Книга: Гигиена детей и подростков

Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его определяющие

Важнейшие критерии здоровья

Сегодня при оценке состояния здоровья детей и подростков нельзя ограничиваться только выявлением патологических сдвигов в организме, т. е. оценкой «здоров», «болен». При таком подходе невозможно правильно оценить степень и характер влияния факторов окружающей среды на организм ребенка, эффективность проводимых профилактических и оздоровительных мероприятий. Необходимо располагать широким кругом показателей, отражающих развитие как биологических, так и социальных функций растущего организма. С. М. Тромбах называет следующие признаки, определяющие здоровье: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степени его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным  воздействиям.  Эти  критерии  здоровья учитываются врачами при обследовании детей и подростков и при оценке состояния их здоровья.

Педиатр или терапевт подросткового кабинета при медицинских осмотрах детей в первую очередь стремится обнаружить начальные стадии отклонений, в том числе хронических заболеваний.

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям оценивается количеством и длительностью перенесенных ребенком острых заболеваний (и обострений хронических) за предшествующий год. Острые респираторные заболевания занимают первое место среди острых заболеваний у детей и подростков (около 70 %). Среди других острых заболеваний, выявляемых у детей дошкольного возраста и младших школьников, следует выделить острые детские инфекции (ветряная оспа, эпидемический паротит, скарлатина, корь, краснуха), острые желудочно-кишечные заболевания, аллергические болезни и реакции. С увеличением возраста отмечается значительное изменение структуры острой заболеваемости: на второе и третье место выходят травмы, болезни органов пищеварения и органов чувств. По количеству перенесенных острых заболеваний за определенный период времени (за год) детей делят на ни разу не болевших, болевших эпизодически (1—3 раза в течение года) и часто болевших (4 раза и более). Отсутствие острых заболеваний в течение года или эпизодический их характер свидетельствует о хорошей сопротивляемости организма ребенка, высокой способности адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни и сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов или патогенных микроорганизмов. Частые острые заболевания, даже самые «легкие», свидетельствуют о снижении защитных возможностей организма ребенка. Такие дети требуют к себе особого внимания со стороны медицинских работников, так как в дальнейшем у них нередко формируются хронические заболевания.

На уровень острой заболеваемости детей и подростков оказывают влияния климатогеографические условия, сезон года, загрязненность атмосферного воздуха, бытовые условия, условия среды в учебно-воспитательных учреждениях, возраст, пол, качество медицинского обеспечения и др. Наиболее высокий уровень острой заболеваемости в группе детей 2—3-го года жизни (по сравнению с детьми первого года жизни и более старших возрастов). Это объясняется как особенностями развития детей этого возраста (понижается естественный пассивный иммунитет, полученный от матери, и еще недостаточно сформирована собственная система защиты организма от инфекций), так и расширением их контактов с окружающим миром, изменением социальных условий воспитания (начало посещения дошкольных учреждений). Для более точного учета часто болеющих целесообразно пользоваться показателями, разработанными Горьковским научно-исследовательским педиатрическим институтом Министерства здравоохранения РСФСР. Эти показатели учитывают особенности уровня заболеваемости детей различных возрастных групп: первый год жизни — 4 и более острых заболеваний и обострений хронических заболеваний, 1—3 года — 6 и более, 3—4 года — 5 и более, 4—6 лет — 4. и. более, старше 6 лет — 3 и более острых или обострений хронических заболеваний. Учет острой заболеваемости детей и подростков ведут медицинские работники дошкольных учреждений, школ, СПТУ на основании «Справки о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ, о болезнях, карантине ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение» (форма № 095/у), которую выдает лечащий врач. По таким справкам определяют число дней, пропущенных ребенком по болезни. Справки подлежат обязательной регистрации и учету в учебно-воспитательных учреждениях: в детском саду, школе — в «Медицинской карте ребенка» (форма № 026/у), в подростковых учреждениях (форма № 025-1/у). Все инфекционные заболевания регистрируются в «Журнале учета инфекционных заболеваний» (форма № 060/у).

Уровень заболеваемости детей и подростков во многом определяется и санитарно-гигиеническими условиями в детских и подростковых учреждениях. Основными причинами высокой острой заболеваемости детей в дошкольных учреждениях являются: 1) нарушения санитарно-гигиенических условий и перегрузка групп, способствующая распространению инфекции в детском коллективе; 2) нарушение противоэпидемического режима (недостаточная работа «фильтра», поздняя изоляция заболевших детей, дефекты в организации карантинных групп, несоблюдение персоналом дошкольного учреждения необходимых санитарных требований; 3) недостатки в организации режимных моментов (проветривание помещений, сон на воздухе, прогулки, закаливающие процедуры); 4) плохая подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (оздоровление ребенка, проведение профилактических прививок, работа с родителями и др.); 5) недостаточная лечебно-оздоровительная работа среди часто болеющих детей.

Для обоснования и проведения необходимых санитарно-гигиенических мероприятий медицинские работники СЭС должны располагать сведениями о заболеваемости в организованных коллективах, уметь анализировать их. В зависимости от задач анализ можно проводить в разных направлениях: сравнительный анализ заболеваемости по территориям, по типам учреждений и др. В работе отделения гигиены детей и подростков СЭС используются следующие показатели острой заболеваемости (по различным группам учебно-воспитательных учреждений): 1) общее число случаев острых неинфекционных заболеваний с временной утратой трудоспособности; 2) общее число инфекционных заболеваний (кроме кишечных); 3) общее число острых кишечных заболеваний; 4) число пропущенных по болезни дней; 5) число часто болеющих детей и подростков. Методика расчета основных показателей острой заболеваемости:

Число случаев заболеваний на  100 детей  (подростков)

Число дней болезни на 100 детей (подростков)

1 Средняя численность детей (подростков) за год (полугодие) определяется как полусумма их числа по списочному составу на начало и конец года (полугодия).

Число случаев заболеваний детей (подростков), зарегистрированных за отчетный период Средняя численность детей (подростков) за отчетный период.

Число дней, пропущенных детьми  (подростками)  по болезни за отчетный период Средняя численность детей (подростков)  за отчетный период

Анализ показателей заболеваемости проводится путем их сопоставления с аналогичными данными за предшествующий год с вычислением реального сдвига в1   процентах   (положительного  или отрицательного).

Наряду с острой заболеваемостью для планирования профилактических мероприятий и оценки их эффективности большое значение имеет так называемая общая заболеваемость, т. е. все случаи заболеваний: зарегистрированные при обращении, выявленные во время медицинских осмотров, с потерей и без потери трудоспособности. Имеется определенная система учета и анализа общей заболеваемости. Учитываются первичные обращения по поводу заболеваний в данном календарном году — заболеваемость по обращаемости (эти сведения содержатся в официальных статистических отчетах детских поликлиник и подростковых кабинетов поликлиник для взрослых). Данные периодических медицинских осмотров детей и подростков существенно дополняют сведения о заболеваемости по обращаемости. При анализе заболеваемости используются следующие основные показатели: показатель интенсивности (частота, распространенность), который отражает, как часто заболевание встречается среди населения района, детей детского сада, учащихся школы и др. Число выявленных заболеваний, отнесенное к численности изучаемого контингента — на 100 или на 1000 обследованных); показатель экстенсивности (удельный вес) характеризует структуру заболеваемости и ведущую патологию (удельный вес данного заболевания в общем числе всех заболеваний, выражается в процентах, за 100 % принимается общее число всех заболеваний).

Уровень функционирования основных систем организма — критерий, характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений различные: быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у детей в 6—7 лет,  в   11 —13 лет у девочек  и  в   13—15 лет

Дети  (подростки), болевшие в течение года 4 и более раз.

у мальчиков), что приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем; воздействие несоответствующих возможностям детей и подростков больших учебных, спортивных нагрузок; неблагоприятные семейно-бытовые условия и др. При оценке функционального состояния организма детей и подростков большое значение придается определению функционального состояния сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень артериального давления, содержание гемоглобина в ^крови и др.). Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является поведение ребенка. Оценивается, как ребенок (особенно раннего возраста) спит, бодрствует, какие у него аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми; для детей более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную программу, утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное состояние организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о половых, возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных показателей, а также о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной увеличивается число детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с низким уровнем артериального давления. Специальными исследованиями установлено, что у детей, проживающих в районах с высокой загрязненностью атмосферного воздуха, отмечается учащение пульса, увеличение частоты дыханий, умеренный эритроцитоз, тенденция к повышению содержания гемоглобина в крови.