ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ)

Одно из направлений модернизации здравоохранения Российской Федерации в настоящее время - это активная работа по профилактике возникновения заболеваний. Деятельность, связанная с управлением здоровьем, является главным механизмом в системе мероприятий по предупреждению заболеваний. Одним из перспективных направлений в данной области является формирование культуры здоровья студентов в процессе профессионального становления. Необходимо с самого начала профессионального обучения закладывать правильное представление о здоровом образе жизни, факторах формирования, сохранения и укрепления здоровья.

В данной статье представлен анализ социологического исследования, направленного на изучение формирования культуры здоровья у студентов медицинского вуза. Формирование у студентов медицинских вузов культуры здоровья должно быть неотъемлемой частью процесса получения профессионального образования и должно включать в себя формирование таких личностно- профессиональных компетенций, как ортобиотичностъ и акмеологичностъ.

Проанализируем понятие «культура здоровья» в аспекте данных понятий.

Рассматривая понятие «культура здоровья» в аспекте акмеологичности социокультурных факторов профессионального образования и становления, можно отождествлять данное понятие с потребностью и способностью индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта профессиональной и социальной реальности.

А. Н. Разумов дает следующее определение: «культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления» [1].

В аспекте ортобиотичности «культура здоровья» является свойством личности, направленного на сохранение и гармонизацию собственного состояния и здоровья окружающих людей.

Формирование культуры здоровья через систему высшего профессионального образования предполагает применение комплексного механизма, включающего в себя физические (занятия спортом, процедуры закаливания и организацию правильного питания), экологические (мониторинг состояния окружающей среды), психологические (формирование ценностно- ориентированного отношения к здоровью) факторы.

Социологическое исследование проведено в декабре 2010 года в форме опроса студентов Башкирского государственного медицинского университета. Всего было опрошено - 60 студентов, из них 16 юношей и 44 девушки. Была использована гнездовая выборка - опрошены 3 группы младших курсов и 3 группы студентов-старшекурсников факультета «Лечебное дело».

Распределение по возрасту: 19 лет - 10 человек, 20 лет - 15 человек, 21 - 4 человека, 22 - 5 человек, 23 года - 19 человек, 24 - 5 человек, 25 лет - 2 человека.

Итак, по мнению опрошенных студентов, на формирование культуры здоровья влияют следующие факторы (в порядке убывания значимости): занятие спортом, питание, экологическая ситуация в регионе, воспитание в семье.

Более половины опрошенных студентов (63%) считают, что мероприятия по формированию и укреплению культуры здоровья в их регионе не проводятся в должной мере.

Большинство опрошенных (70%) считают, что понятия культура здоровья и здоровый образ жизни идентичны. Это свидетельствует о том, что респонденты недостаточно осведомлены в данном вопросе.

По мнению респондентов, наиболее эффективном методом в борьбе с вредными привычками являются: законодательные меры (58%) и активное использование СМИ в формировании положительных образов и пропаганда здорового образа жизни (40%). При этом 87% опрошенных студентов утверждают, что пропаганда в области здравоохранения осуществляется недостаточно в г.

Уфе. К средствам пропаганды, наиболее оказывающими влияние, по мнению студентов, относятся следующие: телевизионные ролики (57%), проведение массовых акций, демонстраций, праздников (50%), тематические передачи (28%), плакаты на улицах города (27%), конференции, семинары (27%).

Профессия врача часто связана со стрессами, поэтому важно изучать и формировать стрессоустойчивость у студентов. Так, 38% опрошенных испытывают стресс 1 -2 раза в неделю; столько же, 38% респондентов, испытывают стресс редко; 24% испытывают стресс ежедневно. Самой частой причиной стресса является учебный процесс (60% опрошенных), состояние здоровья близких (47%), профессиональные факторы (43%) и взаимоотношения в семье (32%).

На взгляд респондентов, качество медицинской помощи в городе Уфа можно оценить как хорошее (42%), скорее хорошее (42%) и 17% опрошенных оценивают качество как плохое.

Самооценка здоровья студентов в целом положительна. 48% опрошенных студентов считают свое здоровье хорошим. Столько же оценивают свое здоровье как среднее и 4% респондентов считают, что их здоровье очень хорошее.

Факторы, наиболее сильно влияющие на здоровье, по мнению студентов, были распределены следующим образом: отношение к здоровью самого человека (образ жизни) - на первом месте; экономические (качество жизни, обеспеченность) - на втором; социальные факторы; наследственность (3 и 4 место соответственно).

Данные результаты свидетельствуют об актуализации в сознании студентов понимания значимости образа жизни в сохранении здоровья.

Не менее интересным является вопрос: что же каждый из студентов делает лично для сохранения и укрепления своего здоровья?

68% опрошенных ответили, что отказываются от вредных привычек, половина опрошенных питается правильно и рационально, 35% опрошенных студентов делают своевременную профилактику и диагностику, 27% респондентов для этого занимаются спортом.

65% респондентов считают для себя оптимальным при лечении сочетать медикаментозные средства и немедикаментозные (средства народной медицины, лечение травами). 25% признают только лечение лекарствами. Однако 10% опрошенных выступают за немедикаментозные средства.

Распределение источников информации о сохранении и укреплении здоровья, которыми пользуются опрошенные студенты, представлены в таблице (допускалось выбрать несколько вариантов).

Средства информации о здоровье и здоровом образе жизни