Скачать:

Предварительный просмотр:

Подростковый стресс и его влияние на здоровье

Многим известна фраза «Здоровье - не всё, но все без здоровья – ничто». От родителей мы часто слышим, как им не хочется, чтобы дети болели.  А ведь   «здоровье – это не просто отсутствие болезни, это жизнерадостное  выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Однако, я  стала чаще замечать, что мои одноклассники бывают подавленными, неуверенными в себе, раздражёнными, могут неадекватно реагировать на различные ситуации.

Одним из путей решения данной проблемы является повышение стрессоустойчивости у подростков.

Откуда появляется стресс? Какое влияние оказывает стресс на здоровье подростка? Как помочь подростку в этой борьбе между агрессией и спокойствием?

В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.

Цель данной работы - исследовать явление "стресс" и выявить методики повышения стрессоустойчивости подростков.

Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:

    Изучить литературу по проблеме. Рассмотреть проблему  стресса в жизни людей. Проанализировать природу и причины возникновения стресса, влияние стресса на здоровье подростка. Провести диагностику и проанализировать причины возникновения стресса у моих сверстников. Подобрать способы и методы преодоления стресса. Подготовить лекцию, выступление для своих сверстников и родителей.

Ученый Ганс Селье определил стресс как "состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под воздействием различных стресс-факторов".

Откуда же возникает стресс у подростков? Взрослые испытывают стресс от нелюбимой работы, неустроенной личной жизни, всех тех обязанностей, которые они должны выполнять. Возможно, подростки имеют меньшее количество обязанностей, но это совсем не значит, что они не испытывают стрессов.

Стресс у подростков – обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела, и поиски индивидуальности, контрольные, зачёты и экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях с противоположным полом. Все это давит на нашу психику.

Последствия стресса могут переходить в гораздо большее, чем в легкое недомогание. На нервной почве возникают синдром хронической усталости,  депрессия, снижение интеллектуальных возможностей, быстрая утомляемость и раздражительность.

Особенно подвергнутыми стрессу являются подростки, сдающие экзамены. Школьники становятся подавленными, злыми, начинают друг с другом ругаться, много переживают и всё это ведёт к вредным заболеваниям нервной системы, которые проявятся либо во взрослой жизни, либо спустя некоторое время. В этой ситуации родители могут помочь своим детям, всячески поддерживая их. Мы решили выложить несколько рекомендаций на наш школьный сайт и провести классный час, чем родители выпускников были благодарны.

Стресс испытывает каждый подросток, но проявляют его все по-разному. Проведя диагностику, я узнала, что большинство моих одноклассников во время стресса страдают сильным беспокойством, головокружением, подавленностью. Источником такого состояния они назвали школу, учебную программу, взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Кто-то начинает много кушать, многие просто плачут, активные подростки занимаются спортом во время стресса. Из опрошенных мною школьников 2 признались, что начинали курить, а 1 признался, что думал о самоубийстве, но никто не написал о том, что хотел бы поделиться своими проблемами с другом.

Искоренить стресс невозможно, но в наших силах научиться применять методики для снижения стресса. С вопросом, как бороться со стрессом,  я обратилась к специалистам детской поликлиники. Невролог и психолог дали мне необходимую информацию. Интересным мне показался тот факт, что в семьях, где царят взаимопонимание между родителями и детьми, дети стрессы почти не испытывают. Это мнение я высказала на школьном сайте, где опубликовала Памятку для родителей.

Так же я познакомилась с психологической литературой, с  мнениями в средствах массовой информации и  в сети Интернет.

Классный руководитель выделил мне  время на классном часе. Я показала моим друзьям некоторые методики и упражнения, помогающие снять стресс. После этого они признались, что чувствуют себя намного легче. Выполняя некоторые из моих рекомендаций, а именно: больше смеяться, гулять, быть оптимистом, заниматься спортом, высыпаться, они сказали, что теперь им не страшны никакие стрессовые напряжения. Наш класс посещал детского психолога, и тогда я заметила, что игры, которые нам предлагали замечательно снимали усталость. Это и послужило опорой преодоления стресса.

В своей работе я пришла к выводу, что необходимо повышать стрессоустойчивость подростков для сохранения здоровья.