Экологические причины нарушения здоровья детей

За последние несколько десятков лет появилось значительное количество публикаций (научных статей и монографий) посвященных нарушению состояния здоровья детей вследствие загрязнения окружающей среды. Сейчас количество экологически обусловленных заболеваний детей настолько велико, что стало общепризнанным утверждение о том, что детский организм является наиболее чувствительным индикатором степени экологических неурядиц окружающей среды. Это объясняется рядом причин, в частности, ксенобиотики окружающей среды влияют на организм ребенка в утробе матери во время беременности и во время перинатального и неонатального периода его развития. Кроме этого, растущий организм ребенка, во всяком случае, до семи-восьми лет, еще не имеет надежных ферментативных систем дезинтоксикации и защитных компенсаторно-приспосабливаемых механизмов. Организм ребенка не имеет груза хронических болезней, серьезных травм, вредных привычек, непосредственного воздействия производственных или возрастных изменений. Таким образом, относительно здоровый от природы, родителей организм ребенка в «чистом виде» позволяет выделять из сложного комплекса действующих факторов патогенетическую составляющую, которая в свою очередь, связана с ростом содержания в окружающей среде токсинов.

По причине такой специфической зависимости состояния здоровья ребенка от окружающей среды сегодня в рамках экологии человека выделяется отдельно «детская экология», или экология детства или даже экологическая педиатрия.

Интересно в связи с этим отметить, что почти 100 лет назад знаменитый русский врач Г. А. Захарьин подчеркивал, что вредное воздействие «испорченной атмосферы и воды в городах сильнее всего проявляется в детстве и юности в виде плохого аппетита, бледности, вялости, меньшей прочности душевных сил, большей впечатлительности организма и сниженной способности противостоять вредным воздействиям, а также золотухи, цинги, заболеваний верхних дыхательных путей и органов пищеварения, головных болей, нервных болезней и склонности к чесотке. Поэтому особенно активно следует противодействовать этому в детстве».

Сегодня по обобщающим данным, сделанным русским педиатром Ю. Е. Вельтищевым, характерное влияние экологии окружающей среды ребенка проявляется в росте частоты врожденных пороков развития, нервно-психических расстройств, в прогрессивном росте хронических заболеваний, даже в появлении таких «старых» инфекций, как туберкулез.

Именно для детей определен ряд экологически детерминирующих синдромов и болезней: синдром экологической дезадаптации, синдром химической гиперчувствительности; синдром экзогенный интоксикации.

Вполне закономерно, что рост экологически зависимых заболеваний среди детей четко фиксируется во многих крупных промышленно-загрязненных регионах и городах. Что касается проявлений иммунных нарушений, аллергических заболеваний и реакций у детей, которые подпали под негативное воздействие различных загрязнений окружающей среды, то они все больше приобретают черты закономерностей в том, которые растут экологически обусловленные нарушения состояния иммунной системы. Отметим, что вредное воздействие химических загрязнителей касается фактически всех звеньев иммунной системы.

Постоянный контроль за здоровьем ребенка

XXI век характеризуется сохранением противоречий между человеком и природой, основой которых является нарушение того сложного равновесия между ними, сложившееся в течение предыдущих тысячелетий и которое изменилось вследствие многопланового, в первую очередь техногенного, вмешательства человека в развитие природы. Изменения окружающей среды, в которой живет человек, проявляются, в свою очередь, новыми его болезнями. Наиболее чувствительными к условиям существования человека в природе, к экологии окружающей среды являются дети. Формирование их организма является экологически зависимым.

Среди детей дошкольного и школьного возраста относительно здоровых детей с каждым годом в Украине становится все меньше и меньше: в среднем таких — около 20—25%. Другая статистика — на 100 новорожденных, относительно здоровых детей меньше половины (40%). Это такой ползучий эндоэкологический геноцид детей.

Сегодня необходимо иметь четкие определения экологической зависимости организма ребенка и эффективные методики постоянной детоксикации детского организма, восстановления защитных функций организма. Иными словами, необходимо иметь систему экологической безопасности здоровья ребенка.

Чрезвычайно важной проблемой, которая нуждается в немедленном решении, является налаживание постоянного экологического мониторинга состояния здоровья детей всех возрастных групп, что дало бы возможность контролировать степень внутреннего экологического (эндоэкологического) воздействия среды на здоровье ребенка и путем различных профилактических мероприятий предотвращать возможность возникновения экологически стимулированных заболеваний организма ребенка.

Поскольку влияние экологии на здоровье детей имеет массовый характер, то сегодня любая экологическая диспансеризация детей только через систему медицины — малоэффективна. Такая диспансеризация должна проводиться через систему образования, где есть возможность практически постоянно проводить экологический мониторинг состояния здоровья детей в специально организованных условиях. Именно посредством системы образования должен быть разработан и внедрен для разных вековых категорий детей экологический аттестат здоровья. Эндоэкологическая аттестация здоровья детей даст возможность иметь постоянно реальную картину экологического воздействия на здоровье ребенка, индивидуально проводить эндоэкологическую профилактику заболеваний и оздоровление детей.

Через эндоэкологическую аттестацию здоровья детей сегодня лежит путь к разрешению проблемы экологической безопасности здоровья детей.

Для определения воздействия экологии окружающей среды на здоровье необходимо иметь соответствующую методику экспрессного определения уровня здоровья ребенка. Особенность влияния экологических факторов на организм ребенка заключается в том, что оно, в первую очередь, проявляется на изменении функционального состояния организма в целом, отдельных органов относительно так называемой физиологической нормы, а не как органические изменения организма. Это значит, что сегодняшние традиционные медицинские методики диагностики, которые основаны на выявлении патологии, в большинстве случаев не позволяют выявлять воздействие экологических факторов на здоровье ребенка.

К числу нетрадиционных методик диагностики эндоэкологического состояния организма ребенка принадлежит так называемая акупунктурная биоэнергодиагностика (диагностика по В. Макацу), которая усовершенствована в Институте экологии человека и сегодня внедряется в практике постоянного мониторинга здоровья детей в условиях работы учебного заведения.

По относительно простой и доступной методике определяются основные характеристики функционального здоровья организма ребенка: величина общей биоэнергетики организма, так называемый коридор физиологического состояния и количественная картина функционального состояния 12 основных органов и систем (легкие, кровеносная система, сердце, тонкий кишечник, лимфатическая система, кишечник, поджелудочная, печенка, почки, мочевой пузырь, желчный пузырь и желудок). Основное, что определяется такими простыми измерениями: отвечает ли функциональное состояние соответствующего органа или системы коридору физиологической нормы; имеет ли место отклонения от нормы, т.е. имеет завышенный смысл — гиперфункцию, или заниженный — гипофункцию. Для здорового организма, для нормального состояния все 12 органов и систем должны иметь функциональную активность, которая помещается в коридор физиологической нормы

По числу тех органов или систем, которые имеют функциональную активность, выходящую за пределы коридора физиологической нормы, можно судить о реакции ребенка на среду, в которой он находится, в первую очередь, о нарушениях, которые обусловлены экологическими факторами. На основании таких обследований ребенок получает аттестат здоровья.

Для всей системы образования, на протяжении сентября—октября, именно после возвращения с каникул детей, необходимо провести мониторинг состояния их здоровья и к моменту начала учебного года каждый ребенок получает аттестат здоровья. Этот аттестат после учебного года опять проверяется и сопоставляется с начальным аттестатом, определяется каково конкретно воздействие условий обучения на состояние здоровья и если в учебном заведении есть методики оздоровления учеников, то какая, в итоге, эффективность такой профилактики.

Мониторинг здоровья

Еще раз подчеркиваем, что экологическая детерминированность здоровья детей в настоящее время, требует практически постоянного отслеживания состояние здоровья ребенка. Такая работа может проводиться только в системе образования. Это, с другой стороны, значит, что методика мониторинга здоровья ребенка должна быть самой простой и может проводиться медицинской сестрой, фельдшером или просто учителем, скажем, биологии, в каждом учебном заведении. Тот, кто проводит или может проводить мониторинг здоровья и имеет соответствующую простую и доступную аппаратуру такого определения здоровья ребенка, должен пройти обучение (это делает Институт экологии человека) и наконец, должен иметь простую компьютерную программу обработки данных мониторинга и получение аттестата здоровья. Это также разработано Институтом.

Сегодня аттестат здоровья ученика трех цветов: зеленый — нет проблем со здоровьем ребенка; желтый — значит, что есть влияние окружающей среды на здоровье, а также указывается, каковы именно проблемы из-за влияния окружающей среды и какие профилактические мероприятия следует провести. Наконец, аттестат здоровья красного цвета — это значит, что у ребенка есть проблемы с функциональным здоровьем и указываются конкретно какие. Но в этом случае, рекомендации того, кто мониторит здоровье ребенка, заключаются в рекомендации ребенка (через родителей) обратиться к конкретным (указываются, какого профиля нужны врачи) врачам за уточнением диагноза (опровержение или доказательство обнаруженных нарушений здоровья) и если надо — назначить соответствующее лечение. Важно, чтобы была налажена система контроля уровня здоровья ребенка и возможность постоянной консультации в случае необходимости с врачом. Именно налаживание такого мониторинга здоровья детей, решается важная проблема — диспансеризация детей, которая к сожалению в стране сегодня практически не проводится, или является малоэффективной, потому что определяются только те проблемы, которые уже видны на физическом уровне.