Учительские университеты

КГУСО школа-лицей №7, г.Семей

Учитель физической культуры: Дягилева Алла Васильевна

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значительную часть времени ребенок проводит в школе, и потому очень важно, чтобы все виды деятельности ребенка, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья.

В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим делом у школьников. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физической культуры.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим делом у школьников

Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физической культуры.

Не секрет, что большинство людей лишь с возрастом познают истинную цену своего здоровья, начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи и материальные блага не могут компенсировать его потерю. Вполне естественно, что детей и вовсе не волнует проблема сохранения здоровья. Забота о нём всегда была и будет уделом взрослых – семьи, школы, внешкольных и дошкольных учреждений.

Но, по-видимому, ещё очень многие родители просто не понимают, что воспитывать и гармонично развивать ребёнка как личность легче, если он здоров и хорошо физически развит.

Справедливости ради надо сказать, что школа и другие учебно-воспитательные учреждения многое делают для решения вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей средствами физического воспитания.

Однако не уменьшающееся число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, как и общий уровень здоровья детей, говорит о невысокой эффективности этой работы.

Ещё совсем недавно детский массовый спорт начинался и развивался непосредственно в школе (соревнования между классами, школами), а затем выходил на уровень городов и районов. Школьный учитель кроме проведения уроков физической культуры занимался так же и тренерским делом, готовя свои команды к массовым состязаниям. В этом ему охотно помогали тренеры спортивных школ, ориентированные по службе на развитие массового детского спорта. Такое сотрудничество было прочным, потому что учитель и тренер были нужны друг другу. К сожалению, этот союз был нарушен, когда тренеров переориентировали на «высшее мастерство», независимо от того, с каким возрастным контингентом они работали. И тренеров перестало интересовать учащиеся школ так как они переключились только на взрослых, и наши детки ………….

Отлучение детей от массового спорта усугубилось всевозрастающим влиянием на них новых форм развлекательной сферы, их стремление быть на острие моды в музыке, одежде, манере поведения и т.д. Поскольку в этот набор «престижных» занятий не вошло физическое совершенство, сражение за влияние на подрастающее поколение взрослые, тогда проиграли. Так постепенно физическая культура стала нелюбимым предметом, а от массового спорта осталось только название.

К 7-8 классу естественное стремление детей к движению начинает заметно угасать, сюда вмешивается и гормональные перестройки, а в старших классах всё большее количество школьников не хотят заниматься ни физической культурой, ни спортом.

Соблазнительно всё происходящее свалить на недостаточное количество спортивных залов, стадионов и инвентаря, что, конечно, имеет место и очень мешает. Однако мы считаем, главная сдерживающая сила – психология взрослых, сложившаяся за многие годы. Ведь даже родительская забота о здоровье ребёнка чаще всего проявляется в том, что его добросовестно лечат от уже проявившейся болезни или, стараясь уберечь от недуга, содержат в тепличных условиях, что до поры до времени позволяет сохранить иллюзию его здоровья. И только очень немногие семьи приобщают своих детей к физическим упражнениям, регулярному закаливанию, активному отдыху. Хочется отметить тренировки по легкой атлетике которые проходят в нашем манеже где температура воздуха от 4 до 9 градусов, но спортсмены тренирующиеся там не болеют простудными заболеваниями.

Состояние здоровья человека в большей степени зависит от объёма движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. С другой стороны, объём движений не может быть очень большим, что также может привести к ухудшению здоровья. Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в нашей стране, помимо трех обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные занятия, физические упражнения в режиме учебного дня. Но даже при самых благоприятных условиях сочетание обязательных и факультативных занятий по физическому воспитанию, общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить тот объём двигательной активности учащихся, который возможен в условиях специализированных детских спортивных школ.

Физиологический эффект от обычного школьного урока физической культуры на организм занимающегося зависит от его задач и характера учебной работы. Степень воздействия таких уроков на организм в целом и на вегетативные функции не велика. Однако, на дополнительных уроках, где больше времени отводится общей физической подготовке, нагрузка значительно увеличивается, что позволяет достигать должных научно-обоснованных норм двигательной активности.

Мало что изменит формальное увеличение количества этих уроков. Физическое развитие ребенка и все «зачетные показатели», достигаемые ребенком по мере его взросления, необходимо соотносить с индивидуальными особенностями каждого ребенка, состоянием его здоровья и физического развития. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Ведь для кого-то отжаться двадцать раз легко, а для кого-то и два раза — победа над собой. Порой комплексы неполноценности у взрослого человека своими корнями уходят в тот урок, когда он на виду у всего класса не смог подняться по канату. Поэтому очень важно, чтобы как на физкультуре, так и на других уроках учитывались индивидуальные достижения развития школьника. Для этого должны быть созданы условия, когда, например, на уроке физкультуры дети могли бы заниматься по разным программам. Текущие показатели их достижений должны соотноситься с теми, с которыми они пришли в школу. Урок физкультуры для ребенка должен быть уроком радости от ощущения себя в развитии: от того, что у него что-то неплохо получается.

Так что же нужно сделать, чтобы дети стали активнее, а главное систематически занимались физической культурой и спортом? Как возродить престиж физического совершенства и выработать у детей желание и потребность в физических занятиях и тренировках.

Очень важную роль в приобщении детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой играет их осознанное стремление. И это обстоятельство нужно учитывать. В старших классах добиться желаемого очень трудно, потому что уже прочно сформировалось негативное отношение к физической культуре, низок уровень физической подготовленности и мало остается времени для работы. Поэтому главное возрастное звено, за которое необходимо ухватиться и тянуть всем миром, -это школьники с 1 по 5, возможно, 6 класс. Их энергия требует активного выхода и реализуется, несмотря на то, что окружающие часто «нажимают на тормоза». Они охотно приобщаются к регулярным занятиям физической культурой и с увлечением соревнуются. Опыт показывает, что за несколько лет таких занятий формируется потребность в их продолжении и в старших классах.

Идеальной системой было бы продуманное соединение школьных уроков физической культуры, занятия в спортивной школе или секциях с домашней семейной физической культурой под руководством родителей. Нужно стремиться, чтобы в этой системе, семья была ведущим звеном, объединяющим все возможности, имеющиеся в школе, вне школы и дома.

Психиатрия давно отметила, что у людей, занятых физическим трудом, значительно меньше болезненных отклонений в психике. Поэтому семье необходимо, прежде всего, овладеть знаниями о правильном двигательном режиме, традиционном питании, методах и формах закаливания,

ЛИТЕРАТУРА

1.Анализ основных факторов, влияющих на здоровье. (Журнал «Основы безопасности жизни» 1996, №4. с. 40-51.)

2.Бальсевич В.К. Физическая активность человека. Киев, 1987

3.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М:.ФиС, 1989

4.Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М:.Просвещение, 2001

5.Литвинов Е.Н. Погадаев Г.И. Физкультура! Физкультура! Учебник для учащихся 5-7 классов. М,1999

6.Лях В.И. Двигательные способности школьников. М,2000