ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

5.8. Влияние учебного процесса на здоровье учащихся

В условиях реформирования образования выполнение задач учебно-воспитательного процесса требует определенного уровня здоровья и работоспособности ученика. Научно-технический прогресс XXI вв. и связанные с ним изменения в системе школьного обучения предъявляют очень высокие требования к нервной системе ребенка, которая находится еще в процессе развития и совершенствования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, применение инновационных технологий и различных технических средств обучения приводят к интенсификации умственной деятельности. Все это создает заметное влияние на нервно-психические функции учащихся.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка, связанный с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также ведущей деятельности, которой становится обучение. Школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач. Ученику нужно усваивать школьные нормы поведения, приспосабливаться к новым условиям умственного труда и режима, привыкать к новому классного коллектива. То есть, поступление в школу - это процесс, связанный с перестройкой поведения и деятельности ребенка в новых условиях, то есть адаптироваться к школе. К трудностям, которые связаны с процессом поступления в школу и адаптацией, можно отнести:

- трудности, связанные с новым режимом;

- трудности приспособления к классу;

- трудности, возникающие в сфере взаимоотношений с учителем;

- трудности, обусловленные изменениями в домашних условиях жизни ребенка;

- трудности, связанные с морфофункциональными особенностями организма и состоянием

здоровье.

Поскольку учебная деятельность при поступлении ребенка в школу является ведущей, ее развитие предопределяет важные изменения в личности ребенка. Среди задач, которые школа ставит перед учениками, в первую очередь, нужно выделить необходимость усвоения ими определенного объема знаний. Одним из условий выполнения этого требования является достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие умственных возможностей ребенка объема информации создает для нее большие трудности, осложняющие адаптацию и тормозят психическое развитие.

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми. В формировании взаимоотношений детей важная роль принадлежит учителю. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и постоянно оценивает работу ученика, что обуславливает «положение» последнего в классе. Большинство детей, поступающих в школу, психологически готовы к сознательному пониманию смысла этих норм и правил, но степень волевого развития у них неодинаков, поэтому часть учащихся испытывают трудности именно в этом плане. Подчеркивание недостатков в усвоении учебной программы, в выполнении правил поведения способствует возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, которые вызывают у ребенка негативное отношение к учебной ситуации, а также неадекватное представление о своих возможностях, что способствует замедлению адаптации к школе.

Разнообразие эмоций формируют поведение учащихся. Эмоциональное состояние зависит не только от успешности учебной деятельности, но и влияет на ее результат. Успех в обучении обусловливает стремление добиться похвалы и способствует формированию уверенности в своих силах. Школьник не испытывает состояния напряжения, и процесс адаптации проходит безболезненно в том случае, когда уровень развития интеллектуальных, волевых и моральных качеств достаточно высок, что и обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность в соответствии с выдвинутыми требованиями. Образование новых форм поведения проходит у этих детей сравнительно просто и не требует перехода организма к другому, более напряженного режима работы.

Трудности, которые возникают в группе детей, которые не могут адаптироваться, или недостаточно адаптировались к учебному процессу, при овладении знаниями, приводит возникновению низкого темпа труда, большого количества ошибок и, соответственно, приводят к отрицательному оценивания учителем, что вызывает стрессовое состояние. Дети понимают, что их старания, которые они прилагают для того, чтобы заслужить похвалу учителя не дают результатов, поскольку они получают большое количество замечаний. Такие ученики не уверены в себе, и страх, что они получают неудовлетворительную оценку, является их постоянным спутником. Это, в свою очередь, способствует развитию болезненных реакций, которые отрицательно влияют на уровень работоспособности.

Под влиянием отрицательной оценочной стимуляции, с одной стороны, а с другой - увеличением учебных неудач обеспечиваются формированием негативного состояния в мотивационной сфере ученика. Последствия этих изменений в личности ребенка являются чрезвычайно неблагоприятными как для социального развития, так и здоровье школьника.

Вместе с тем, школьная неуспеваемость и нарушения поведения ученика в школе порождает возникновение конфликтов в семье. Это способствует постепенному отчуждению ребенка от родителей и дома и является дополнительным источником травмирования школьника, формирование новых психических отклонений.

Механизмы дезадаптации могут проявляться на социальном (педагогическом), психологическом и физиологическом уровнях.

Педагогический уровень развития школьной дезадаптации является наиболее очевидным и осознанным для педагогов. Он проявляется проблемами ребенка в обучении и освоении социальной роли школьника.

Проблемы в обучении имеют этапный переход: i этап - первичные трудности в обучении (невозможность овладения знаниями в силу психофизиологических особенностей); II этап - наличие дефицита в знаниях; III этап - отставание в усвоении учебного материала из одного или нескольких предметов; IV - неуспеваемость частичная или общая и, как крайний случай, отказ от учебной деятельности (V этап).

Проблемы в усвоении социальной роли школьника проявляется в формировании состояния психоэмоционального напряжения при общении школьника с родителями и учителем, что перерастает в смысловые барьеры, а потом - эпизодические и систематические конфликты, и, возможно, в развитие личностно-значимых для ребенка отношений.

Такие постоянные стрессовые состояния являются сигналом нарушения, которые происходят на психологическом и физиологическом уровнях организма школьника.

Психологический уровень школьной дезадаптации - школьная неуспеваемость, неблагополучие в отношениях с личностно-значимыми людьми из окружения школьника, которые возникают в результате неуспешности в учебной деятельности, не оставляют ребенка равнодушным. Эти стрессовые состояния можно рассматривать как предпосылку возникновения разнообразных психологических патологических состояний. Наиболее распространенными среди них являются: страх перед учителем, невыполнение школьных задач, чувство неполноценности, негативизм.

Сначала у ребенка возникает чувство тревоги, незащищенности в ситуациях, связанных с учебной деятельностью. Школьник пассивен на уроке, растет напряжение при ответе, на перерыве не вступает с детьми в контакт, делается плаксивым, теряется при замечаниях учителя.

Вместе с тем, ребенок пытается изменить ситуацию и начинает инстинктивно «защищаться» от больших учебных нагрузок и высоких требований. Это происходит благодаря изменению отношения к учебной деятельности, которая перестает быть для него значимой. У ребенка появляются и укрепляются различные психозахисні реакции. В такой ситуации самоактуализация, самоутверждение формируются в условиях противодействия школьным нормам и проявляется нарушениями дисциплины. Длительное психоэмоциональное напряжение, которое возникает при трудностях в обучении, проявляется появлением симптомов передневротичних состояний.

Школьники с нарушением социально-психологической адаптации составляют группу риска в отношении граничных нервно-психических заболеваний. Нарушения адаптации является предпосылкой развития различных патологических состояний, объединенных в категорию психосоматических болезней. Динамика состояния здоровья школьников за 1999-2001 годы свидетельствует, что увеличилось количество детей с расстройствами психики и поведения на 16,7 %. Среди расстройств психики преобладают расстройства личности, непсихотические и невротические расстройства, связанные со «школьным стрессом».

Одним из факторов, что снижает утомляемость урока является формирование положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе. Источником положительных эмоций является сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствия показывает ученику его возможности и способности. Эмоциональным фактором в школе является оценка успеваемости. Низкая оценка вызывает негативные эмоции.

Главным генератором позитивных эмоций учащихся есть интерес к уроку. Отсутствие заинтересованности к уроку - это мощный фактор утомлюваності даже тогда, когда истинные элементы труда отсутствуют.

Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеет похвала учителя, а обида приводит к подавленному состоянию учеников. Поэтому одним из элементов психогигиены школьного обучения надо считать отношение учителя к ученику. Взаимоотношения между педагогами и учениками должны строиться на основе уважения, справедливости, доброжелательности. Не цели важны взаимоотношения между детьми.

Большое психическое напряжение возникает у школьников при подготовке и сдаче экзаменов (так называемый экзаменационный стресс). Для большинства школьников экзамены - это своеобразная ситуация, что определяет статус школьника в школе и его дальнейшую судьбу. Интенсивная умственная деятельность, ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Среди вероятных причин усиления эмоционального накала при составлении экзаменов можно выделить следующие: необходимость подготовки и ответа за определенный лимит времени, случайный выбор билета, что вносит элемент не предсказуемости. На этом основании, взвешивая на позиции охраны здоровья учащихся, экзамены есть нежелательные. Это диктуется еще и тем, что суть психофизиологической стрессовой реакции заключается в подготовительной активизации, которая создает готовность к физическому напряжению, а сама физическая деятельность исключена обстоятельствами экзамена. Соответственно, возбуждения механизмов активации физической деятельности является неадекватной ситуации. В то же время при негативном отношении к экзаменам следует отметить выраженный тренировочный эффект - это единственный психогігієнічний аргумент в пользу школьной экзаменационной системы.

Для того, чтобы ученики успешно, без вреда для здоровья преодолели период подготовки и сдачи экзаменов должна быть сотрудничество школы, учеников и родителей. Что касается школы, то с целью обеспечения своевременных психопрофилактических мероприятий необходимо определить наиболее уязвимых к экзаменационного стресса детей. Достаточно сильное стрессовое воздействие имеют экзамены на учащихся с нервно-психическими отклонениями. Наличие разнообразных неврологических нарушений обусловливают атипичные реакции школьников на экзаменационный стресс и способствуют обострению хронического нарушения нервной системы. Следует отметить, что возникновение стрессовых реакций на психосоциальные стимулы экзаменационной ситуации зависят от личностных особенностей, социального статуса, социально-ролевого поведения ученика. Наибольшая вероятность возникновения нервно-психических расстройств и обострения соматических заболеваний во время экзаменов наблюдается у школьников II и III групп здоровья. Таких учеников желательно освобождать от экзаменов.

С точки зрения охраны психического здоровья учащихся важное значение имеет правильное составление расписания экзаменов с учетом динамики работоспособности и ограничения сложности предмета, по которому проводится экзамен. Желательно начинать экзамен с «среднего» по сложности

предмета, «сложные» ставить внутрь, а заканчивать более «простыми»; для объемных и сложных предметов давать больше времени на подготовку.

При организации традиционных школьных экзаменов нужно придерживаться таких психогигиенических рекомендаций: во время устного экзамена - опрос начинать с простых и четких вопросов, которые помогают школьнику постепенно входить в экзаменационный процесс; экзаменатор должен задавать вопросы после того, как ученик закончил свой ответ; во время экзамена учитель должен выслушивать школьника, не отрывая его; после окончания ответа нужно своевременно сообщать экзаменационную оценку; для понижения тревожности нужно внушать веру в себя, в свои знания и способности.

При проведении устного экзамена желательно разделить класс на группы и для каждой из них отвести определенное время.

Школа должна предусмотреть не только организацию консультаций, но и организацию помещений для подготовки к экзаменам, потому что не все ученики дома имеют оптимальные условия для спокойной работы. Помещение, где проводится экзамен, должно полностью соответствовать всем гигиеническим требованиям (воздушно-тепловой и световой режим, мебель, наглядные пособия и т.п.). Ни в коем случае нельзя запугивать учеников предстоящими экзаменами и нагнетать ситуацию на самих экзаменах. Учителя в беседах с учащимися и их родителями по поводу предстоящих экзаменов должны обратить внимание на такие моменты:

- при подготовке к экзаменам необходимо придерживаться правильного режима труда и отдыха;

- продолжительность занятий не должна превышать 5-6 ч. в день при обеспечении активного отдыха на свежем воздухе;

- сон должен отвечать за продолжительностью возрастным особенностям и быть правильно организованным;

- особенно важно хорошо выспаться в ночь перед экзаменом;

- важно обеспечить рациональное питание школьников в экзаменационный период, обеспечив достаточное количество витамина С и витаминов группы В.

Одним из действенных психопрофилактических мероприятий, способных снизить эмоциональное напряжение школьников во время экзаменов, может быть тестовая форма контроля знаний, которые в последнее время получили широкое распространение во всем мире.

На тестовых экзаменах школьники вместо традиционных билетов получают опросники из всего курса. На каждый из вопросов дается несколько возможных ответов, из которых одна правильная, вторая - близка к правильному ответу, а 2-3 - неправильные. Свои ответы учащиеся проставляют на специальных бланках. Экзаменационная оценка выставляется по сбалансированной и унифицированной системой оценивания знаний. Таким образом, на характер экзаменационной оценки не влияют возможные неправильные установки экзаменаторов, связанные с особистіним общением.

На тестовых экзаменах ученикам предоставляется больше времени для ответа, что практически исключает дефицит времени, который усложняет экзаменационную деятельность и может быть типичным невротизуючим фактором.

Психогігієнічний анализ двух различных форм (тестового и традиционного) организации экзаменов указывает на преимущества тестового как такого, что исключает неблагоприятное влияние экзаменационного стресса. Это позволяет считать тестовые экзамены одним из эффективных мер профилактики эмоционального перенапряжения.

Следовательно, правильная организация периода подготовки и сдачи экзаменов позволяет исключить большинство стрессовых факторов и способствует уменьшению экзаменационного стресса.