Влияние современного телевидения на жизнь школьников

Влияние современного телевидения на жизнь школьников

Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Из незаметного для общества изобретения (катодной телескопии), сделанного 92 года назад 25 июля 1907 года, оно (телевидение) превратилось в огромного монстра, захватившего умы и души миллиардов людей на Земле.

Телевизор нередко называют «окном в мир». И действительно, десятки каналов, которые принимает телевизор, передают информацию практически обо всех событиях в мире. Это, фактически, самый любимый способ людей проводить время, к тому же это дешево.

Мы уже давно не замечаем, что телевизор, по сути, стал полноправным членом нашей семьи! Как только мы переступаем порог квартиры, тут же тянемся к пульту – а что там интересного? Часто он определяет уклад семьи, планирующей свои дела так, чтобы успеть посмотреть очередной сериал или "Поле Чудес". В компании с телевизором мы завтракаем, ужинаем, обсуждаем важные вопросы. Телевизор занимает почти всё наше свободное от учёбы и работы время, питает наши интересы, взгляды, убеждения.

Телевидение несет нам информацию, но порой ненужную, что иногда пагубно влияет на психику детей.

По статистике пятилетние малыши в среднем проводят у экрана по 4,5 часов в день. Психологи и врачи всего мира встревожены этой цифрой: уже доказано, что телевизор не только влияет на зрение, осанку, но и портит характер маленького телемана. Специалисты подсчитали: в среднем каждые 4 минуты на экране демонстрируются сцены насилия. А детский мозг устроен так, что малыш, даже не глядя на экран, впитывает всю звуковую информацию. Более того, он непроизвольно выделяет из потока слов, долетающих до его ушей, именно ругательства и угрозы. А потом "неизвестно почему" может сказать маме: "Я тебя убью!", с кулаками наброситься на младшую сестренку или пнуть ногой любимую собаку.

Криминальная хроника занимает по проценту отведенного на нее эфирного времени в современном телевидении — второе место после рекламы. А по обилию криминальных сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться. На какой канал ни попадешь – обязательно про бандитов показывают. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

Что же нам преподносит современное детское телевидение? Посмотрите "мультики". Это сплошные "Том и Джерри", где весь юмор сосредоточен в расплющивании то Тома, то Джерри, таскании кота за хвост, в различных падениях и прочей "прищемиловке". В результате дети таскают своих домашних животных за хвост, загоняют друг друга под кровать и т. д.

Современные мультфильмы, похожи на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то Черепашки-Ниндзя – это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево – опять жестокость, достижение даже благородных целей через полное уничтожение, подавление противника. Если Чебурашка с его друзьями – из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. И таких примеров слишком много.

В то же время есть прекрасные, добрые, поучительные, без сцен грубого насилия мультфильмы, которые воспитывают детей в духе общепринятых моральных принципов: не укради, будь терпим к окружающим, не обижай слабого, будь послушен, будь вежлив, будь аккуратен, цени дружбу, трудись и так далее, и так далее. Но их очень мало.

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Телевидение “кодирует” поведение ребенка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы. Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения.

Поэтому, если уж выбирать мультфильмы, отдай предпочтение доброй советской анимации, или, по крайней мере, миролюбивому "Чипу и Дейлу". Но даже эти безобидные мультики нельзя смотреть подолгу.

Школьники и ТВ

Телевидение обладает огромной внушающей силой. Многие подсознательно верят всему, что им внушают с телеэкрана.

Самое, пожалуй, страшное – воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Если школьные программы построены таким образом, чтобы мы учились думать, телевидение сводит эти усилия на нет.

Сейчас дело дошло до того, что телевизор у детей заменяет папу, маму и физические упражнения. Получены данные, которые подтвердили опасения родителей. Наши школьники проводят за экраном телевизора больше времени, чем в школе. Телевизор побеждает так же и физическую активность. Вместо того чтобы играть в подвижные игры, школьники предпочитают телевизор и компьютерные игры.

Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом.

По итогам различных исследований более 70% учащихся не успевают выполнять все заданные на дом уроки, т.к. большую часть внешкольного времени у них занимает просмотр телепередач. После школы, как правило, любой школьник бежит к телевизору или компьютеру, чтобы посмотреть крутой боевик или мультфильм, телесериал, а не к письменному столу (уроки подождут). Тем не менее, влияние телевизора на детей очень сильно, ведь они склонны верить всему, что говорится с экрана. Телевизионное насилие особенно опасно для маленьких детей, в возрасте до 8 лет, потому что они не могут точно различить - где начинается реальная жизнь, а где кончается фантазия. Известны случаи, когда дети, после просмотра фильмов про Супермена, пытались летать, выпрыгивая из окон второго этажа.

Насилие в кино всегда зрелищно. Ребенок, для которого телевизор – безусловный авторитет, воспринимает бесчеловечное поведение экранных героев, как норму. Но не только агрессия становится последствием многих часов, проведенных у экрана. Телевизор мешает развитию мышления и творческих способностей школьников: они просто отвыкают думать!

Многие ребята могут сутками смотреть телевизор и на все замечания взрослых говорить, что они так отдыхают. Так ли это?

А ведь такой «отдых» вредит и даже очень. Вред этот разнообразный.

Первое — это содержание телевизионных программ. Специально для детей на телевидении эфирного времени так мало, что можно сказать, его практически нет, поэтому дети во всю смотрят фильмы и передачи, вовсе для детей не предназначенные. Интенсивно показывается то, что люди видеть не должны, что им запрещено видеть глубинными, неосознанными запретами. А в результате происходит развращение личности. Такие понятия как совесть, скромность и тому подобное совсем забываются. Душа, впитывая этот яд, не может оставаться здоровой.

Еще у людей, проводящих много времени пред телевизором развивается состояние болезненно повышенной внушаемости. Как следствие ослабевает воля, понижается способность к анализу, страдает память, сон. Кроме того, длительное сидение производит застой крови, возникают нарушения позвоночника и кишечника. Облучение от кинескопа также не проходит бесследно. Оно вызывает, особенно у детей, раздражительность, беспокойный сон, ухудшение общего самочувствия и ослабление физических сил. Безвозвратно уходит время, а оно так дорого.

Влияние телевизора на здоровье детей.

Невозможно оставить без внимания еще один не менее важный аспект проблемы "дети и телевидение" – это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений ("клиповость").

Излучение, хотя оно и не превышает допустимых норм, имеет накопительный эффект и при неумеренном сидении у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения и т. д. Мелькания яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга.

Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время сидения у телевизора, не смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама.

Как заявил главный педиатр Москвы Александр Румянцев, «к 18 годам, переходя во взрослую сеть здравоохранения, 30% россиян имеют хронические заболевания». Так, на первом месте, по мнению Румянцева, стоят проблемы с костно-мышечной системой: плоскостопие, нарушение осанки, искривление позвоночника, атрофия мышц. Это происходит потому, что большинство детей проводит свободное время не в подвижных играх, а у экранов телевизоров и компьютеров.

Роль зрительных нагрузок

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора.

При просмотре телевизора, рассматривании мелких и движущихся изображений глаз находится в состоянии постоянного напряжения. Если такие нагрузки - чрезмерны, длительны, постоянны и не соответствуют возрасту ребенка, то через некоторое время это может привести к развитию близорукости.

Кроме того, яркая подсветка с экрана телевизора, особенно при сниженной освещенности в комнате, вредно влияет на зрительную систему. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает зрительное утомление, проявлением которого являются головная боль, резь, покраснение глаз и т.д.

Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13 не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов).

Телевизор нужно смотреть только в положении сидя; в вечернее время - с включенным дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Иначе создается большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы и приводит к зрительному утомлению, а это влияет и на общее состояние ребенка.

Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше двух метров.

Тип телевизора (обычный, "плоский", жидкокристаллический, плазменный) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка.

Ищем выход из ситуации.

Мы не можем полностью исключить телевизор из жизни, поэтому надо искать разумный компромисс. Правильно организованное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического и физического здоровья.

На Западе уже давно заговорили, что «образование» сегодня — это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации (СМИ). «Активную» — потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело брать из него, фильтровать по возможности все, что в нем найдется разумного, доброго и полезного.

Делу – время, потехе – час. Возможно один из способов решения этой задачи – составление распорядка дня. Определить время для прогулок на свежем воздухе, время для работ по дому – помощь маме, время для выполнения домашнего задания, время для развлечений. Посоветовавшись с взрослыми, выбрать хорошие телепередачи, фильмы, мультфильмы для просмотра, исключив ненужные.

Есть хорошие программы TV для школьников: «Умники и умницы», «Диалоги о животных», «Вокруг света», «Великие тайны и мифы XX века», «Кто умнее 5-классника», «Самый умный», «Галилео», и др. Значительная часть информации в этих передачах в большей или меньшей мере связана с основами тех наук, которые изучаются в школе.

А для развлечения есть много добрых, красочных мультфильмов с узнаваемыми героями, художественных фильмов, фильмов-сказок, сделанных с душой, которые положительно влияют на формирование духовных ценностей и весьма благоприятны для здоровья детей.

Так, с одной стороны, на телевидении мы видим преобладание насилия, мерзости, рекламы. С другой стороны, все-таки существуют образовательные программы, видеоматериалы, развивающие игры и программы, оказывающие помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, обогащения словарного запаса, открывая совершенно новые горизонты знания.