МЗ: Медицина и Здоровье

Здоровый образ жизни семьи. Пагубное влияние вредных привычек на ребенка

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух комплексов микросоциальной среды, создаваемой в семье и в дошкольном учреждении. Эти две различные формы обеспечения условий для развития ребенка нельзя считать иден­тичными и противопоставлять друг другу. Каждая микросоциальная среда имеет как положительные, так и отрицательные возможности для воздействия на ребенка, чтобы обеспечить его полноценное раз­витие и хорошее состояние здоровья.

Основными положительными факторами семейной микросо­циальной среды являются многообразие предметов и явлений, ок­ружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное об­щение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особен­ностям.

Однако семья может оказывать и отрицательные воздействия: скажем, когда в семье единственный ребенок, при неправильном воспитании у него может формироваться эгоцентризм, неспособ­ность контактировать со сверстниками, более медленное формиро­вание жизненно важных навыков (как самообслуживания и др.), что отражается на развитии и состоянии его здоровья, задержка в приобщении к социальной жизни, закрепление вредных привычек, избыточная информация (особенно в результате неправильного просмотра телепередач).

Все эти отрицательные качества могут сформироваться у ребен­ка, если в семье нездоровый климат.

Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни — это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дру­жеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.

Остановимся на этих вопросах более подробно, так как прист­растие к алкоголю и курению может нанести вред ребенку еще до его рождения. У женщин, продолжающих курить и во время бере­менности, значительно чаще бывают выкидыши, рождаются мерт­вые дети или они погибают в первые дни и месяцы жизни. Известны случаи, когда ребенок, родившийся у курящей женщины, отстает в физическом да и умственном развитии. Надо помнить, что вред табачного дыма для детей, беременных женщин чрезвычайно велик. Установлено, что взрослый некурящий человек, находясь в накурен­ном помещении только в течение часа, получает дозу табачного яда, равную четырем выкуренным сигаретам. Значит, на ребенка эта доза действует значительно сильнее. Исследованиями установ­лено также, что даже однократное употребление спиртных напитков пагубно действует на половую клетку. Зачатие в момент, когда хотя бы один из родителей был в состоянии опьянения, может при­вести к рождению неполноценного ребенка. Такие дети часто от­стают в развитии, страдают различными нервно-психическими за­болеваниями. Это объясняется тем, что алкоголь, как и никотин, легко проникает через плацентарный барьер и попадает в крове­носную систему плода, поражая прежде всего развивающуюся нерв­ную систему. Наиболее чувствителен зародыш к действию алкоголя в первые недели или в первые дни своего развития, когда еще не образовалась плацента (детское место), Плод не имеет своего само­стоятельного кровообращения и питается непосредственно из кровя­ного русла матери, так что концентрация алкоголя в крови матери соответствует концентрации его в крови плода.

Пагубно сказывается на потомстве пьянство не только матери, но в такой же степени и отца. Алкоголизм не передается по нас­ледству, но врожденная неполноценность нервной системы у детей, рожденных алкоголиками, создает предпосылки как для нервно-психической неполноценности, так и для предрасположенности к пьянству.

Употребление спиртных напитков, содержащих 50—100 и более граммов алкоголя (150—200 мл водки, 0,5—1 л вина), вызывает у взрослого здорового человека выраженное состояние опьянения, при котором нарушается нормальная деятельность мозга.

Дети и подростки более чувствительны к действию алкоголя. У них может быть отравление даже смертельным. Для детей до­школьного и младшего школьного возраста смертельная доза алко­голя около 3 г на 1 кг массы тела, для подростка —4—5 г, т. е. ребенок весом 15.кг может погибнуть от 45 г алкоголя (около 100 мл вод­ки), а подросток массой 40—45 кг — от 100—200 г алкоголя (0,25— 0,5 л водки).

Чрезвычайно чувствительны к действию алкоголя грудные дети. Известны случаи смертельных отравлений алкоголем грудных детей после того, как мать, употреблявшая спиртные напитки, кормила ребенка грудью.

Эмоциональный климат семьи имеет очень большое значение для ребенка. Установлено, что дети в разведенных семьях часто разви­ваются хуже, чем дети у матери-одиночки. Это во многом объясняет­ся нервозностью обстановки: в этот период взрослые не уделяют детям достаточного внимания, поэтому условия их развития ухуд­шаются. Для более старших ребят такая обстановка в семье являет­ся крайне тяжелой. Ведь дети горячо любят и отца, и мать. Понятно, как тяжело переживает такой, ребенок ссоры между родителями.

Весь быт и уклад семьи имеет большое значение для нормального развития ребенка. Отрицательно действуют на нервную систему и на личность детей разногласия в подходе к ним взрослых, напри­мер, отец слишком строг, а мать слишком мягка или когда роди­тели проводят одну линию в воспитании, а бабушка другую и т. д.

Неровный подход к детям часто наблюдается в тех семьях, где взрослые сами не всегда управляют своим поведением: легко взры­ваются, начинают кричать друг на друга и на детей, тут же начинают ласкать ребенка, стремятся его задобрить. Отрицательно ска­зывается на формировании личности ребенка не только заласкивание, но и излишняя строгость, постоянные запреты в удовлетворении законных его желаний и потребностей. Ребенок достаточно рано начинает выделять себя как личность; доброжелательное, внима­тельное и уважительное к нему отношение взрослых помогает ему утвердиться как личности. Хорошо, когда родители отдыхают вместе с детьми, ходят в парк, в лес, на каток, на лыжах. Когда ребенок подрастает, можно брать его с собой и в туристские походы.

Вовлечение ребенка в трудовую деятельность семьи, предостав­ление ему с раннего детства возможности оказывать взрослым по­сильную помощь, помогает формировать у него потребность тру­диться.