КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

Макаренко В. К. - к.п.н. доцент Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского (ПГПУ)

Григорьева О. Д. - старший преподаватель (ПГПУ)

Тома Ж. В. - к.п.н. доцент (ПГПУ)

(Связь с авторами может быть осуществлена через редакцию журнала)

Ключевые слова: здоровье, человек, проблема, факторы, программа, образ жизни.

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Отсюда возникает необходимость воспитания культуры здоровья и формирование основ здорового образ жизни у человека.

Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна лишь только в здоровом обществе, которая, как утверждают ученые, осуществляется в настоящее время и будет проходить в волнах теории культурного освоения мира. Мы понимаем, что понятие культуры здоровья объемно и многофакторно, поэтому выделим лишь некоторые позиции: 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек.

Согласно формулировке ВОЗ, "здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков" [4]. В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни.

В. А. Фролов выделяет понятие "здоровье населения", рассматривая его как статистическое, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями [6].

Ю. П. Лисицин рассматривает понятие "общественного здоровья" как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения [6].

В. П. Казначеев рассматривает понятие "здоровье популяции", под которым он понимает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека. Здоровье - это:

- процесс сохранения, развития физических свойств, потенций психических и социальных;

- процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности [6].

По мнению П. Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человечества глобальных проблем является проблема "качества" народонаселения, под которым он подразумевает комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и т. п. [5].

Очевидно, если говорить о категории "здоровье" в представлении гигиенистов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п. входящих в орбиту категории здоровья, четко вычленять те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также характеризующие здоровье как процесс и как состояние.

Решение вопросов здоровья требует учета целого ряда факторов, к которым относятся:

1. Правовые. которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.

2. Социально-экономические факторы. обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

3. Образовательно-воспитательные факторы. обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.

4. Семейные факторы. связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.

5. Медицинские факторы. которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.

6. Культурологические факторы. связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.

7. Юридические факторы - обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления и/или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.

8. Экологические факторы. обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.

9. Личностные факторы. которые ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье.

Факторы, определяющие формирование здоровья населения ("вход системы"), должны изучаться комплексом общественных и естественных наук; показатели здоровья ("выходные" сигналы системы) - прерогатива медицинской науки, основа врачебной деятельности. Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, иными словами - управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и пр.), так и о конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. нашего столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (в скобках - данные ВОЗ):

- генетические факторы - 15-20% (20%);

- состояние окружающей среды - 20-25% (20%);

- медицинское обеспечение - 10-15% (8%);

- условия и образ жизни людей - 50-55% (52%).

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

В процессе формирования культуры здоровья важное место занимает обучение здоровью. Высоким потенциалом в этой области обладает учитель физической культуры.

Проведенный нами научно-методический анализ позволяет констатировать, что одним из критериев эффективности работы педагогов должен стать уровень культуры здоровья учащихся.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач для жизни общества обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. С этой целью нами было проведено исследование мнения учащихся Пензенского колледжа управления и промышленных технологий имени Е. Д. Басулина по вопросам культуры здоровья. Для этого была разработана анкета, включающая десять вопросов. В анкетирование приняли участие студенты 1, 2, 3, 4 курсов. Всего было задействовано 96 человек. Исследование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления субъективного отношения учащихся к состоянию своего здоровья, выявление знаний по формированию культуры здоровья, а также отношению к занятиям физической культурой и спортом.

Анализ обобщенных результатов показал, что:

учащиеся 1 и 4 курсов оценивают свою успеваемость на "хорошо" и "отлично" (соответственно - 70 % и 52 %), а учащиеся 3 и 4 курсов - на "удовлетворительно" (соответственно - 60 % и 67 %);
  • большинство учащихся всех курсов субъективно оценивают состояние своего здоровья на "хорошо" (соответственно - 70 %; 70 %; 61 %; 76 %);
  • затраты времени на учебные занятия и самоподготовку в течение суток составляют у большинства опрошенных - 6 - 7 часов (соответственно - 92 %; 81 %; 75 %; 79 %);
  • бюджет свободного времени в сутки у большинства учащихся 1, 2 курсов составляет 5 и более часов (соответственно - 65 % и 52 %), а учащихся 3, 4 курсов - 2 - 3 часа в сутки (соответственно - 86 % и 83 %);
  • во внеурочное время большинство учащихся 1, 4 курсов занимаются физической культурой и спортом нерегулярно, 19 % учащихся 2 курса не занимаются физической культурой вообще;
  • большинство учащихся 1 - 4 курсов считают, что их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности организма (соответственно - 93 %; 62 %; 83 %; 92 %), хотя нашлись и такие, среди студентов 2, 3 курсов, которые на данный вопрос ответили "отрицательно" (соответственно - 14 % и 10 %);
  • большинство учащихся 1, 3, 4 курсов пропускали учебные занятия по болезни за последний год обучения от 4 до 10 дней (свыше 10 дней - 37 % учащихся 2 курса и 40 % - 3 курса, 37 % - учащихся 1 курса не пропускали учебные занятия по болезни);
  • почти 100 % учащихся всех курсов считают физическую культуру и спорт необходимым элементом поддержания здоровья (соответственно - 100 %; 91 %; 96 %; 95 %);
  • несмотря на вышеизложенное утверждение затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом в течение недели составляют у большинства опрошенных студентов 1 - 3 курсов всего 2 - 4 часа и только у 47 % учащихся 4 курса затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом составляют 6 - 8 часов в неделю;
  • большинство из опрошенных учащихся всех курсов в понятие культуры здоровья вкладывают представление о здоровом образе жизни (соответственно - 54 %; 46 %; 40, 5 %; 47 %), 47 % учащихся 4 курса вкладывают в понятие культуры здоровья всю полноту ответственности за сохранение здоровья.

  • Проведенное нами исследование показало, что:

    - большинство опрошенных учащихся связывают здоровье и здоровый образ жизни с занятиями физической культурой и спортом;

    - преобладающее большинство опрошенных учащихся связывают понятие культуры здоровья с представлениями о здоровом образе жизни и значениями о способах укрепления здоровья.

    Максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть расширен благодаря вышеперечисленным факторам, различными способами укрепления и сохранения здоровья, а также систематическими занятиями на оздоровительных мероприятиях.

    Проведенные нами наблюдения и анкетирование показали, что преобладающее большинство учащихся колледжа соотносят понятие здоровья и здорового образа жизни с физической культурой и спортом. Поэтому для приобщения учащихся к здоровому образу жизни важно использовать эту взаимосвязь и рассматривать физическое воспитание как средство приобщения подростков к здоровому образу жизни и формированию у них ценности своего здоровья.

    Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы.

    Многолетние наблюдения за учащимися и личный опыт работы по физическому воспитанию и лечебной физической культуре показал необходимость проведения специальных занятий по формированию культуры здоровья.

    Из разнообразных форм внеурочной деятельности мы выбрали клуб "Я выбираю здоровье". По мнению И. П. Иванова [7] такая форма внеурочной деятельности наиболее эффективна, поскольку объединяет единомышленников и целенаправленно ведет к расширению знаний в области здоровья и способах его укрепления.

    Для решения поставленных задач нами была разработана "программа" -ориентир, в которую вошли теоретический, практический разделы и ожидаемый результат.

    В теоретический раздел включены следующие темы:

    1) Здоровый образ жизни и его характеристика;

    2) Осознание базовых ресурсов своего организма;

    3) Понятие о психофизической тренировке (ПФТ) и саморегуляции;

    4) Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек;

    5) Способы укрепления здоровья.

    В графе планируемый результат сформулированы задачи для каждой темы и конечный результат.

    Примерная "программа-ориентир" по формированию культуры здоровья