Влияние компьютера на здоровье человека

Добавлен: 28.03.2013.

  • Познакомить школьников с основными факторами, влияющими на здоровье пользователей ЭВМ.
  • Раскрыть значение правильного использования компьютера в жизни человека
  • Показать тесную связь теоретических знаний с жизнью
  • Формировать у школьников стремление к физическому здоровью.
  • Способствовать воспитанию чувства ответственности, аккуратности, добросовестности.
  • Прививать любовь к изучаемому предмету.
  • Формировать потребности в знаниях и творчестве
  • Формировать представление о себе как о здоровом человеке
  • Способствовать развитию логического мышления.
  • Развивать у школьников ключевые компетенции.

Планирование результатов:

  • Ученики приобретут прочные знания о влиянии компьютера на здоровье человека.
  • Ученики приобретут конкретные привычки здорового образа жизни

Знания и умения, которыми должны овладеть школьники в процессе мероприятия

ЗНАТЬ:

  • Основные факторы, влияющие на здоровье пользователей ЭВМ
  • Архитектуру ЭВМ
  • Определения и назначение дополнительных устройств компьютера

УМЕТЬ:

  • Правильно излагать свои мысли
  • Находить необходимую информацию
  • Составлять презентации
  • Формировать представление о себе как здоровом человеке

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Организация и актуализация знаний школьников:

Учитель отмечает отсутствующих, выясняет причину их отсутствия. Проверяет готовность рабочих мест к занятию, называет тему и цели мероприятия. Цель данного этапа – создание эмоционального настроя учеников, формирование интереса к внеклассному мероприятию.

    Вступительное слово ведущих – 7 мин.

Ни для кого не секрет, что компьютеризацию сегодня принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта «пандемия» не остановима… Компьютеры прочно заняли свое место и в образовании. Они стали настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. Как и любое достижение прогресса, компьютер является источником негативного воздействия на человека, наносит колоссальный вред его здоровью, и при неправильном применении может привести к развитию профессиональных заболеваний.

Из данных Всемирной организации Здравоохранения, мы узнали, что существует ряд заболеваний, возникающих в результате постоянной работы с ПЭВМ:

- ухудшение зрения пользователя 60-85%,

- запястный синдром в 20% случаев,

- тенделиты 15%

- хроническая головная боль 60%,

- депрессивные состояния 26%,

  • стенокардия 5%.

«Компьютерные» болезни, как и породившая их отрасль, еще очень молоды, но, в отличие от нее, они еще очень мало изучены.

На Западе, правда, ведутся исследования в этом направлении, и даже разработаны соответствующие курсы лечения и целые комплексы упражнений для профилактики таких заболеваний. Но, к сожалению, многие из нас знают об этом лишь понаслышке. А зачем подвергать себя риску приобретения различных заболеваний, если можно и нужно предпринять элементарные меры безопасности? К сожалению, мало кто из нас, особенно в молодом возрасте, об этом задумывается. «Береги одежду снову, а честь смолоду» - говорит народная пословица. То же самое можно сказать и о здоровье человека: свое здоровье нужно беречь смолоду.

Все мы рано или поздно знакомимся с компьютером, кто поскольку постольку, а кто посвящает свою жизнь его изучению и работе на нем.

Как это не печально, но каждую профессию сопровождает свой набор болезней. Даже первая в нашей жизни профессия школьника чревата сколиозом, гастритом и близорукостью. Пока человек молод и силен духом, он мало задумывается о своем здоровье, его больше беспокоят события завтрашнего дня. Компьютер с каждым годом все прочнее входит в нашу жизнь. Уже невозможно представить себе офис фирмы, бухгалтерия которого не имеет компьютеров. Да что говорить, если уже сегодня, благодаря бурному развитию офисной техники, практически исчезла такая специальность как секретарь-машинист, а на смену ей пришла должность секретаря-референта, в обязанности которого входит обязательные знания и умение работать на компьютере. Если сейчас человек знакомится с компьютером уже в начальной школе, то в будущем компьютер станет неотъемлемой частью жизни и работы практически каждого человека. Но приходит время, когда дают о себе знать профессиональные заболевания.

Поэтому цель нашей конференции - выяснить, насколько современные технологии, в данном случае персональный компьютер, влияет на жизненно важные системы организма и определить меры профилактики развития у пользователей ЭВМ «компьютерных симптомов».

Представляем участников нашей конференции:

Это специалисты:

Хирурги – Савина Яна Юрьевна, Кочергина Яна Вячеславовна

Педиатр – Чувакова Ксения Юрьевна

Акушер-гинеколог – Рясина Лариса Николаевна

Невропатолог – Зотина Надежда Александровна

Терапевт – Гусева Евгения Ивановна

Офтальмолог – Зуева Нина Владимировна

Психолог – Бухарова Марина Юрьевна

Врач-гигиенист – Попова Татьяна Владимировна

Психиатр – Ротченкова Ксения Олеговна

Специалист СЭС – Еремина Елена Сергеевна

Специалисты ЛФК – Бакина Наталья Николаевна, Титова Ольга Сергеевна

На нашей конференции присутствуют корреспонденты газет и журналов:

«Здоровье» - Круглякова Алена Александровна

«Компьютерра» - Кулакова Надежда Николаевна

«Уральский рабочий» - Двинских Ольга Владиславовна

«Областная газета» - Шихалева Дарья Павловна

«Знамя Победы» - Сидоркина Алена Николаевна

«Комсомольская правда» - Фарленкова Надежда Александровна

«Медицинская сестра» - Зубакина Александра Александровна

Поприветствуем участников конференции.

Итак, мы начинаем нашу конференцию.

    Выступления специалистов:

Ежедневно в течение нескольких часов пользователи находятся перед экранами мониторов, что при несоблюдении санитарно-гигиенических норм и правил может повлечь за собой развитие некоторых заболеваний, в том числе и профессиональных. Слово предоставляется специалисту СЭС Ереминой Елене Сергеевне.

  • Специалист СЭС (Приложение №1)

Вопросы аудитории.

Многие пользователи отмечают нерациональную организацию своего рабочего места, плохое освещение помещений, близкое расположение экрана, многие люди используют при работе за компьютером только общее освещение.

Выслушаем мнение специалиста. Слово предоставляется врачу-гигиенисту Поповой Татьяне Владимировне.

  • Врач-гигиенист (Приложение №2)

Вопросы аудитории.

Во время работы за компьютером многие пользователи отмечают напряжение зрения и внимания, ухудшение зрения при работе за ЭВМ, резь в глазах, многие имеют хронические заболевания глаз. А каково мнение специалиста по этому вопросу? Слово предоставляется офтальмологу Зуевой Нине Владимировне.

  • Офтальмолог (Приложение №3)

Вопросы аудитории.

Пользователи ЭВМ отмечают боли в спине и шее, многие имеют хроническое заболевание – остеохондроз. Выслушаем мнение специалиста. Слово предоставляется хирургам Кочергиной Яне Вячеславовне и Савиной Яне Юрьевне.

  • Хирург (Приложение №4)

Вопросы аудитории.

У многих компьютерщиков наблюдается стенокардия, выявлена гипертоническая болезнь, отмечается нарушение гемодинамики. Результаты измерений АД у пользователей в течение рабочего дня показали, что артериальное давление повышается на 10-15 мм рт. ст. Что же думают специалисты по этому вопросу? Слово предоставляется терапевту Гусевой Евгении Ивановне.

  • Терапевт (Приложение №5)

Вопросы аудитории.

Из данных Всемирной организации Здравоохранения известно, что в результате постоянной работы с ПЭВМ у 20% пользователей наблюдается запястный синдром, у 60% - хроническая головная боль, головокружение. Выслушаем мнение невропатолога Зотиной Надежды Александровны.

  • Невропатолог (Приложение №6)

Вопросы аудитории.

Работа за компьютером оказывает негативное воздействие на беременную женщину и плод. Выслушаем мнение акушера-гинеколога Рясиной Ларисы Николаевны.

  • Акушер-гинеколог (Приложение №7)

Вопросы аудитории.

Чрезмерное увлечение компьютером негативно влияет и на здоровье детей. Слово предоставляется педиатру Чуваковой Ксении Юрьевне.

  • Педиатр (Приложение №8)

Вопросы аудитории.

По данным Всемирной организации Здравоохранения у 26% пользователей наблюдаются депрессивные состояния, психические расстройства. Слово предоставляется психиатру Ротченковой Ксении Олеговне.

  • Психиатр (Приложение №9)

У многих пользователей отмечаются стрессовые состояния, у детей формируется зависимость от компьютерных игр. Вот что по этому поводу думают специалисты. Слово предоставляется психологу Бухаровой Марине Юрьевне.

  • Психолог (Приложение №10)

Вопросы аудитории.

А сейчас специалисты ЛФК Бакина Наталья Николаевна, Титова Ольга Сергеевна покажут нам упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, упражнения для физпауз.

  • Специалисты ЛФК (Приложение №11)

Вопросы аудитории.

    Заключительное слово ведущих:

Итак, сведения, изложенные специалистами нашей конференции действительно подтвердили, что при несоблюдении санитарно-гигиенических правил, режима труда и отдыха компьютеры оказывают негативное воздействие на здоровье человека. В вопросах профилактики заболеваний должны выполняться основные требования:

  • Эргономичная организация рабочего места:
  • Нормированное время работы за компьютером
  • Выполнение упражнений для снятия усталости и зрительного напряжения
  • Использование мониторов с защитным экраном.
  • Ежегодное проведение профилактических осмотров у специалистов.
  • Самопрофилактика заболеваний, связанных с работой за компьютером.
  • Выполнение релаксационных упражнений по снятию утомления

Для выполнения упражнений по снятию усталости глаз, спины, для выполнения релаксационных упражнений по снятию утомления, для проведения самопрофилактики заболеваний, связанных с работой за компьютером вашему вниманию предлагается буклет «Влияние компьютера на здоровье человека», который содержит теоретические вопросы проблемы и практические упражнения (Приложение №13).

    Подведение итогов мероприятия: заключительное слово учителя, оценка работы отдельных учеников и всех классов в целом. Подведение итогов проведения предметной недели по информатике: подведение итогов проведенного конкурса рисунков, конкурса на лучшее стихотворение по информатике, конкурса на лучший информационный бюллетень. Домашнее задание: подготовить сообщение «Компьютерные игры: вред или польза?».
  1. Гохберг Г.С. Информационные технологии, М. Академия, 2006.
  2. Демирчоглян Г. Компьютер и глаза. Физкультура и спорт, 2000, №4.
  3. Зубов И.И. И не друг, и не враг, а так. Здоровье, 2001, №1.
  4. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Макарова Н.В. М. Питер, 2008.
  5. Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Макарова Н.В. М. Питер, 2008.
  6. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов. Семакин И.Г. М. Бином, 2007.
  7. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д. М. Бином, 2007.
  8. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами.- М. Медицина, 2000.
  9. Литвак И. Эргономика – заботливая наука/ http://www.osp.ru/school/1999/5/13.htm.
  10. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.- М. Академия, 2007.
  11. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М. Академия, 2007.
  12. Островский М.М. Компьютер, зрение и безопасность. Наука и жизнь, 2005, №3.
  13. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека.- М. Медицина, 2002.
  14. Пивоваров Ю.П. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье и профилактика его вредного воздействия. Медицинская помощь, 2002, №4.
  15. Сомов А.А. Компьютер и здоровье. Компьютер и современные технологии, 2006, №1.
  16. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. Народное образование, 2003, №2.
  17. Хоперская О. Осторожно, компьютер. Свет, 2000, №8.

В архиве - все необходимые для мероприятия приложения.