Влияние художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников. Из опыта работы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Центр развития ребёнка - детский сад №10

Тема:

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОСПИТАНИЕ

ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ »

Воспитатель МАДОУ ЦРР

детского сада № 10

Мосиенко Э. В.

2012-2013гг.

ВВЕДЕНИЕ

Нравственное развитие – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира; человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной, практической и духовной деятельности.

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять языковые средства выразительности.

Т. А. Березина и Н. Ю. Кошкина считают, что на современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет кардинальную задачу педагогики и психологии. Учёные утверждают, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на проявление недоброжелательности к ним. Необходимо воспитывать в ребёнке гуманные чувства – доброту, справедливость, способность противостоять лжи, жестокости.

В современной психолого-педагогической литературе указывается на непосредственную связь воспитания у ребёнка гуманных чувств и развития способности к сопереживанию. Так, в работах С. В. Пелериной, Л. П. Стрелковой установлено, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия, современные дети очень рано становятся не чувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей дошкольного возраста, усилия дошкольных образовательных учреждений и школы должны быть, направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявление радости за другого.

Возникающие добрые чувства сначала только к своим близким, постепенно распространяются и на других людей. В поддержании дальнейшего развития отзывчивости, сострадания, заботы об окружающих людях незаме-

нимым средством является художественная литература, так как она одновременно способствует развитию нравственных представлений и чувств. Литература заставляет ребёнка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.

Так же произведения искусства не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности, главное они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Ребёнок через художественные произведения (особенно через сказки) постигает высоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость любви и силу ненависти. Особая роль в решении данной задачи принадлежит сказке. В сказках ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей.

В исследованиях А. В. Запорожца, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой достаточно полно раскрыта роль художественной литературы в воспитании гуманных чувств дошкольников. В тоже время разработка специальной системы методов, способствующих эмоциональному воспитанию, является важным аспектом педагогической проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников. Анализируя исследования учёных, мы пришли к выводу, что теоретический аспект проблемы формирования гуманных чувств дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Актуальность и значимость проблемы на современном этапе повлияла на выбор темы работы: «Влияние художественной литерату-ры на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников».

Объект исследования: воспитание гуманных чувств у старших до-школьников.

Предмет исследования – процесс влияния художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников.

В соответствии с проблемой и предметом исследования поставлены следующие задачи:

Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по про-блеме воспитания гуманных чувств у дошкольников;

Изучить характер воздействия художественных произведений на эмоциональную сферу дошкольников;

Систематизировать художественные произведения для старших до-школьников по воспитанию гуманных чувств;

Провести диагностику сформированности гуманных чувств у детей старшей группы;

Экспериментальным путём проверить эффективность использования художественных произведений в воспитании гуманных чувств стар-ших дошкольников;

На первом этапе (2012-2013гг.) была определена область исследования и в первичном виде его проблема, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. К концу этого этапа была сформулирована общая гипотеза исследования: процесс влияния художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников будет успешным, если:

грамотно отбирать произведения, оказывающие на ребёнка моральное, нравственное воздействие;

содержание произведения будет соответствовать воспитательным задачам;

осознание нравственного смысла произведения будет осуществляться через комплексное использование разнообразных педагогических методов и приёмов.

На втором этапе исследования осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования в процессе специально организованной

опытной работы. В ходе этой работы мы направили усилия на реализацию гипотезы исследования и вытекающих из неё методических рекомендаций.

База опытно-экспериментальной работы МАДОУ ЦРР-детский сад №10 «Золотая рыбка» ст. Каневской, старшая группа, с целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствование педагогического мастерства, и проявления интереса к влиянию художественной литературы на воспитание гуманных чувств у дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы психологического диагностирования, наблюдение, беседы.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании художественной литературы: из книг ребёнок учится правильно общаться со сверстниками, узнаёт новые слова, учится правильно строить предложения, развивает связную речь.

Следовательно, книги являются неотъемлемой частью жизни ребёнка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать знакомство детей с книгой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития, воспитание чувств в дошкольном возрасте тесно связано с развитием у детей эмоционального отношения к миру.

У старших дошкольников уже можно наблюдать проявление подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

В дошкольном возрасте происходит усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводит к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться ребёнком, вызывать у него чувство гордости, радости или огорчения, стыд и т. д. Психологическую основу гуманного отношения к другим составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам.

Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная.

Особая роль в воспитании гуманных чувств у детей принадлежит худо-жественным произведениям. Художественная литература развивает мышление, воображение, обогащает эмоции, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Необходимо создать условия для развития гуманных чувств, как в семье, так и в МАДОУ.

В соответствии с предметом исследования был составлен план иссле-дования, который включал констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Основная цель: изучить влияние художественных произведений на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников.

Констатирующий эксперимент позволил выявить наличие в экспери-ментальной группе 46, 3% детей с высоким уровнем развития гуманных чувств (7 человек). В формирующем эксперименте была подобрана, разработана и апробирована развивающая программа, направленная на развитие гуманных чувств старших дошкольников. В качестве основных приёмов и методов использовались методы, которые предложены современными учеными:

беседы на моральные темы;

чтение и последующий анализ художественных произведений;

упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики;

обсуждение и проигрывание проблемной ситуации; просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов;

слушание или пение детских песен;

рисование на заданную тему.

Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами контрольного эксперимента, в ходе которого была определена динамика повышения гуманных чувств у старших дошкольников. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%.

Результаты контрольного эксперимента и теоретический анализ про-блемы позволил сделать вывод, что гуманные чувства детей можно развивать при систематической работе и создании развивающей среды в МАДОУ. Полученные результаты подтверждают эффективность и необходимость проведённой работы, а также выдвинутую гипотезу: процесс формирования гуманных чувств посредством художественной литературы у старших дошкольников будет протекать эффективно, если с детьми систематически проводить НОД, направленные на формирование гуманных чувств и помогающие детям распознавать эмоции и управлять ими.

Практическая значимость проведённой работы заключается в том, что можно рекомендовать МАДОУ серию развивающее-тематических НОД, а также рекомендации педагогам для организации развития развивающей среды в группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М. Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред. Виноградовой, 2-е изд. исправленное и дополненное. - М. Просвеще-ние, 1989.

3. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга/под ред. В. И. Логиновой. - М. Про-свещение, 1992, 64с.

4. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.

5. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.

6. Дерманова И. В. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - Издательство «Речь», 2002, 176с.

7. Журнал «Воспитание дошкольников», №2, 2002.

8. Запорожец А. В. Воспитание эмоции и чувств у дошкольника. - М. 1985.

9. Запорожец А. В. Психология воспитания ребенком-дошкольником лите-ратурного произведения: Избранные психологические труды. - М. 1986, т. 1, с. 66.

10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб. Питер, 2002

11. Конилева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М. 1985.

12. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.

13. Кренри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб. НО и Комплимент, 1995.

14. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

15. Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. - Киев, 1988.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. Питер Ком, 1999.

17. Маневич Н. Кому книги в руки? //Семья и школа, 2003, №11.

18. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5 — 7 лет. — М. АРКТИ, 2002, 80с.

19. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет. - М. АРКТИ, 2003, 79с.

20. Семенака С. И. Тупичина Е. А. Игровые методы агрессивного поведе-ния детей: Практическое пособие. - Армавир, 2003.

21. Сиртаров В. А. Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. - М. 1997.

22. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Современная педагогика. 1948.

23. Тумина Л. Салат из сказок//Обруч, 1997, №4

24. Урунтаева Г. А. Афонина Ю. А. Как я расту: Советы психолога родите-лям. - М. Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.

25. Ушинский К. Д. Избранные педагогические советы. - М. 1974

26. Ушакова О. С. Васильева Г. Н. Знакомим дошкольников с литературой. - М. ТЦ СФЕРА, 2002.

27. Нравственное воспитание в детском саду/под ред. Нечаевой В. Г. Мар-ковой Т. А. - М. Просвещение, 1975.

28. Фесюкова Л. В. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.

29. Фесюкова Л. Б. От трех до семи. - Санкт-Петербург «Кристалл», 1996.

30. Чистякова М. И. Психогимнастика, /под ред. М. Ш. Буянова. - М. 1990.