Для современного общества характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное усовершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Прошло, как пишет Д. Белл, время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, радио, самолет, автомобиль. Сегодня источником новаций в технике становятся, прежде всего, достижения в фундаментальных науках. Без них невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер.

Ошибочность некоторых существующих основных положений заключается в абсолютизации, гипертрофировании роли науки и техники в обществе, в неправомерном переносе организаторских функций из одной, узкой сферы на все общество в целом. Происходит замена целого одной из его составных частей. Ни техника, ни наука сами по себе не в состоянии решать сложные политические проблемы. Не надо забывать и о том, что техника составляет лишь часть производительных сил, притом не самую главную. Человек, как главная производительная сила общества совершенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции. В этом и есть его главное заблуждение.

В последние время получили распространение и прямо противоположные концепции технофобии, то есть страха перед всепроникающей и всепоглощающей силой техники. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в «железных тисках» научно-технического прогресса. С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе, как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой раковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих самому человеку.

Для создания новой техники и технологий на первоначальном этапе затрачивается значительная интеллектуальная энергия человека, в последствии скомпенсированная простым механическим трудом обслуживающего персонала. Интеллект превращается в соответствующий материальный продукт. Стремление человека к увеличению материальной оценки собственного труда приводит к созданию более совершенной техники, машин и автоматизированных комплексов и как следствие повышение эффективности, производительности и качества труда. Однако это только одна сторона медали.

Для того, чтобы более правильно расставить акценты о влиянии развития научно-технического прогресса на занятость человека следует рассматривать эти процессы с трех различных точек зрения:

1) Государство - стремится к постоянному развитию внутренней производственной и непроизводственной сферы деятельности человека, т.к. помимо значительных налоговых поступлений это способствует еще целому ряду положительных моментов, главным из которых является увеличение рабочих мест, как результат сокращение безработицы и улучшения социальных условий жизни населения, политическая стабильность;

2) Собственники (предприниматели) – в первую очередь заинтересованы в получении максимально возможной прибыли в основном за счет внедрения инноваций, сокращения численности и повышение квалификации работников;

3) Работники – в свою очередь могут быть двух типов:

- развивающиеся и повышающие уровень квалификации и навыков работы в соответствии с новыми условиями по собственной инициативе;

- не проявляющие инициативу и усилий в приобретении новых знаний, предпочитающие по тем или иным причинам работать по старинке (данная категория находится заведомо в невыгодных условиях и своей пассивностью существенно тормозит экономическое развитие).

Однако и те, и другие заинтересованы в улучшении условий труда, повышении заработной платы и увеличении социальных гарантий (медицинское обслуживание, страховка, пенсия, отпуска и т.д.).

Широкое использование современных информационных и коммуникационных систем и других видов научно-технических разработок в различных отраслях экономики послужило причиной возникновения многих новых трудностей в сфере занятости. Поставило перед государством, собственниками (предпринимателями) и работниками ряд серьезных проблем, связанных с изменениями количественных и качественных параметров спроса на рабочую силу. В настоящее время, особое внимание уделяется следующим аспектам, которые рассматриваются как особенно актуальные в сложившихся в настоящее время условиях:

- специфика взаимосвязи между научно-техническим прогрессом и занятостью;

- анализ эффективности методов оценки воздействия новой техники и технологии на состояние рынка труда;

- значение системы подготовки и переподготовки кадров в условиях крупномасштабных, структурных сдвигов в экономике;

- пути устранения нехватки специалистов, необходимых для развития наукоемких отраслей промышленности;

- влияние сдвигов в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре спроса на рынке труда, на занятость.

Совершенствование новой техники и технологий, с одной стороны, создает огромные возможности для развития производства, а с другой, - как мы видим, оказывает дифференцированное влияние на содержание и условия труда в зависимости от тех целей, для которых они используются. Содержание и условия труда определяют отношения, выражающие развитие производительных сил. Эта взаимосвязь испытывает на себе влияние производственных отношений: отношение к данному виду трудовой деятельности определяется отношением к труду в обществе в целом, общественной оценкой данного вида работы.

Объективная цель производства, выраженная в основном экономическом законе общественной формации, обусловливает направленность развития и содержания труда работника.

В настоящий период ряд факторов придает проблеме занятости особую остроту.

Во-первых, если в прошлом машина освобождала человека от утомительного физического труда, то сейчас новая техника во все большей степени может взять на себя те функции, с которыми человек не всегда хотел бы расставаться. В том числе и функции, связанные с выполнением интеллектуальной работы (например, использование компьютерной техники приводит к ликвидации значительного количества рабочих мест, занимаемых работниками умственного труда).

Во-вторых, сдвиги в структуре занятости происходят значительно быстрее, чем можно было предполагать, главным образом под влиянием широкого развития науки, применения компьютерной техники и автоматизации производства.

В-третьих, наряду с технологическими факторами все более значительное воздействие на качественные и количественные характеристики занятости оказывает усиливающаяся конкуренция иностранных товаров на отечественном внутреннем рынке.

В кратко- и среднесрочном плане внедрение новой техники и технологии может вызвать существенное обострение положения на рынке труда.

Изменения содержания и характера труда приводят к перестройке всей системы профессионально-технического разделения труда. При этом изменяется деятельность человека в процессе производства, появляются новые профессии и исчезают старые. Высококвалифицированный труд вытесняет неквалифицированный и малоквалифицированный, увеличивается удельный вес сложного труда. Кроме того, происходит и дальнейшее разделение сложного, высококвалифицированного и даже умственного труда, идет процесс постепенного стирания граней между отдельными социальными группами, сближаются их интересы, создаются условия для развития социальной однородности населения.

Государство в настоящее время ориентируется на достижение следующих двух групп целей:

1. оказание помощи наиболее уязвимым в плане занятости значимости категориям работников;

2. расширение мероприятий профилактического характера, призванных нейтрализовать негативное воздействие внедряемых новых видов технологий на занятость.

Французский специалист К. Жизар обращает внимание на важность формирования системы переподготовки рабочей силы, вытесняемой из сферы производства в результате кризисных потрясений и активно развивающегося научно-технического прогресса. Он считает, что только при наличии такой системы могут быть решены важнейшие экономические и социальные проблемы.

1) преобразование структуры экономической деятельности, имеющая два измерения - внутреннее и внешнее:

- в первом случае она осуществляется путем технологической модернизации, совершенствования организации производства, налаживания выпуска новых конкурентоспособных товаров и открытия новых рынков сбыта в стране и за ее пределами;

- во втором - за счет установления тесных взаимосвязей между промышленными предприятиями различных масштабов, сферой государственных и частных услуг;

2) обеспечение взаимодействия между двумя основными сферами экономики:

- одной, ориентированной на экспорт и, следовательно, подверженной жестким ограничениям международной конкуренции;

- другой, связанной в большей степени с развитием способности к само обеспечению нового типа, которая бы не отрывалась от рыночных законов;

3) трансформация понятия и содержания квалификации, которая, сохраняя свою «техническую» основу (расширенную знаниями в новых областях), должна включать в себя еще один важный элемент – «инициативность», умение проявлять чувство ответственности в управлении своим собственным рабочим местом в любой сфере деятельности. Этот сдвиг, который проявляется в отказе от одного из основных принципов тейлористской системы разделения труда, заключающей в пассивном выполнении полученных указаний, требует не только пересмотра содержания программ и методов обучения, но и серьезных изменений в сфере общего и специального образования.

4) переподготовка и трудоустройство работников, которые в силу отсутствия профессионального образования или его неадекватности требованиям производства не находят применения на современном рынке труда и испытывают угрозу полного исключения из сферы трудовой деятельности. Их число достаточно велико (20-30% экономически активного населения) и будет еще долго сохраняться на высоком уровне;

5) задача идеологического характера - преодоление пессимистических настроений относительно перспектив решения проблем занятости, опасных в долгосрочном плане с социальной точки зрения, путем демонстрации реальных и эффективных путей преодоления имеющихся трудностей.

Вместе с тем изменение работника, рост его квалификации под воздействием автоматизации производства и управления приводят к относительному повышению оплаты его труда по сравнению с ростом стоимости технических средств. Его количественное и качественное развитие требует дополнительных затрат на воспроизводство рабочей силы. Причем эти затраты не ограничиваются только затратами на квалификацию работников, но включают и затраты на общеобразовательную подготовку. Увеличение доли научных разработок, сложного интеллектуального труда, развитие творческих начал и приближение труда высококвалифицированных работников к труду инженерно-технического персонала.

Рост общеобразовательной и специальной подготовки рабочих способствует и увеличению их активности в общественной жизни. Это также подтверждается целым рядом социологических исследований. Расчеты ведущих отечественных экономистов показывают, что при ускорении темпов научно-технического прогресса от 25 до 30% роста национального дохода прямо связаны с повышением уровня образования рабочей силы. Эти оценки отражают те факторы, которые можно исчислить количественными характеристиками.

Для обеспечения успеха той или иной разрабатываемой стратегии в области переподготовки и перераспределения рабочей силы необходимо, выполнение ряда важных требований:

- во-первых, недопустимость разработки мероприятий на основе лишь краткосрочного и среднесрочного подхода, так как реально преобразования во многих сферах могут быть осуществлены лишь в масштабах жизни одного-двух поколений (за более короткий отрезок времени нельзя, например, решать такие вопросы, как преодоление влияния культурной отсталости целых возрастных групп населения, являющихся практически неграмотными; увеличение удельного веса лиц с полным средним образованием, трансформация отношения к труду, адаптация структур к сдвигам в общественной жизни);

- во вторых, трансформация системы профессиональной подготовки за счет формирования учреждений общего и специального образования и повышения квалификации кадров квалифицированным преподавательским персоналом, расширения программ обучения, приближения условий учебы к требованиям современного производства;

- в-третьих, составление соответствующих прогнозов развития на национальном и региональном уровнях;

- в-четвертых, организация подготовки специалистов высокой квалификации в области управления людскими ресурсами.

Отмечается, что отрасли новой технологии испытывают острую потребность в квалифицированных кадрах. Согласно прогнозам, потребность в квалифицированном труде в сфере систем коммуникаций, информатики, электроники в будущем значительно увеличится. Это объясняется следующими причинами:

- повышением темпов наращивания производства, в связи с тем, что специалисты рассматриваемых профессий заняты в наиболее динамично развивающихся отраслях;

- ростом потребностей в специалистах ключевых профессий в связи с увеличением числа пользователей ПК, развитием систем коммуникаций;

- наличием тенденции к использованию части технически квалифицированного персонала на управленческих работах;

- наращиванием привлечения инвестиций в разработки новых технологий, которые вызывают новый спрос на специалистов ключевых профессий;

- техническим усложнением многих производственных процессов, которые нуждаются в большом числе специалистов основных профессий.

Интеллектуальный рост способствует формированию новых качеств работника, таких, как чувство ответственности, заинтересованность в результатах труда. Таким образом, под воздействием научно-технического прогресса происходит изменение структуры и функций работника, изменяется его роль в общественной жизни, управлении производством.

Новые формы труда и его разделение ставят вопросы профессиональной ориентации и профессионального отбора людей, чтобы вид деятельности человека соответствовал его психофизиологическим особенностям. Эти вопросы приходится рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, под воздействием научно-технического прогресса происходят быстрые сдвиги в технике и технологиях производственной и непроизводственной сферы, возникают новые профессии, что усложняет для молодежи ее выбор. Неправильный выбор профессии порождает неудовлетворенность трудом, снижает трудовую активность. Государство несет дополнительные затраты на перепрофессионализацию кадров, потери, связанные с текучестью кадров.

Во-вторых, появляются профессии, которые требуют вполне определенных психофизиологических качеств работника, соответствия между возможностями человека и требованиями профессии. Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если на первых стадиях развития системы машин требовались скорость и координация движений, то для обслуживания новой техники только этих качеств порой оказывается недостаточно. Важным становится такое качество, как способность принимать ответственные решения в сжатые сроки. В управлении производственным процессом на расстоянии обычно различают две формы деятельности. В одних случаях непрерывное внимание работника получает разрядку в определенных движениях, когда ход технологического процесса требует постоянных действий для управления (манипулирование кнопками, рычагами и т. п.). Это требует от оператора хорошей реакции в быстро меняющейся обстановке. В других случаях работник должен постоянно находиться в состоянии готовности к действию. Процесс регулирования происходит при помощи автоматизированной системы. Человек не видит непосредственно совершающихся процессов, пульт управления оснащен монитором. Он только наблюдает за ходом автоматизированного процесса. Его вмешательство происходит в экстренных случаях. Здесь от оператора требуется быстро принять решение в аварийных, стрессовых ситуациях.

Направления развития работ по проблематике кадрового обеспечения научно-производственной деятельности, достижения высокого профессионализма персонала во всех сферах требует создания всемерных условий обеспечивающих заинтересованность работника поддерживать и совершенствовать свои знания и опыт за счет постоянного профессионального обучения, переподготовки, овладения новыми специальностями и повышения квалификации. Высокая квалификация работников становится основой их социальной защитой на рынке труда.

Однако в настоящее время существует немало профессий, которыми нельзя надежно овладеть, не обладая соответствующими психическими и физическими особенностями. Если работа не соответствует способностям, она вызывает неудовлетворение трудом, снижает эффективность овладения новой техникой, сказывается на темпах развития научно-технического прогресса, который предполагает не только совершенную технику, но и овладение работником этой техникой. На основе ряда социологических исследований выявлено, например, что в разных случаях от 7 до 40% подростков не могут овладеть первоначально избранными профессиями. Ошибки в выборе профессии приводят к дополнительным затратам на переквалификацию, порождают большую текучесть кадров. Кроме того, для значительной части молодежи затягивается процесс социальной адаптации, появляется неудовлетворенность трудом, а зачастую и негативное отношение к труду. Особенно эти проблемы встают в период широкого внедрения научных достижений в сферу производства и управления, когда эффективность производства во многом зависит от правильного соотношения и сочетания системы «человек - машина».

Социальные изменения, вызываемые внедрением новейших достижений науки и техники, в частности изменение характера и структуры занятости работника, отличаются большой сложностью, так как в экономической системе при этом взаимодействует множество различных факторов, которые в свою очередь являются переменными величинами. Все эти изменения связаны с делами и поступками людей, каждый из которых индивидуален. В то же время в общей массе взаимных связей и отношений выражаются общие тенденции, определяющие основные направления социальных изменений.

Замена определенной категории работников техническими устройствами может быть и неэффективна с позиций количественного экономического эффекта, но она облегчит условия труда, сохранит здоровье работника. В то же время подобная замена может быть экономически выгодна, но при этом отрицательно влиять на работника, на личность, вызывать нежелательные социальные последствия. С социальной точки зрения эффективным является тот процесс, который «способствует решению социальных задач, стоящих перед обществом, достижению цели общественного развития - формированию всесторонне развитого человека»

Ускорение научно-технического прогресса, информатизация, комплексная автоматизация производства и управления, создание новых систем коммуникации выдвигают задачи воспитания и подготовки работников нового типа, обладающего высокой квалификацией, широтой профиля, сочетающейся с необходимой в данный момент специализацией, способностью быстро осваивать новые виды производственной и иной деятельности. Особое значение приобретает творческая активность, потребность и способность учиться в течение всей жизни. Развитие творческой активности предполагает и подготовку широко образованного человека, знающего как специальную область труда и науки, так и смежные отрасли науки и производства, имеющего прочные знания по фундаментальным наукам, которые фактически лежат в основе других наук и знаний. Эти процессы неразрывно связаны с качественным изменением самого работника под воздействием науки и техники нового типа. Поэтому проблема занятости перерождается в проблему обеспечения производства необходимыми квалифицированными кадрами, соответствующей подготовки и переквалификации работников.

Анализ роли системы подготовки кадров, приводит его к следующим выводам:

Во-первых, в современных условиях профессиональная подготовка должна стать основным элементом трудовой деятельности работников;

Во-вторых, в случае, если в самом спешном порядке не будут приняты серьезные меры в этой области, возрастет риск значительного увеличения числа безработных, деградации сферы занятости;

В-третьих, активность предприятий в сфере профессиональной подготовки растет, однако темпами, которые недостаточны для смягчения противоречий, вызываемых структурными сдвигами. Кроме того, лишь очень немногие предприятия придерживаются наступательной тактики в этой области, рассматривают ее как эффективное средство кадровой политики и повышения качества используемой рабочей силы;

В-четвертых, решение стоящих задач невозможно без государственного вмешательства, без проведения государством политики, которая стимулировала бы активность предприятий в области профессиональной подготовки.

Учет факторов воздействия принципиально новой техники и технологий на составные элементы производительных сил особенно остро встает при прогнозировании их развития на длительный период, при определении направлений совершенствования производства и управления. Социальные последствия проявляются не сразу при внедрении мероприятий, а через некоторый промежуток времени. Они проявляются в ходе дальнейшего развития. Это изменения отношений между людьми, возникающие в процессе производственной деятельности, в результате перемены характера и содержания труда, положения работника в системе общественного и технического разделения труда приводит к возникновению новых требований к психофизическим качествам человека, развитие его личных свойств. Через изменение места и роли работника в процессе производства и развитие его как основного элемента производительных сил, научно-технический прогресс оказывает влияние и на изменение отношений между отдельными коллективами и взаимодействие между людьми внутри производственных и непроизводственных коллективов.

Создаются условия для использования технологических процессов, управление которыми с помощью обычных методов выходит за пределы возможностей человека. Это способствует слиянию науки с непосредственным процессом производства. Качественно изменяется технологическая база производства, когда человек становится над процессом производства, а его функции передаются техническим устройствам. Все это способствует изменению характера и структуры работника, формированию его нового типа, в совершенстве владеющего научными принципами производства и управления им. Усиливается интенсивное развитие производства в результате его оптимизации, изыскания наиболее рациональных вариантов развития и совершенствования.

Гарный А.В. (10.03.2003)