Дата добавления: 2014-09-19

Размер файла: 19.99 KB

Работу скачали: 20 чел.

Тема 1.6. Школы здоровья.

План:

Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья.

Школа формирования здорового образа жизни.

Школа здоровья для лиц с факторами риска.

Школы здоровья для пациентов: артериальной гипертонии, бронхиальной астмы, сахарного диабета, остеопороза и другие.

Роль сестринского персонала в работе школ материнства.

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Исходя из того, что всё население условно можно разделить на здоровых, на лиц с факторами риска развития НИЗ, и больных НИЗ, различают:

    школы формирования здорового образа жизни (например, «Школа матери и ребенка»); школы здоровья для лиц с факторами риска («Школа отказа от курения», «Школа профилактики и коррекции избыточной массы тела»); школы здоровья для пациентов с различными заболеваниями артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, остеопорозом и т.д.

Цели Школ Здоровья:

    Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных. Повышение качества жизни пациента и его семьи.

Задачи Школ Здоровья:

    Ознакомление с различными факторами риска и их ролью в формировании заболеваний. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению. Информирование население о причинах и механизмах развития заболеваний. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.). Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, дневных стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

В формировании потоков граждан в школы здорового образа жизни принимают участие врачи центров здоровья и отделений профилактики, врачи терапевтических специальностей поликлиник, руководители и медицинские работники различных организаций, предприятий и школ.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист. Проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

Для проведения школ всех профилей должны быть разработаны программы и учебно-тематические планы занятий. Планы, графики проведения занятий должны вывешиваться на видных местах.

Цикл обучения обычно включает в себя в среднем 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3–5 раз в неделю в стационаре, санатории-профилактории, курорте.

Занятия проводятся с небольшими группами пациентов (10 человек). В стационарах к посещению «школы здоровья» привлекаются выздоравливающие больные, которых направляет врач. Продолжительность занятий должна составлять 30-45 минут.

О месте проведения занятий пациенты должны дополнительно оповещаться через медицинских сестер. Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении, при отсутствии такой возможности используют палаты, ординаторские, холлы, столовые.

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. Вовлечь в активное взаимодействие всех слушателей позволяет использование таких методов обучения, как рассказ-беседа, лекция-обсуждение, дискуссия, обмен опытом. Главное - показать пациенту, что он не остается один наедине со своими проблемами, что есть люди, готовые помочь ему обрести здоровье.

При ведении “школы здоровья” используются принципы групповой рациональной терапии. Врач затрачивает меньше времени на проведение лечения, т. к. может охватить целую группу. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, формирование мотивации и ответственности за свое здоровье. В ходе занятий используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной.

По выполнению учебной программы проводятся итоговые занятия в форме собеседования со слушателями по основным вопросам пройденного материала.

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

В школах материнства реализуется образовательная программа для беременных женщин и членов их семей. Рассматриваются вопросы гигиены беременности, подготовки к родам и поведению в период родов. Осуществляется подготовка к уходу за новорожденным ребенком. Возможно привлечение сестринского персонала для проведения практических занятий.

Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны.

Кнопки "поделиться работой" :