Содержание

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья.

Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

Цель работы – рассмотреть социальные и биологические факторы здоровья, определить обусловленность здоровья населения.

Задачи работы:

1) охарактеризовать обусловленность состояния здоровья населения;

2) выявитья критерии образа жизни и их значение по отношению к здоровью населения;

3) обозначить социальную и экономическую обусловленность здоровья населения России и Дальнего Востока;

4) представить духовные ценности как фактор здоровья современного человека.

1. Состояние здоровья населения и его обусловленность

Состояние здоровья населения — комплексная социально-гигиеническая характеристика состояния жизнедеятельности населения.

Проводится изучение состояния здоровья населения как всей страны, области, края, района, города, так и его отдельных групп (половых, возрастных, социальных, профессиональных и др.). Состояние здоровья населения традиционно оценивается с помощью нескольких групп классических показателей; рождаемости, включая мертворожденность; смертности — общей, детской, перинатальной, повозрастной, от отдельных причин; средней продолжительности предстоящей жизни: заболеваемости — общей, инфекционной, неинфекционной, профессиональной, хроническими неспецифическими заболеваниями, отдельными классами видами и группами болезней в различных возрастных и профессиональных группах населения, заболеваниями с временной утратой трудоспособности; инвалидности; физического развития населения.

Демографические данные, характеризующие состояние здоровья населения, регистрируются органами государственной статистики (ЗАГС); их углубленная разработка, а также исследование их зависимости от социально-экономических факторов производятся специальными научными.

Из данных официальной медицинской статистики можно получить и показатели заболеваемости населения (общей, по причинам смерти; с временной утратой трудоспособности; инфекционными, профессиональными и другими болезнями). Однако они не всегда являются достаточно полными, т.к. не охватывают все возможные источники информации о заболеваемости населения, отражая в основном реальные потоки обращений в конкретные типы учреждений здравоохранения и не содержат полных данных о сопутствующих заболеваниях. Не исключена также возможность повторной регистрации диагнозов (они не сведены на одно лицо). Кроме того, они не привязаны к определенной совокупности населения. Именно поэтому наиболее точные сведения об уровне и структуре заболеваемости могут быть получены только на основе применения специальных методик. Проведение соответствующих исследований позволяет изучить тенденции в изменении не только общих уровней заболеваемости и частоты возникновения новых случаев заболеваний по данным обращаемости населения за лечебно-профилактической помощью, но и в распространенности тех или иных (чаще всего хронических) болезней в популяции. Последние получают после коррекции данных обращаемости материалами специально проводимых комплексных медосмотров населения.

Сведения о физическом развитии населения собирают обычно путем антропометрических измерений определенных групп населения, которые могут производиться во время медосмотров или при специальных исследованиях. Собранные антропометрические материалы подвергаются вариационно-статистической обработке с обязательным разделением обследованных на группы, однородные по полу, возрасту, этнической и социальной принадлежности. На основе полученных результатов составляют специальные оценочные таблицы.

Исследования состояния здоровья населения приобретают в нашей стране комплексный и массовый характер в годы проведения переписей населения. Важной особенностью этих работ является то, что они носят многоцелевой и углубленный характер, проводятся по единой методике и позволяют рассматривать во взаимосвязи многие показатели, характеризующие состояние здоровья населения.

Показатели состояния здоровья населения лежат в основе расчетов нормативов потребности населения в специализированных видах медицинской помощи, больничных койках, амбулаторно-поликлинических учреждениях и медицинских кадрах. Широко применяют в здравоохранении оценки гармоничности физического развития (соотношение роста, веса, окружности груди с учетом половозрастных характеристик обследуемых). Используемые при этом стандарты физического развития являются постоянным рабочим инструментом врачей при оценке результатов обследований. Все шире применяются и обобщенные, интегральные показатели (индексы) состояния здоровья населения. К ним, в частности, можно отнести такие характеристики, как средняя продолжительность предстоящей жизни населения, индекс Ресле здоровья детей первого года жизни, прогностический медико-социальный потенциал трудоспособности.

В условиях неуклонно возрастающей социальной ценности здоровья большое значение имеет оценка влияния на здоровье населения в целом и каждого индивидуума в отдельности различных факторов: социальных, биологических, материальных, духовных и др. Значительная роль принадлежит выявлению воздействия на общественное здоровье социальной и географической среды и изучение появившихся в условиях научно-технической революции новых адаптационно-биологических взаимоотношений между организмом человека и внешними факторами.

Критерии образа жизни и их значение по отношению к здоровью населения

Образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека 1. Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей” 2. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире 3. как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самиим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его 4.

А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: “1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека” 5. Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность. Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения 6.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И .В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: “. экономическую - ”уровень жизни”, социологическую - “качество жизни”, социально-психологическую - “стиль жизни” и социально-экономическую - “уклад жизни”. Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.

Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди подмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим возникновение недугов.

Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, “омраченность” переживаниями, озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к таким настроениям, - считали они, - нарушает и парализует энергию как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь 7.

В тибетской медицине в известном трактате “чжуд-ши” невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека 8 .

Восточная философия основана на понимании человека как целого, неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом и ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей человека противостоять недугам.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В античном мире существуют свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В Древней Греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имеется строгая система физического воспитания.

В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: “познай самого себя”, “заботься о самом себе”. Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя. Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека. Здоровье здесь рассматривается как “необходимая ступень совершенства и высшая ценность”. Положения восточной медицины базируются на отношении к человеку как личности. Оно выражается в формах ведения диалога между врачом и пациентом в тех ракурсах, в каких он видит самого себя, потому что никто, кроме самого человека не может изменить его образ жизни, привычки, отношение к жизни и болезни. Такой подход основан на том, что многие болезни имеют функциональную природу и их симптомы являются сигналами серьезных эмоциональных и социальных проблем. Но в любом случае человек выступает активным участником сохранения и приобретения здоровья. Поэтому в основаниях восточной медицины особенно подчеркивается, что проблему здоровья нельзя решить только совершенными техническими средствами диагностики и лечения. К ней следует подходить с учетом индивидуального отношения к здоровью, включающего осознание себя и собственного образа жизни. Этот аспект во многом утрачен в современной медицине, рассматривающей болезнь как нарушение благополучия телесного состояния человека, наличие специфических, локальных отклонений в органах и тканях, а пациента - как пассивное лицо, получающее определенные предписания, в выработке которых он не принимал участия.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

3. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения России и Дальнего Востока

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на уровень, динамику и темпы изменения состояния здоровья населения, важнейшая роль принадлежит социально-экономическим факторам. Однако обусловленность состояния здоровья населения социально-экономическими условиями жизни не умаляет значения биологических закономерностей, на которые эти условия воздействуют. Следует отметить, что между состоянием здоровья и изменениями социально-экономических условий жизни населения нелогично предполагать наличие прямой, непосредственной и универсальной зависимости. Формирование оптимального здоровья населения включает множество взаимосвязанных социальных, гигиенических, экономических, лечебно-организационных и других мероприятий, что определяет необходимость при управлении этими процессами пользоваться кибернетическими методами анализа. Если до недавнего времени исследователями учитывались только прямые связи между причиной и следствием, то теперь в целях учета всех факторов, влияющих на уровень здоровья населения, необходимо, не ограничиваясь выявлением линейных (прямых) связей, обращаться к многофакторному анализу.

Большая работа во всех странах мира проводится в настоящее время в направлении разработки комплексных, интегральных показателей здоровья населения, которые часто называют «индексами здоровья». Во всем мире работы по поиску индикаторов общественного здоровья развиваются, с одной стороны, как исследования взаимосвязей средней продолжительности жизни и заболеваемости населения, с другой стороны, направлены на разработку индексов, которые можно было бы использовать как критерии эффективности программ по развитию здравоохранения.

4.Духовные ценности как фактор здоровья современного человека

Достижение указанных целей связано с переосмыслением образовательного идеала, с решением задач сохранения и укрепления такого фактора как здоровье человека. Согласно международным правовым нормам понятие «здоровье» включает в себя несколько составляющих, среди которых наиболее значимым является здоровье физическое, психическое, социальное, духовное.

Здоровье человека зависит как от природных внешних и внутренних факторов (экология, условия жизни, пол, возраст, национальность, индивидуальные особенности организма), так и от социально-психологических внешних и внутренних факторов (социальные условия и эмоциональная атмосфера жизнедеятельности человека, а также его поведение, ценностные смыслы, идеалы).

Защита интересов ребенка в «Школе экологии детства» предусматривает внимание ко всем этим составляющим понятия здоровья. Но физическое здоровье не может быть самоцелью. Это условие, основание для активной творческой жизни, личностного роста, самосовершенствования. Как показывает анализ ценностных ориентаций детей и родителей на первый план в современной социокультурной ситуации выходят аспекты, связанные с духовно-нравственным и социальным здоровьем.

Основным критерием социального здоровья можно считать эффективность и успешность адаптации человека в обществе, в котором он живет. Социально здоровый человек способен адекватно оценивать время, место, ситуацию, эффективно и активно использовать различные социальные роли, предлагаемые самой жизнью.

Разрушение традиционного уклада русской жизни, пересмотр ценностей и целей старших поколений привели к противостоянию поколений, проявляющемуся в разрыве между событийностью детско-взрослой жизни, к «взрывному» характеру истории детства.

В этой связи проблема социализации в школе приобретает доминирующие звучание как проблема целенаправленного воспитания, обучения и демонстрации осмысленности взрослой жизни для детей данного времени и в данной стране. Вакуум «семейной социализации» (как следствие увеличения социально дезадаптированных семей) со всей очевидностью необходимо заполнять с помощью педагогически организованного процесса социальной адаптации школьников.

Социальное здоровье тесно взаимосвязано с психическим и духовно -нравственным здоровьем. Одним из важных критериев психического здоровья является способность человека к сотрудничеству, позитивное отношение к себе и к окружающим. К факторам. влияющим на психическое здоровье, относятся также личностные особенности человека, определенная иерархия жизненных ценностей и целей.

Критерии духовно -нравственного здоровья связаны со степенью осознанности бытия человеком, со стремлением человека к самосовершенствованию, к осознанному, ответственному, творческому отношению к своей и чужой жизни, с приоритетом таких духовных потребностей, как творчество, любовь, познание, с приобщением к духовным традициям своего народа.

Утрата ценностных ориентаций в духовно-нравственной сфере ведет к агрессивности, безволию, стремлению к саморазрушению. О том, что молодые люди нуждаются в духовных опорах, в ответах на вечные вопросы бытия свидетельствуют данные проводившихся в школе диагностических исследований ценностных ориентаций учащихся 9.

Заключение

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни. И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды. Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы. Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может быть определено как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы жизни.