Свежие публикации

Психология конфликта и их влияние на здоровье учащихся

Конфликт – противодействующее состязание сторон с разнонаправленными интересами. Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей.

Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлению к психологическому подавлению партнера, его дискредитации и унижению. Обострение конфликта сопровождается увеличением количества проблемных ситуаций.

Различаются непримиримые и примиримые конфликты. Упущенные возможности разрешения примиримого конфликта переводят его в разряд хронического и даже непримиримого. Поиск же возможного решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их решению.

Конфликты могут быть мнимыми и реальными. Участники реальных конфликтов являются носителями сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально конфликтной форме. Возможное при этом «сужение сознания» подавляет в индивидах чувство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта. А победа над оппонентом часто оказывается «фальшивой победой»

В межиндивидных конфликтах и в конфликтах между малыми группами происходит противостояние интересов, реализуемое в поведении противоборствующих сторон. В конфликтах между большими группами сталкиваются настроения и общественные мнения. Во всех случаях конфликт порождает отчуждение, противоборство и во многих случаях – вражду и ненависть.

Возникая в одной сфере отношений, конфликты распространяются и на другие сферы, порождая систему новых противоречий.

Жизнь не может быть бесконфликтной. Человек не должен избегать конфликтов, а находить адаптированные выходы из них. Суть человека определяется тем, как он себя ведет в конфликтной ситуации. Участвующие в конфликте стороны находятся, как правило, в ситуации выбора, нередко связанного с большим риском, и часто выбор, осуществляемый в состоянии крайнего психического напряжения, бывает неадекватным.

Участники конфликта находятся в состоянии рефлексивного взаимодействия - предвидения возможного поведения другой стороны. В этой ситуации стороны часто прибегают к так называемому рефлексивному управлению - стремятся дать противоборствующей стороне ложную информацию для принятия ею невыгодных для нее решений.

Среди участников конфликта различаются три поведенческих типа: 1)деструктивный,2)конформный и 3)конструктивный.

Деструктивный тип всецело поглощен своими интересами и с целью их реализации идет на постоянное усугубление конфликта. Лицам такого типа свойственна постоянная оборонительная готовность, захваченность своей целью, невосприимчивость к тактическим особенностям поведения другой стороны. (К этому типу относятся большинство террористов, лица с авторитарной схемой поведения, ригидные личности. )

Конформный тип склонен к безоговорочным уступкам, побуждая другую сторону к наращиванью агрессивного поведения.

Конструктивный тип стремится к снятию конфликта путем нахождения взаимоприемлемых решений.

В процессе педагогического общения критические конфликтные ситуации зачастую создаются именно в силу неумения педагога встать на позицию собеседника, отнестись к иному мнению предвзято.

Сегодня мы рассмотрим три стиля педагогического общения и три стороны конфликтных ситуации в школе – это:

· Педагог - ученики

· Педагог - родитель

· Педагог – педагог

Педагог-ученик

Пристальное внимание ученых и практиков заслуживает вопрос, насколько осознанно воспринимает педагог свое взаимодействие с учениками, всегда ли он контролирует свои поступки слова, жесты, выражение лица. Если мы попробуем встать на место ученика или воспитуемого, существенно то, что ученик воспринимает учителя целостно, во всей его индивидуально - личностной и профессиональной полноте. Это лишь к концу обучения приходит способность к анализу, дающая ученику возможность вынести приговор учителю: «Иван Иванович математик, может быть, и неплохой, зато человек неважный»; «Анна Ивановна добрая, но ничему у нее не научишься».

Сравнение педагогов по уровню педагогического мастерства свидетельствует о том, что чем этот уровень выше, тем шире зона осмысления педагогом своих поступков и суждений как актов педагогического взаимодействия, тем шире и богаче их репертуар.

В связи с этим необходимо напомнить известное правило. не расширяй зону конфликта. Идея проста, и, возможно именно поэтому огромное число людей постоянно нарушает это правило. Между тем легко заметить, что конфликт редко бывает абстрагированным, - обычно он разгорается вокруг какой-то конкретной ситуации, идей, поступка. Например, учитель делает замечание ученику: «Ты не убрал портфель, оставил его валяться на полу». Ученик отвечает, что сделал это случайно и больше не будет, следующая реплика учителя убедительно демонстрирует нарушение рассматриваемого правила: «Ну конечно, ты больше не будешь, ты всегда все разбрасываешь! Да еще по коридору носишься, и по перилам катаешься…» Конфликт переносится с незначительного частного промаха на поведение ученика в целом. В большинстве случаев конфликт можно разрешить гораздо легче, если не уходить от его первоначальной причины.

Педагог-педагог

Конфликтное общение не всегда связано с низким уровнем коммуникативной компетентности педагогов. Что если субъект здесь и сейчас хочет общаться деструктивно, если агрессия в данном случае необходимо и единственно возможно? Например, с помощью вербальной агрессии он достигает разрядки внутреннего напряжения и т. д. это уже не относится к технологии общения, а встраиваеться в проблематику психологии личности. Ведь дело не в том, что педагог не знает технологии позитивного общения, а что он не хочет здесь и сейчас о них вспоминать, не хочет конструктивно общаться т. е. демонстрирует конфликт. Примером служит один известный нам российский политик.

Другой аспект проблемы не только агрессивное поведение, но и «страдательная» сторона. Некий педагог в силу своих личностных особенностей может иметь потребность в авторитарном партнере по взаимодействию (роль «сильного отца», «покровителя», «ведущего», «лидера, ответственного за принятие решения»). Испытывая потребность в подчинении, такой педагог будет активно искать соответствующего партнера, а найдя, начнет стимулировать авторитарное начало.

Педагог - родитель

При взаимодействии с родителями важно не только знать, что делать, но и уметь обеспечить высокое качество контакта, которое и определяется в частности тем, сумеет ли педагог преодолеть различные барьеры, которые, могут возникнуть в ходе общения.

Первый барьер – это возрастной. Оптимальным считается когда педагог старше родителей. Поэтому молодые педагоги испытывают тревогу при необходимости взаимодействия с родителями. А те кто постарше, бывают удивлены, что вроде бы благоприятная разница в возрасте не приносит должного эффекта.

Второй барьер - социальный. Они возникают при работе с родителями из крайних социальных слоев: с разным уровнем дохода.

Третий барьер – этнокультурный. Полезно понимать при работе с родителями различных культур. Что могут возникнуть разногласия в эмоциональном аспекте, ориентации человека на ценности(неуспешная учеба позор нации), особенности общения (тембр голоса, темп речи, жесты, мимика), различия в способе принятия информации(намеки, нюансы)

А сейчас разберем три конфликтных ситуации по группам:

· Педагог - ученики

· Педагог - родитель

· Педагог – педагог

Подводя итоги обсуждения психологии конфликта, можно сказать, что каждому педагогу необходимо сначала позаботиться о себе, своем поведении, разобраться в собственных проблемах и только тогда смело общаться с окружающими его людьми.

Люди должны находить оптимальные способы улаживания своих разногласий, научиться вести переговоры, не нанося поражений друг другу. Каждый день человек вступает во взаимодействие с людьми. Каждый день его человеческое достоинство подвергается испытанию. Выйти с честью из этого испытания – сложная психологическая задача.

Для этого нужно понять психическое состояние партнера, ход его рассуждений, поставить себя на его место. Понимание партнера всегда ведет к сужению зоны конфликта.

Предлагайте партнеру неожиданные для него решения, предоставляйте ему возможность делать ставку на результаты иных действий. Побуждайте партнера выдвигать приемлемые для вас предложения. Выдвигайте свои предложения в соответствии с возможностями партнера. Не наносите ущерба его престижу.

Рефлексируйте установки и чувства партнера. Контролируйте свое эмоциональное состояние. Помогайте себе и другим освобождаться от негативных эмоции, находите достойные выходы из конфликтных ситуации.