Урок 19

Твои эмоции и здоровье

Задачи урока

1. Объяснить, что все, что происходит в жизни, вызывает у человека различные чувства, или эмоции.

2. Особо отметить, что эмоции могут влиять положительно или отрицательно на здоровье человека.

3. Учить определять внутреннее состояние человека по его мимике, жестам.

Содержание урока

1. Игровая ситуация «Два волшебника».

2. Беседа учителя с учениками «Эмоции – это…».

3. Разделение эмоций на положительные и отрицательные.

4. Работа в группах: решение проблемной ситуации.

5. Упражнения по изучению эмоциональных состояний человека.

6. Подведение итогов урока: влияние положительных и отрицательных эмоций на здоровье человека.

Информация для учителя

– Сегодня в гости к нам на урок пришли два волшебника – добрый и злой. (Учитель показывает иллюстрации – «портреты» волшебников – и предлагает детям определить различия между ними. Изображения должны различаться по цвету.)

– Какие чувства вызывает у вас злой волшебник? (Грусть, печаль, плохое настроение и пр.)

Какие чувства вызывает добрый волшебник? (Радость, хорошее настроение и пр.)

– Два волшебника пришли сегодня не случайно. Они помогут разобраться в наших чувствах, эмоциях. Наша задача – определить, что же заставляет злого волшебника быть злым. Нам необходимо его расколдовать и сделать добрым.

Человек по своей природе весьма эмоционален: все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства. Даже одна и та же ситуация может вызвать множество разных чувств. Эмоции и чувства – понятия сходные. Эмоции условно можно разделить на две категории: отрицательные и положительные. Но нельзя однозначно утверждать, что положительные эмоции всегда оказывают активизирующее влияние на деятельность человека, а отрицательные – тормозящее.

В зависимости от особенностей конкретного человека и конкретной ситуации влияние тех или иных эмоций может быть различным. Например, страх в одном случае может лишать человека способности к действию, в другом же, наоборот, побуждать к активности. Ребята, а кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? (Различать положительные и отрицательные эмоции.)

Учитель прикрепляет к доске изображения человечков с разным выражением лица, иллюстрирующие разные эмоциональные состояния.

Детям предлагается поработать в группах: определить, какое чувство испытывает каждый человечек, и обосновать свой ответ. Педагог может помочь детям.

Далее учитель просит нарисовать в соответствующей цветовой гамме подобные картинки, изображающие такие эмоциональные состояния человека, как страдание, горе, стыд и вина, и задает вопрос:

– Какие цвета вы использовали для этих рисунков? Почему?

Следующий этап урока – просмотр мультфильма «Кот Леопольд» и обсуждение эмоциональных характеристик его героев.

Затем проводится серия упражнений, направленных на углубление представлений школьников о различных эмоциональных состояниях человека.

1. Учитель читает отрывки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В отрывках говорится об удивительных чудесах, которые были на острове у князя Гвидона.

– Какое эмоциональное состояние они вызывали? (Удивление.) Почему все эти чудеса удивляли и привлекали людей?

2. Детям предлагается разыграть этюды, в которых мимикой и пластикой можно выразить чувство любопытства: