Муса К.Ш. Айкешев Б.М.

Жезказганский университет им. О.А. Байконурова

Влияние запусков ракет- носителей с космодрома Байконур на окружающую среду и здоровье населения

Шестого сентября 2007 года, при запуске   с космодрома «Байконур», произошла авария ракеты- носителя «Протон-М». с разгонным блоком /РБ/ "Бриз-М" и японским спутником связи на борту. С 1996 года это седьмая авария при запуске ракет с Байконура, в том числе шесть из них сопровождались падением ракет-носителей.

В   2006 году с космодрома «Байконур» было произведено 16 запусков ракетоносителей «Протон М». Первая ступень ракетоносителя, отделяясь от корабля, обычно падает на территорию Улытауского района. В зоне её падения находятся участки автомобильных и железных дорог, линий электропередач, вахтовые посёлки Кумкольского нефтяного месторождения. Самые опасные участки, куда могут падать остатки ступени ракетоносителя «Протон М», находятся в Улытауском и Шетском районах Карагандинской области: это участки автодорог Кызылорда — Павлодар и Екатеринбург — Алматы. участок железной дороги Петропавловск — Алматы. участки нефтепроводов Павлодар — Шымкент и Атасу — Алашанькоу. участки охотничьих угодий и линий электропередач. В этой зоне живут люди, находятся населённые пункты. Сухопутная трасса ракетоносителя «Протон-М» захватывает не только территорию Казахстана,   также   Алтайск ий кра й. Республик Алтай,   Хакасия,Т у ва. Саха Российской федерации, Китая, Монголии, Северной и Южной Кореи, Японии./4/.

Плотность населения по трассе полёта сначала поступательно увеличивается от 0,5- 1 чел/км, и достигает максимума- 5-7 чел/км на территории Павлодарской области РК и Горно - Алтайской республики РФ и затем постепенно понижается.

Ракета-носитель серии "Протон" относится к тяжелому классу. Она производится    Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева (Россия). С 1965 года состоялось более 320 стартов носителя.   Модернизированный "Протон-М" имеет три ступени. Стартовая масса -   700 тонн, длина - 61,75 метра, диаметр - 7,4 метра. Оснащается новым    разгонным блоком "Бриз-М" и современной цифровой системой   управления. "Протон" может выводить на геостационарные орбиты одновременно несколько спутников суммарной массой до 4,2 тонн.

Даже в штатном режиме риск для здоровья населения в районах ракетно-космической деятельности (РКД) существует от точки старта баллистических ракет   и ракет-носителей   по всей трассе полета. «На местности на расстояниях от точки старта до 800 км при двухступенчатом выведении и до 2500 км при трехступенчатом образуются «пятна» площадью 1500-5000 км 2. усеянные фрагментами баллистических ракет (БР) и ракет- носителей (РН)» /1/.

«Опытные и учебные пуски РН связаны с загрязнением обширных территорий по траектории их полета. Существенный вред природным объектам наносится как самими элементами конструкции отделяющихся частей ракет-носителей (ОЧ РН), так и остатками невыработанных компонентов топлив. Площадь одного загрязнения в зависимости от гидрометеорологических и географических особенностей места падения ОЧ РН может достигать несколько гектаров, кроме того компоненты ЖРТ (жидкого ракетного топлива) и продукты их превращения могут мигрировать с природными водами на расстояния до нескольких сотен километров» /2/.

Гептил (1,2-несимметричный диметилгидразин. НДМГ)

представляет из себя токсин 1-го класса опасности. При содержании в воздухе количества гептила 0,01 мг/л через несколько минут возникает тяжелое отравление. ПДК. в этом измерении составляет 0,0001 мг/л или 0,001 мг/м 3 атмосферного воздуха. За время длительного использования гептила в Вооруженных Силах СССР   накоплен большой материал, свидетельствующий о неблагоприятном воздействии гептила на здоровье личного состава ВС. Установлено также, что гептил в дозе 0,1 ПДК при контакте с ним на открытом воздухе в течение двух лет оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека /3/   Следовательно ПДК следует считать 0,00001 мг/л   Для детей, беременных женщин ПДК гептила должно быть 0,000001 мг/л или 0,00001 м 3.

Неспецифические нарушения здоровья имеют большое сходство с симптомами лучевого поражения (рак, лейкозы, цитопении. астения и т.п.), что часто становится причиной ошибочного диагноза. Симптомы псевдолучевого поражения бывают настолько выраженными, что вынуждает врачей ставить диагноз острой лучевой болезни. Однако отсутствие источника ионизирующего излучения дает возможность исключать радиационное поражение.

Существует четко выраженный профессиональный риск. Чаще всего поражение организма космическим ракетным топливом (КРТ) обнаруживаются у табунщиков, чабанов, животноводов, которые практически не доживают до пенсии и часто умирают от рака.

Отчетливо выражен возрастной риск: чем меньше возраст, тем чаще обнаруживается специфическая патология (судороги, поражение печени, крови, ларингостенозы и т.п.). У женщин больший риск заболеваний крови, чем у мужчин. Наибольший риск имеют новорожденные, что связано с внутриутробным поражением плода.

Риск поражения организма резко повышается у тех лиц, которые соприкасаются с фрагментами РН: стенками топливных баков, различными мелкими осколками, поддающимися ручной обработке (изготовление ножей, ручек, портсигаров и т.п.). У них развиваются состояния, неотличимые от лучевой болезни (при отсутствии излучающего источника).

В научной литературе накопилось достаточно данных, подтверждающих вредное влияние ракет- носителей, летающих на токсичном топливе,   на окружающую среду и здоровье населения. Причем это воздействие носит катастрофический характер, вызывая скоротечные злокачественные заболевания или инвалидизацию у лиц, получивших отравление.

При падении бака, остатки топлива рассеиваются в воздухе, образуя ядовитый смог, осаждающийся на землю по траектории движения первых   и вторых ступеней ракет. Таким образом, идет постепенное загрязнение всеми компонентами ракетного топлива окружающей среды вдоль трасс   полета ракет. Загрязнение огромных территорий нарастает с каждым новым запуском. /5,6/.

На десятилетия места разлива гептила превращаются в гиблые места, опасные для жизни человека. Гептил обладает высокой текучестью: попав на землю, он сразу же уходит до влажности (в сухой лёгкой почве на глубину до 3-х метров), растворяется в воде и, что интересно, когда идет дождь, поднимается вверх. Кроме того, гептил невероятно “прилипчив” к тому месту, где он оказался. Российские ученые, исследующие это вещество, находят его уже в течение 34 лет на одних и тех же местах /7/. Специфические физико - химические свойства гептила делают   крайне сложным, а на практике- невозможным его обезвреживание и дегазацию местности после химического заражения.

Следует учитывать и малую биопродуктивность пустынных и полупустынных экосистем районов, подвергающихся загрязнениям, следствием чего является их низкая   способность к самовосстановлению. Также, для экосистем, испытывающих сильный климатический стресс, характерно максимальное усвоение биогенов и включение их   в трофические цепи, следствием чего будет являться выраженное биологическое накопление и усиление производных гептила в звеньях пищевой цепи.

Принимая в виду токсичность гептила. командование космическими войсками России в 2006 г. приняло решение не заказывать больше промышленности РН класса «Циклон-3». «Космос-3М» и «Рокот», заправляемые токсичным топливом, способные выводить на орбиту небольшие объекты.    Также инициирован проект «Ангара» по разработке и использованию РН на экологичном топливе.

Однако сокращаемые виды РН запускались в основном с космодромов « Плесецк » и «Свободный» (закрытый в 2007 году), по ракетоносителям «Протон» и «Днепр», самым мощным из используемых, такого решения принято не было. Испытания же лёгкой, средней и тяжёлой «Ангары» - постоянно отодвигаются. Теперь первые испытания этого класса РН планируется провести только в 2011 году /8/.

Таким образом, упомянутые шаги в сторону экологической безопасности на данный момент   ничего не решают для Казахстана, а призваны лишь успокоить российское общественное мнение. При сохранении нынешней динамики запусков, за ближайшие пять лет одних «Протонов» будет запущено 80 – 100 единиц. При такой выборке и имеющейся частоте аварий количество аварийных пусков с их катастрофическими последствиями может превысить 15- 20 случаев чрезвычайных ситуаций регионального масштаба /7/.   Хотя уже сейчас есть альтернатива старой и очень опасной технике, например новые модификации РН «Союз», летающих на керосине, российская сторона настаивает на дальнейшей эксплуатации «Протонов» и «Днепров», защищая свои коммерческие интересы.

Первый пуск "Протона",   состоялся в 1965 году, а модернизация была проведена в 2001 году. По мнению специалистов, частые сбои при запусках показывают, что многочисленные    программы модификаций и конверсий устаревших ракет оказались мало эффективными. Периодичность аварий за   последние десять лет распределялась следующим образом: по одной в 1996 и 1997 годах, две в 1999 году и по одной в 2002 и 2006 годах, и одна в 2007.

Несмотря на эти аварии, спрос на коммерческое использование "Протонов" продолжает оставаться устойчивым ещё и по той причине,   что заказчик, в случае аварии, терпит минимальные убытки, которые покрывает страховка. Но кто застрахован из тех, кто проживает непосредственно под трассами разгона 700-тонных ракет, из которых на чрезвычайно ядовитую и химически агрессивную топливную смесь гептила и амила приходится 649 тонн. При последней аварии 6 сентября 2007 г. на момент падения в ракете находилось 218 тонн 978 килограммов смеси. Самый крупный фрагмент ракеты-носителя упал в 43 километрах юго - западнее г.Жезказган ( 47 гр. 32 мин. С.Ш. и 67 гр. 19 мин. В.Д.)   (до 200 тыс. населения с городами- спутниками), который уцелел благодаря стечению обстоятельств. Если бы выключение двигателей произошло   на 5- 10 секунд позже, ракета рухнула бы в черте города. Здесь необходимо   отметить, что так называемые «безлюдные территории» Казахстана уже не те, что в пятидесятых, плотность населения в регионе выросла в несколько раз и, несмотря на это, по- прежнему эксплуатируется в режиме полигона. Люди, живущие там, беззащитны перед технологической инициативой корпораций, в погоне за прибылью безответственно игнорирующих   их насущные, жизненные интересы и право на спокойную и здоровую жизнь.

Казахстан, следуя собственной стратегии, непременно будет развивать свою космическую программу. И пришло   время для создания на Байконуре открытой конкурентной среды, следствием чего был бы технологический прорыв, или как минимум- отказ от устаревших и опасных технологий.

Представляется целесообразным немедленно запретить использование (запуск и пролёт над территорией Республики Казахстан) РН всех типов и видов базирования, работающих на гептиле и схожих видах токсичного топлива,   как представляющих чрезвычайную опасность для здоровья и благополучия населения Республики Казахстан /9/.

Литература.

1. Космос и экология. Сб. статей. — М. Знание, 1991. -   С. 17-29.

2. О влиянии космической деятельности на экологическую безопасность // Экологическая безопасность России. Материалы Межведомственной комиссии по экологической безопасности (октябрь 1993 г. — июль 1994 г.). — М. Юридическая литература, 1994. - Вып. 1. С. 197-216.

3. О возможной связи феномена «желтые дети» с воздействием ракетного топлива // Экологическая безопасность России. Материалы Межведомственной комиссии по экологической безопасности (сентябрь 1994 г. — октябрь 1995 г.). — М. Юридическая литература, 1996. - Вып. 2. С. 306.

4. Львова В. Уборщики космического мусора отчитались в горуправлении по ЧС //   газета «Подробности».- 2007.- 19 мая.

5. Муса К.Ш. Геоэкологическое состояние Жездинского района карагандинской области   // Вестник КазНУ. Серия географическая.-2003. - С.109-118.

6. Панин Л.Е. Перова А.Ю.Медико-социальные и экологические проблемы использования ракет на жидком топливе ( гептиле ) // Бюллетень СО РАМН, 2006. №1 (119),

7. Гайкалова И. Ракетные мощи / газета   Новое поколение – 2006. – 18 августа

8. Новости космонавтики, №3/2006

9. Айкешев Б.М, Муса К.Ш. Актуальные вопросы экологической безопасности ракетно-космической деятельности в Казахстане. Материалы международной науч но- практ ической   конференции «Экологическая безопасность   урбанизированных территорий в условиях устойчивого развития»». - Астана, 2007. – С.41-44.