Профессиональный стресс и современные технологии стресс-менеджмента

Автор: кандидат психологических наук Качина А.А.

Пояснительная записка

Цель курса: формирование у слушателей системных представлений о профессиональном стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; формирование умений проводить научно обоснованную диагностику стресса и состояний сниженной работоспособности и реализовывать программы обучения приемам стресс-менеджмента.

Задачи курса: предоставить слушателям научную и практическую информацию по проблеме диагностики и управления стрессом в организационном контексте, методические средства, обеспечивающие системную диагностику профессионального стресса, а также методические материалы для практического освоения средств и приемов стресс-менеджмента.

По результатам прохождения данного курса слушатели должны

знать:

  •  понятийный аппарат в области психологических исследований профессионального стресса;
  • основные систематизации стрессогенных факторов и ситуаций;
  • основания для дифференциации разных форм и видов профессионального стресса;
  • систематизацию приемов и средств психопрофилактики и коррекции стресса;
  • базовые схемы построения тренинговых программ, предназначенных для обучения приемам и средствам стресс-менеджмента;
  • основные организационные формы внедрения программ и психологических технологий управления состоянием.

уметь:

  • анализировать организационные условия и профессиональные факторы, способствующие развитию профессионального стресса;
  •  успешно ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов и средств, допустимых к применению в организационных условиях с целью эффективной коррекции стрессовых состояний;
  • обосновать необходимость применения психологических воздействий с целью формирования оптимального функционального состояния, адекватного профессиональным задачам специалиста;
  • реализовывать освоенные в рамках курса обучения прикладные программы управления стрессом в организациях

Связь курса с основными дисциплинами блока и специализации: содержание курса позволяет интегрировать сведения о различных негативных состояниях, полученных в курсах психологии труда и инженерной психологии.  

Ключевые слова: стресс, стрессор, адаптация, профессиональный стресс, психическое и профессиональное здоровье, пограничные состояния, физиологический стресс, психологический стресс, совладающее поведение, стратегии совладания/преодоления стресса, регуляция деятельности, экстремальность, психическая напряженность, личностные и профессиональные деформации, стресс-менеджмент (профилактика и коррекция стресса).

2. Содержание курса

Раздел 1. Проблема стресса: история и современное состояние

Тема 1. Стресс и проблема адаптации

Социально-экономические и медико-демографические аспекты изучения стресса в экономически развитых странах. Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека. Стресс и нарушения поведенческой адаптации. Болезни «стрессовой этиологии» и  формы личностной дезадаптации. Критерии оценки негативных последствий стресса на индивидуальном и популяционном уровне.

Тема 2.  Профессиональный стресс в жизни современного специалиста

Профессиональный стресс и здоровье человека. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье». Стресс и надежность деятельности. Стресс и пограничные состояния. Основные сферы изучения стресса в современных психологических исследованиях.

Тема 3. Классическая теория стресса Г. Селье, ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса

История развития концепций адаптации и гомеостатического регулирования жизнедеятельности организма в физиологии и психофизиологии. Понятие общего адаптационного синдрома, введенного Г. Селье. «Триада признаков» стресса, физиологические механизмы возникновения. Стадии развития стрессовых реакций по Г. Селье. Различие понятий «eu-stress» и «distress». Основные «уроки» классической теории Г. Селье и ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса.

Раздел 2. Современные психологические подходы к анализу профессионального стресса

Тема 4. Экологический подход к изучению стресса.

Принципиальная схема анализа стресса в моделях взаимодействий «личность- среда». Стресс как результат дисбаланса между требованиями среды и ресурсами человека. Методы анализа источников стресса и его негативных последствий. «Витаминная модель» психического здоровья П. Варра. «Профессиональная эпидемиология»: прогноз нарушений здоровья и личностной дезадаптации по риск-факторам профессиональной среды (В. Касл).

Тема 5. Трансактный подход к изучению стресса.

Когнитивная модель развития психологического стресса Р. Лазаруса. Роль субъективного образа ситуации и факторов когнитивной оценки в развитии стрессовых реакций. Понятие стратегий совладания/преодоления стресса (копинг-механизмы), их классификация по типу основной направленности. Индивидуальные формы совладающего поведения (модель С. Хобфолла). Трансактная модель стресса Т. Кокса. Примеры эмпирических исследований стресса, основанных на использовании трансактных моделей.

Тема 6. Регуляторный подход к изучению стресса.

Смена механизмов регуляции деятельности в процессе развития стрессовых состояний. Регуляторные модели динамики состояний человека (Д. Бродбент, А.Б. Леонова). Острые и хронические формы стрессовых состояний, симптомокомплексы их проявлений. Состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования как разные типы  продуктивного и непродуктивного реагирования на стрессогенную ситуацию (В.И. Медведев). Структурно-системный анализ стрессовых состояний, примеры прикладных исследований.

Раздел 3. Синдромы стресса в процессе динамики состояний

Тема 7. Острые и хронические формы стрессовых состояний

Понятия «экстремальные условия» и «экстремальность». Абсолютная и относительная экстремальность. Стресс-факторы абсолютного характера (стрессы среды обитания). Стресс-факторы опосредующего характера (новизна, сложность, значимость поведенческих задач). Стресс и психическая напряженность (по Н.И. Наенко). Острый стресс и состояния эмоциональной напряженности. Основные психологические составляющие синдрома хронического стресса (тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса).

Тема 8. Синдромы личностных и поведенческих деформаций стрессового типа

Профессионально-личностные акцентуации. Тип А поведения. Синдром выгорания.

Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса. Синдром посттравматического стресса. Стадии переживания критических жизненных ситуаций и выхода из них (модель М. Хоровитца). Временная динамика и психологическая характеристика основных стадий («шок», «отказ», «вторжение», «переживание», «выход»), возможные негативные последствия.

Раздел 4. Стресс-менеджмент: диагностика, оценка и коррекция стресса

Тема 9. Комплексная методология оценки и коррекции  психологического стресса

Современные технологии управления стрессов (стресс-менеджмент) – от диагностики к интегральной оценке и коррекции. Трехуровневая модель интегральной оценки стресса. Реализация в форме экспертно-диагностических систем. Индивидуальный профиль стресса и подбор адресных коррекционно-профилактических средств. Примеры прикладной реализации комплексной методологии стресс-менеджмента.  

Тема 10. Методы профилактики и коррекции стресса

Основные подходы к борьбе со стрессом. Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.

Примеры методов устранения причин развития стресса – «объектная парадигма» (режимы труда и отдыха, time-management, формирование условий для «здорового образа жизни» и др.)

«Субъектная парадигма» – пассивный и активный субъект. Примеры методов непосредственного воздействия на состояние человека (фармакотерапия, культура питания, рефлексотерапия, функциональная музыка, суггестивные воздействия).