Здоровье и факторы, его определяющие

Кажется, что все очень просто, - врач обследовал пациента, получил объективные (и субъективные) результаты, сопоставил с «эталоном» и сделал заключение: «Вы здоровы» или «Вы больны». Однако на самом деле все крайне сложно. Недаром говорят, что «врачевание - это искусство». Оно зависит не только от глубоких и всесторонних знаний врача, но не в последнюю очередь от его интуиции. Суждения врача базируются на понятии «норма».

Норма - это система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находясь в заданных пределах, отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.

Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в качественном или количественном выражении. Так, например, температура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту, АД – 140/90 мм рт. ст. и т.д.

Физическое и химическое состояние внутренней среды организма, размеры тела и отдельных его частей, любые функциональные отправления имеют совершенно определенное количественное (или качественное) выражение. Это своеобразный эталон, с которым врач сопоставляет полученные в ходе обследования пациента результаты своих наблюдений, лабораторных или инструментальных исследований жизненных отправлений. Эталон этот был получен на основании обобщений, в том числе и статистических данных многовековых наблюдений врачей всего мира.

Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за пределы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека определяется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сделать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для одного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого - проявление всего лишь одного из вариантов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.

Говоря о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о важной роли социальных факторов на здоровье человека. Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни.

По К. Марксу: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т.е. биологического) и в качестве общественного отношения (т.е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К.Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

Новое определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано ВОЗ в 1940 г. Оно звучит так: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» - нечто, тождественное норме.

И.И. Брехман (1990), основатель валеологии — науки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.

Г.Н. Сердюковская — здоровье многомерный динамический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной).

Г.И. Царегородцев определяет здоровье как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Ю.П. Лисицын: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Более детально здоровье — это способность:

приспосабливаться (адаптация) к среде и к своим собственным возможностям;

противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;

увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания;

производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные и материальные ценности;

созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.

Компоненты здоровья. Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического.

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Критерии физического здоровья:

1. болезнь (нарушение жизнедеятельности) +,-

2. функциональное состояние организма

3. резистентность организма к факторам окружающей среды

4. анатомические дефекты +, -

5. психоэмоциональные и другие качества

6. физическое развитие

Второй уровень — психическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоровый дух» (Mens sana in corpora est).

Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.

Именно мировоззрение, т.е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху — является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.

Критерии социального благополучия населения:

- % валового внутреннего продукта на душу населения

- траты на здравоохранение

- состояние медико-санитарной помощи

- смертность

- средняя продолжительность жизни и др.

Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.

Факторы, определяющие здоровье и болезнь

Причин нездоровья (третьего состояния) и болезней много. На человека постоянно и одновременно действуют три потока информации (И.И. Брехман, 1990): сенсорной, воспринимаемой органами чувств через первую сигнальную систему, вербальной (устное или письменное слово), воспринимаемой через вторую сигнальную систему, и структурной (компоненты пищи и воздуха), поступающей через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Информация может быть необходимой (полезной), индифферентной и вредной. Организм, с учетом адаптации, имеет определенную пропускную способность восприятия информации.

Последние десятилетия резко снизился объем двигательной активности людей всех возрастов. Доля физического труда в производстве с 90% снизилась до 10%.

На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и разнообразные виды излучений не только на производстве, но и дома, и в местах отдыха.

В то же время, человек лишил себя многих ощущений непосредственного общения с природой.

Очень много стало удобств, детренирующих организм.

Поток вербальной информации многократно увеличился, что само по себе не безразлично для организма.

В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека значительно менее разнообразна по набору природных продуктов.

Поток структурной информации (включая химическое загрязнение вдыхаемого воздуха) претерпел самые большие изменения.

В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых дефицитом необходимой (полезной) и воздействием на организм вредной информации, возникает хронический стресс, понижение общей неспецифической устойчивости организма, развитие так называемого третьего состояния (промежуточное состояние между здоровьем и болезнью).

Заболевания возникают в результате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные возможности организма.

Факторами, обусловливающими здоровье, являются:

- образ жизни;

- биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т.д.);

- состояние окружающей среды;

- природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.);

- социально-экономические;

- уровень развития здравоохранения.

Установлено также, что образ жизни примерно на 50%, наследственность на 20%, состояние окружающей среды, экология на 15-20 % и здравоохранение, социально-экономические факторы (деятельность его органов и учреждений) на 10% обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).

Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья.

Для разных групп заболеваний такое соотношение факторов различно (табл. 2). Например, в возникновении болезней, передающихся половым путем исключительное значение имеет образ жизни человека.

Факторы, обусловливающие болезнь. Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

Непосредственная причина заболевания (этиологические факторы) прямо воздействует на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т.д.

Факторы риска заболеваний — это факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме.

Всемирной организацией здравоохранения было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000.

Различают факторы риска первичные и вторичные.

Первичные:

нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень);

неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);

неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);

неудовлетворительную работу служб здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).

Вторичные:

заболевания, которые отягощают течение других заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д.).

Выделяют также главные (большие) факторы риска, т.е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамию, избыточную массу тела, несбалансированное питание, артериальную гипертензию, психоэмоциональные стрессы и т.д.

Наибольшее значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся основной причиной (фактором) смерти населения являются:

гиподинамия (недостаток движения),

неправильное питание (прежде всего переедание),

вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ),

психоэмоциональное напряжение,

неблагоприятная экологическая обстановка.

Если первые факторы зависят от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран.