсказуемые и непоседливые в жизни, дети-Водолеи, добившись небольших результатов в одном виде спорта, готовы попробовать себя в другом. Часто они посещают несколько секций одновременно. Поэтому им важно помочь не тратить энергию на разные спортивные секции, заинтересовать каким-либо одним, оригинальным или групповым видом спорта. Таким детям подойдут волейбол, футбол, теннис, баскетбол, автогонки и шахматы.

РЫБЫ (19 февраля – 20 марта)

Дети-Рыбы часто пребывают в мире своих фантазий, проживая там большую часть жизни. Чтобы помочь им добиться успеха, необходимо ставить перед ними реальные цели и задачи, учить оценивать свои силы и возможности. Важным при занятиях спортом для таких детей является не развитие физической силы, а красота, гармония, изящество тела. Относясь к водной стихии, дети-Рыбки очень любят водные виды спорта, поэтому ребенка можно отдать в секцию синхронного плавания, прыжков в воду, водного поло. Такие дети также проявляют себя в фигурном катании и художественной гимнастике.

Факторы, влияющие на психическое здоровье детей

Психическое здоровье включает в себя ясное сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности. Данный термин подразумевает состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, и все это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме. Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общее здоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблем современности. Точная диагностика обстоятельств, влияющих на психическое здоровье детей и подростков, помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы, эффективные технологии воздействия, индивидуальный подход к различным категориям несовершеннолетних.

Изучение причин, вызывающих отклонение от психического здоровья, показывает, что у 98 % детей наблюдается дисгармония в семейных отношениях. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты. Родители просто живут рядом, не испытывая друг к другу позитивных чувств и эмоций. Дети наблюдают эти ситуации и вынуждены принимать позицию матери или отца. Поэтому для их психики создается невыносимая ситуация, когда один из родителей порочит другого, стремится вызвать его осуждение.

Дисгармония в сфере детско-родительских отношений выражается в следующем.

Эмоционально отверженный ребенок обычно страдает от навязывания родителями типа поведения с их представлением о «хороших детях».

Ребенка окружают равнодушие, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток теплоты, ласки. При этом он приобретает хаотические знания, скудный речевой запас, у него нет духовных запросов, такой ребенок не умеет сдерживать свои чувства, часто устраивает шумные скандалы, проявляет недовольство, участвует в драках.

Гипертрофированное внимание родителей к здоровью ребенка, его успехам может также негативно сказываться на его психоэмоциональной сфере. Часто родители присваивают ребенку роль кумира, центра семьи, и после такой переоценки ему трудно общаться со сверстниками.

Бывает наоборот: отношение родителей к ребенку чрезмерно суровое, он подвергается незаслуженным оскорблениям. Его заставляют делать множество домашней работы, и у него не остается времени, чтобы сходить в кино и почитать книгу. Дети в таких семьях вырастают робкими, нерешительными, забитыми, часто горят ненавистью к своим воспитателям.

Итак, проблема психического здоровья детей и подростков и ее последствия – одна из важнейших в любом обществе. Проблемы в этой сфере могут иметь для детей и подростков необратимый характер, приводить к все большим аномалиям психики и поведения. Поэтому так важно своевременное выявление причин и оказание психологической помощи.

Время взрослеть

Все взрослые мечтают, чтобы малыши чуть ли не с детского сада регулярно убирали свою комнату, не забывали заниматься английским, вовремя выгуливали собаку и ходили самостоятельно на тренировки, без подсказки делали все, что хотят от них родители.

Однако психологи считают, что самостоятельность даже в школьном возрасте – довольно редкое явление и очень важно, воспитывая ребенка, не подавить его индивидуальность.

Дети становятся относительно независимыми от взрослых далеко не сразу, а некоторые очень зависимы от матери всю жизнь. Темпы формирования самостоятельности зависят от многих факторов: темперамента ребенка, его способностей, стиля воспитания в семье, поведения самих родителей и т. п.

Психологи давно установили, что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность – та сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, в которой он пытается проявить себя.

Ребенок от 1 года до 3 лет любит рассматривать предметы, трогать их, пробовать на вкус. С 3 до 7 лет дети охотно играют в разные игры, с 7 до 14 лет они активно познают мир, учатся, а подростков с 14 до 18 лет больше всего интересует общение со сверстниками.

Если родители видят, что в повседневной деятельности ребенок принимает правильные решения и сам находит способы достижения своих целей, это показывает, что уровень самостоятельности соответствует его возрасту.

Необходимо помнить, что проявления независимости и самостоятельности не должны выходить за рамки принятых в обществе норм поведения. Но чем младше ребенок, тем сложнее ему ориентироваться на какие-либо правила. Например, семилетний мальчик увидел, как папа подарил маме букет, и решил поступить так же, но сорвал цветы на клумбе. Как должны повести себя родители? Как одновременно похвалить ребенка за инициативу и благие намерения и осудить за срывание цветов? Правильнее всего сделать так: выразить мальчику признательность за щедрый подарок, но при этом показать свое огорчение из-за разоренной клумбы.

Ребенок не может стать самостоятельным до тех пор, пока не научится обслуживать себя и выполнять элементарную работу по дому. Однако мамы и бабушки часто пресекают попытки детей, например, подмести пол, потому что знают, что вместо желанной чистоты в квартире будут клубы пыли и останется грязь. Психологи советуют не отстранять ребенка от работы по дому, а терпеливо объяснять ему, как выполнить ее правильно. Лучше делать уборку совместно с ребенком. А по окончании обязательно похвалить, даже если результаты его трудов будут далеки от совершенства.

Для формирования самостоятельности очень важна настойчивость. Школьник не должен отказываться от задуманного, если его постигла неудача. Он должен самостоятельно выбирать себе друзей и разрешать конфликты со сверстниками.

Когда ребенок становится школьником, это не означает, что он должен мгновенно перестать интересоваться игрушками. В игре дети примеряют на себя разные социальные роли и виды деятельности, которые пока им недоступны. Для нормального взросления это очень полезно. А чтобы из-за игр не страдала учеба, нужно научить ребенка соблюдать режим дня. При этом не так важно, чтобы каждый день обед был на столе в 14.00, – если ребенок захотел поесть раньше, разрешите ему. Гораздо большее значение имеет одна и та же последовательность действий: школа, обед, прогулка, уроки, игры…

К 7-летнему возрасту ребенок уже должен освоить навыки самообслуживания. Помогать ему одеваться или заправлять постель – значит задерживать наступление следующего этапа взросления, который характеризуется именно ответственным отношением к своим обязанностям.

Ребенок должен сам помнить свое расписание уроков, записывать домашнее задание и складывать портфель. Конечно, чтобы эти навыки закрепились, необходимо время. Если он чего-то не сделает, пусть получит замечание от учителя или даже двойку за невыполненное задание, но это не позволит ему в следующий раз пренебречь своими новыми обязанностями.