Факторы риска нарушения здоровья

1. Существует множество подходов к определению понятия здоро­вья. которые можно разделить на медицинские и психологические.

На медицинском уровне выделяются следующие определения по­нятия здоровья:

- определение ВОЗ: здоровье есть отсутствие болезней и физиче­ских дефектов и состояние полного социального и духовного благополучия, когда функции всех органов и систем человека уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болез­ненные изменения;

- определение психиатрии: здоровье есть способность индивида реализовать естественный врожденный потенциал человеческо­го призвания.

На психологическом уровне выделяются следующие определения здоровья, которые зависят от теоретической ориентации автора:

· гуманистическая психология (К. Роджерс): здоровый человек — это подвижный, открытый, а не постоянно использующий за­щитные реакции, независимый от внешних влияний и опираю­щийся на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек по­стоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен;

гештальт-терапия (Ф. Перлз): психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осоз­нанию собственных потребностей, конструктивному поведе­нию, здоровой адаптивности и умению принимать ответствен­ность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна;

психоаналитическое направление (3. Фрейд): психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности',

аналитическая психология (К.Г. Юнг): здоровый человек - это человек, ассимилировавший содержание своего бессознательно­го и свободный от захвата каким-либо архетипом;

телесная психотерапия (В. Райх). невротические и психосома­тические нарушения здоровья являются следствием застоя био­логической энергии, здоровое состояние характеризуется сво­бодным протеканием энергии.

2. Понятие здоровья включает в себя ключевые характеристики:

• интегративность, то есть включает в себя как внутренний мир личности, так и разносторонность взаимоотношений человека со своим окружением;

• многоуровневость — наличие физического, психического, соци­ального и духовного аспектов здоровья;

• состояние равновесия, баланса между адаптационными воз­можностями человека и постоянно меняющимися условиями среды;

• осуществление наиболее полной реализации жизненного потен­циала человека.

3. Выделяют три уровня рассмотрения и оиенки здоровья:

• биологический (соматический) уровень, предполагающий совер­шенство саморегуляции в организме и динамическое равновесие всех внутренних органов, гармонию физиологических процес­сов, максимальную адаптацию к окружающей среде;

• психологический уровень, рассматривающий индивида как пси­хическое целое, включающий гармоничное развитие всех психиче­ских сфер личности и подразумевающий наличие у человека общей стратегии жизни человека;

• социальный уровень, подразумевающий гармоничное влияние раз­личных социальных связей на личность и наличие способности противостоять негативному влиянию со стороны социума и самому на свое окружение; а также трудоспособность, социальную активность и включенность личности, деятельное отношение человека к миру.

4. Значение выделения критериев психологического здоровья за­ключается в возможности разграничения нормы и патологии, анализ и структурирование системы критериев психического здоровья представляют собой трудную задачу, так как, во-первых, не существует единого основания для создания такой классификации и, во-вторых, ни одна классификация не выра­зит в достаточной мере понятие психологического здоровья.

Выделение критериев психологического здоровья может проходить на основании:

• специфики функционирования организма в целом;

• трех существующих видов проявлений психического:

- психических свойств;

- психических состояний;

- психических процессов.

На основании специфики функционирования организма выделяются следующие критерии психологического здоровья:

• критерий психического равновесия, позволяющий судить о ха­рактере и специфике функционирования психики человека в различных ее сферах — эмоциональной, мотивационной, по­знавательной, волевой и др. и выявляющий аномалию как про­явление дисгармонии личности и утраты ею равновесия с окру­жающей средой;

• гармоничность организации психики, понимаемая как равномер­ность развития и функционирования всех сфер психики, а < также их тесное взаимодействие;

• адаптивные возможности организма, под которыми понимается способность личности к адаптации в окружающей среде без I нарушения своего внутреннего равновесия.

На основании трех существующих видов проявлений психического выделяются следующие критерии психического здоровья:

• свойства личности:

- оптимизм;

- отсутствие суетливости;

- уравновешенность;

- нравственность;

- адекватный уровень притязаний, чувство долга;

- уверенность в себе;

- самоконтроль;

· психические состояния:

- самообладание (эмоциональная устойчивость);

- адекватность зрелости чувств и биологического возраста;

- совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность и др.);

- свободное, естественное проявление чувств и эмоций;

- способность радоваться;

- сохранность привычного оптимального самочувствия;

· психические процессы:

- адекватность психического отражения, то есть максимальное

- соответствие формируемых у индивида субъективных образов

- объективной реальности;

- адекватность в восприятии себя и своих особенностей;

- способность концентрировать внимание на предмете;

- способность к удержанию информации в памяти;

- критичность мышления, "научная" форма умственной деятель­ности, направленной на поиск истины, а не слепая вера в ав­торитеты;

- креативность, способность к творческому самовыражению и поиску новых нестандартных путей решения задач;

- дисциплина ума, способствующая управлению мыслями.

Выделяются критерии психологического нездоровья личности :

· зависимость от вредных привычек;

· уход, отрицание личной ответственности за себя и свою жизнь;

· пассивность жизненной позиции; утрата веры в себя, свои возможности;

· неадекватно заниженная или завышенная самооценка,

· ослабленный или гипертрофированный самоконтроль,

· беспричинная злость, вспыльчивость, нервозность, эмоциональ­ная холодность;

• эгоцентризм, враждебность, жестокость, асоциальное поведение;

• гипертрофированное стремление к власти;

• гипертрофированное стремление к покупке вещей;

• ослабленная или гипертрофированная сфера инстинктов;

• повышенная тревожность;

• снижение когнитивной активности, алогичность, неорганизо­ванность мышления;

• жесткая приверженность стереотипам как в мышлении, так и в дру­гих сферах жизни, отсутствие или низкий уровень креативности;

• повышенная внушаемость, некритичность мышления.

5. На возникновение риска различных нарушений здоровья влия­ет множество факторов.

Выделяют следующие группы факторов:

биологические факторы. к которым относятся:

- возраст матери, когда родился ребенок;

- возраст отца;

- особенности протекания беременности и родов;

- физические характеристики ребенка при рождении;

- жилищные условия;

- уровень материального обеспечения и образования;

- состав семьи и т. д.;

психологические факторы как результат действия биологиче­ских и социальных факторов.

К специфическим факторам риска нарушения здоровья относятся:

• вредные привычки (курение, потребление алкоголя, наркотиков, неправильное питание);

• экологические: загрязнение среды обитания, экологические "стрессы";

• "психологическое загрязнение", сильные эмоциональные пережи­вания, дистрессы;

• генетические факторы, наследственность, резус-конфликт и т. п.;

• культура, выражающая меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе.

Выделяют группы факторов, влияющих преимущественно на оп­ределенные составляющие здоровья — физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, но рассматриваемых как об­щие для всей системы организма:

• на физическое здоровье организма влияют:

• система питания, дыхания;

• физические нагрузки, занятия спортом, закаливания, общая физическая активность;

• гигиенические процедуры, общая гигиена организма

• на психическое здоровье воздействуют следующие факторы:

. система отношений человека к себе. л.

. стратегия построения отношений к другим людям;

. отношение к жизни в целом;

. жизненные цели и ценности индивида;

. индивидуальные личностные особенности;

• на социальное здоровье оказывают влияние:

• соответствие личностного и профессионального самоопреде­ления;

• удовлетворенность своим семейным и социальным статусом;

• гибкость жизненных стратегий;

• соответствие установок, стратегий, ценностной системы социокультурной ситуации (экономическим, социальным и пси­хологическим условиям);

• на духовное здоровье влияют такие факторы, как:

• нравственность;

• осмысленность и наполненность жизни;

• творческие отношения и реализация своего творческого потен­циала;