Влияние цветотерапии на эмоциональное здоровье детей

Тема: Влияние цветотерапии на эмоциональное здоровье детей

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния при помощи цветов.

Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах.

Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Наш мозг воспринимает цвет точно так же, как желудок еду.

Гете отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

Если цвет в воздействии на взрослых играет важную роль, оказывая на них психологическое, а иногда и физиологическое влияние, то его роль еще более важна в воздействии на детей, чей ум более восприимчив, а воображение более импульсивно. Правильно и четко организованное пространство не только влияет на настроение и поведение ребенка, но и на его физическое состояние, помогает лучше ориентироваться, формирует характер, воспитывает самостоятельность и уверенность в своих действиях.

Считается, что ребенок в первые месяцы жизни видит мир только в черно-белых тонах. Однако офтальмологи это опровергают. Новорожденный видит те же цвета, что и взрослый, но фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета.

Первые шаги к умению обращаться с цветом, различать оттенки и опознавать цвета, ребенок учится в возрасте года - полутора.

Замечено, что к году ребенок чаще всего предпочитает желто-зеленые тона.

Для ребенка в возрасте 2–3 желательно, чтобы не было обилия цветов – достаточно, если это будут красный, зеленый, желтый, синий цвета.

К шестилетнему возрасту дети, обычно, начинают предпочитать яркие краски.

Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета - зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов.

Дети дошкольного возраста чаще называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый - это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, его интересует все новое, яркое, необычное.

Если любимые цвета ребенка - черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости.

Все цвета делятся на две группы – активные и пассивные

Активные цвета (ярко красный и ярко оранжевый, и в меньшей степени ярко желтый цвет. они действуют возбуждающе – дают легкую встряску организма и в состояние ускорить процессы жизнедеятельности.

Пассивные цвета (светлые оттенки зеленого, розового и голубого цвета, отчасти белый) – они имеют эффект успокаивать нервную систему.

Цвета, которые могут вызвать тревогу, уныние и тоску, это коричневые оттенки, лиловые и фиолетовые.

Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, спокойные, уравновешенные

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу.

В окружение красного и оранжевого цвета, ребенок первые 60 минут чувствует прилив сил и энергии, еще через 30 минут он уже перевозбужден, и через небольшой промежуток времени становится раздражительным и излишне агрессивным.

А стоит сменить сочетание цветов, на голубой или светло зеленый, и уже через 10 минут ребенок успокаивается и приходит в нормальное состояние. Поэтому важно при выборе игрушек и одежды для ребенка, выбирать не агрессивные цвета, а как раз наоборот, те которые успокоят.

Если ребенок любит темный цвет! Это может говорить о наличии у него страхов, неуверенности, высокого уровня тревожности.

Тёплые и холодные цвета.

Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый. Это цвета солнца, огня.

Холодные: синий, фиолетовый. Это цвета сумерек, мороза.

Для того, чтобы понять каким образом воздействовать на ребёнка через цвет, нужно знать как цвета влияют на детский организм.

Запомните: зелёный не принадлежит ни к одной из этих групп и в то же время примыкает к обеим группам сразу, он находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит о его качеств, от того, какого цвета в нём больше.

Практическое упражнение. Создайте зелёный, в котором больше синего. Теперь – жёлтого.

Если больше жёлтого – он тёплый, если синего – зелёный холодный. То же можно сказать и о фиолетовом.

Запомните: тёплые и холодные качества – вещь относительная. Фиолетовый, например, холодный, если сравнивать его с красным. И тёплым, если сравнивать его с синим. Значит, можно считать, что цвета бывают относительно тёплые и относительно холодные.

Есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый тёплый цвет, а синий – самый холодный. Они в спектре друг напротив друга, как полюса у глобуса.

Приемы цветотерапии.

Приемов цветотерапии очень много: освещение комнаты светом определенного цвета, доминирование отдельных цветов в интерьере и одежде, концентрация внимания на объектах определенной окраски. Все эти методики сводятся к тому, что на цвете надо сосредоточиться.

Детям трудно длительное время концентрироваться на одном объекте. Но, чтобы достичь психотерапевтического эффекта, нужно привлекать их внимание к определенному цвету в течение не менее 3-5 минут.

Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка, недостаток одного из цветов мы пытаемся компенсировать в одежде, с приемом пищи, через запахи.

В каких случаях цветотерапия может помочь?

1. -при стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств

2. -при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость

3. -при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т. ч. психосоматических расстройствах

4. -профилактические и коррекционные занятия с дошкольниками и детьми младшего и старшего школьного возраста:

5. -как профилактика и лечение глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, катаракта (начальная стадия, глаукома (начальная стадия) ; при зрительном утомлении, при лечении и профилактике близорукости у детей (с 5 лет,

6. - развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха

7. - укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т. д.

Таким образом, посредством определенных цветовых режимов (интерьера раздевалки, группы, музыкального зала, кабинета логопеда, психолога, включая оборудование, игровой инвентарь) можно содействовать более эффективному развитию ребенка, становлению его психических функций, формированию всесторонней, гармонической личности.