Аннотация

Развитие человека является одной из базовых функций образования. Показано влияние самообразования и государственно-общественной системы образования на развитие компетентности, личностных качеств, ценностей человека и его здоровьесбережение. Обоснована неоднозначность и потенциальная разнонаправленность влияния образования на развитие личных ресурсов человека.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Serikov Gennadiy Nikolaevich

Текст

научной работы на тему "ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

Методологические основания педагогики

УДК 378.04 + 378.03 ББК Ч448.44

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Г.Н. Сериков

Развитие человека является одной из базовых функций образования. Показано влияние самообразования и государственно-общественной системы образования на развитие компетентности, личностных качеств, ценностей человека и его здоровье-сбережение. Обоснована неоднозначность и потенциальная разнонаправленность влияния образования на развитие личных ресурсов человека.

Ключевые слова: образование, развитие человека, личный энергоресурс, самообразование, государственно-общественная система образования.

Развитие человека правомерно представлять как многомерное явление, сопровождающее его жизнедеятельность. Речь идет о том, что в процессе жизнедеятельности человека происходят изменения многих его свойств. При этом значительная часть изменений характеризуется тенденцией необратимости содержания соответствующих свойств. Тогда правомерно констатировать развитие таких свойств, как факт их качественных изменений. Отсюда следует, что развитие человека представляет собой факт качественных изменений его свойств. В своей целостности оно предстает как многомерное явление. Качественные же изменения отдельных свойств человека характеризуют факт их развития [7].

Заметим, что личный энергоресурс человека также подвержен изменениям, необратимый характер которых свидетельствует о его развитии. Отсюда понятно, что развитие личного энергоресурса человека предстает как важный аспект его развития в целом. Скорее всего, целостное развитие человека не сводится к развитию его личного энергоресурса. Однако важно иметь в виду, что целостное развитие человека невозможно без развития его личного энергоресурса. Более того, в основе целостного развития человека лежит развитие его личного энергоресурса. Поэтому развитие человека важно связывать с развитием его личного энергоресурса.

Развитие личного энергоресурса человека, с одной стороны, обусловлено его природоопределенными особенностями [1, 4-6, 9]. Это означает, что врожденные задатки (природоопределенный энергопотенциал) являются

внутренними предпосылками развития человека. Скорее всего, они неустранимы в принципе. Их следствиями становятся различия в изменениях тех или иных свойств людей, жизнедеятельность которых происходит в сходных социальных и экологических условиях. Именно врожденные задатки каждого человека предопределяют его индивидуальные особенности и обусловливают их феноменальную уникальность по сравнению с другими людьми.

С другой стороны, развитие человека явно обусловлено социальным образом его жизнедеятельности. Как представитель социального образа жизнедеятельности, человек, так или иначе, проявляет свои свойства в социальном экологическом окружении, которое небезучастно к тем или иным его проявлениям. Это, безусловно, может влиять на изменения отношений человека с окружением либо с собой, что, в свою очередь, ведет к изменениям в проявлениях каких-то его свойств. Различные социальные институты, в отношения с которыми вступает человек, вольно и невольно, целенаправленно либо случайно, влияют на его развитие.

Так как образование человека происходит в социально обусловленной среде, то он постоянно воспринимает и частично усваивает различную социальную информацию. Осознанная часть такой информации пополняет знаниевый энергоресурс человека и служит одним из оснований проявлений себя в отношениях с кем-то (чем-то). Корректное пользование усвоенными знаниями в отношениях с собой или с окружением может способство-

вать успехам в каких-то аспектах его жизнедеятельности. Неудачи же в пользовании соответствующими знаниями могут побуждать человека к рефлексии осуществленных отношений с собой или с окружением. В том и в другом случаях копится опыт пользования усвоенными знаниями в отношениях с кем-то (чем-то).

Тем самым, у человека растет определенность в целесообразности пользования теми или иными знаниями в продолжении отношений с собой и (или) с окружением. Достигая своеобразного критического значения, определенность в целесообразности пользования теми или иными знаниями в отношениях с кем-то (чем-то) становится одной из причин возможной необратимости мнения человека относительно полезности и личной ценности соответствующих знаний. При этом его компетентность относительно пользования усвоенными знаниями определенно будет зависеть от сложившегося в опыте мнения относительно их ценности и полезности не только для себя, но и для других.

Ясно, что непроизвольно осуществляющееся самообразование влияет на развитие компетентности человека в зависимости от меры его активности в отношениях с кем-то (чем-то), а также от содержания исполненных им социальных ролей. В этом аспекте образования на передний план развития человека выдвигаются его возможности проявлять свою активность в исполнении социальных ролей, а также для удовлетворения познавательных потребностей. Усваиваемые при этом знания не регламентированы извне, если нет необходимости пользования ими при исполнении социальных ролей. Овладевая какой-то информацией, человек самоопределяется относительно целесообразности намеренного (целенаправленного) самообразования.

Если человек определился с целесообразностью намеренного самообразования, то для его осуществления он обязан мобилизовать развившиеся энергоресурсы с целью реализации своих намерений. Отсюда ясно, что намеренное самообразование побуждает человека к активному пользованию развившимся энергоресурсом, руководствуясь лишь необходимостью достижения поставленных перед собой целей. В намеренно осуществляемом самообразовании он опирается, главным образом, на отношения с собой. Безусловно, осуществление самообразования влияет на развитие личного энергоресурса человека.

Если целенаправленное самообразование происходит постоянно, и человек настойчиво стремится к достижению поставленных познавательных целей, то его самообразование будет способствовать развитию не только знаниевого энергоресурса, но и жизненно важных психических свойств. Опыт самоуправления, необходимый в самообразовании, будет способствовать развитию субъектных способностей человека. Его знаниевый энергоресурс пополнится лично ценными элементами. Удовлетворение познавательных потребностей может способствовать не только расширению или углублению кругозора, но и явится основанием самоопределения относительно перспектив в продолжение жизнедеятельности.

Целенаправленно осуществляемое самообразование может оказаться полезным и в здоровьесбережении человека. Отбирая и осваивая информацию человековедческого направления, человек может использовать ее в отношениях с собой так, чтобы не наносить вреда своему здоровью во всех его измерениях. При этом следует помнить, что социальная информация о человеке и о здоровье-сбережении людей весьма разнообразна и разнопланова. Поэтому, отбирая и осваивая ее, человеку следует весьма осторожно относиться к пользованию ею в сбережении своего здоровья. Некритичное пользование соответствующими знаниями чревато угрозой ухудшения в целом здоровья человека либо в отдельных его аспектах (психическом, социальном, телесном).

Итак, развитие человека определенно зависит от его самообразования. Особенностью зависимости развития человека от самообразования является опосредованность социального влияния. Речь идет о том, что, с одной стороны, человек является невольно зависимым от доступной ему социальной информации. Формально он может игнорировать ее как субъект своей жизнедеятельности. Фактически же, она может проникать в его внутренний мир и непроизвольно фиксироваться в нем. С другой стороны, целенаправленное самообразование человек осуществляет по своей инициативе. Однако и при этом содержание самообразования отбирается из социального информационного пространства. С той и с другой сторон социальное влияние на развитие человека предстает как объективно существующие условия, сопровождающие его самообразование. Непосредственным же

субъектом самообразования является он сам. Поэтому и развитие человека в самообразовании в значительной степени зависит и от него самого.

Другое дело если речь идет об образовании человека в каких-либо организациях государственно-общественной системы образования. Здесь ведущим субъектом его образования становится административно-

педагогический персонал соответствующей организации, осуществляющей образование. Речь идет о том, что администрация и педагоги призваны устанавливать регламент образовательных отношений для образующихся людей. Каждому образующемуся человеку (обучающемуся) остаются субъектные полномочия, относящиеся к исполнению требований регламента, а также к возможностям самообразования в условиях установленного регламента. Поясним это.

Во-первых, каждому обучающемуся предписывается усваивать содержание образования, соответствующее нормативным требованиям, установленным в государственнообщественной системе образования в целом. При этом естественно, что одним и тем же нормативным требованиям могут отвечать различные варианты содержания образования. Поэтому администрация и педагоги каждой организации, осуществляющей образование, призваны разрабатывать собственные образовательные программы, соответствующие общим нормативным требованиям. Естественно, что качество образовательных программ зависит от квалификации работников.

Во-вторых, педагоги наделены правом выбора методов предъявления содержания образовательных программ обучающимся. Ясно, что выбор методов предъявления им содержания образовательных программ определенно зависит от квалификации педагогов. Речь идет не только об их профессиональной компетентности, но и о личностных качествах, проявляемых в педагогическом сопровождении образовательной деятельности обучающихся [3, 8]. Ведь от педагогов определенно зависят свойства проявления себя в образовательных отношениях с педагогами. Во взаимодействии с педагогами каждый из них определяется с личным отношением к исполнению своих полномочий. Именно на полномочиях базируются успехи в усвоении содержания образовательных программ.

В-третьих, каждый обучающийся значительную часть образовательной деятельности

осуществляет в группе. Вольно или невольно он оказывается подверженным влиянию со стороны соответствующей группы, с которым приходится считаться. Именно неформальное влияние группы может существенно сказываться на исполнении обучающимися своих образовательных полномочий. Ясно, что влияние группы на образование каждого человека может быть разным. Однако факт такого влияния на исполнение обучающимися своих полномочий по усвоению содержания образовательных программ несомненен.

Указанные особенности образования человека в организации государственно-общественной системы образования свидетельствуют о неоднозначности влияния соответствующих условий на его развитие. Определенно можно выявить две противоположные тенденции в развитии человека, участвующего в отношениях с представителями государственнообщественной системы образования. Охарактеризуем вкратце каждую из них.

С одной стороны, соответствующие отношения человека упорядочены усилиями профессионально компетентных сотрудников организации. Как субъекты управления образованием человека они призваны всемерно способствовать усвоению регламентированного содержания образования. Они обязаны вовлекать обучающихся в реализацию педагогически обоснованного замысла (проекта) образовательных отношений. Для этого сотрудники организации (прежде всего, педагоги) должны системно использовать арсенал средств влияния на учащихся. Делается это для того, чтобы всемерно способствовать реализации соответствующего замысла в отношениях с учащимися.

Обучающиеся, вовлеченные в такого рода образовательные отношения, обязываются исполнять те социальные роли в образовании, которые предписаны им соответствующим замыслом. Тем самым, каждый обучающийся становится объектом административно-педагогического влияния. Одновременно он объективно (в силу природоопределенной самости) является субъектом своей жизнедеятельности (следовательно, и образовательной деятельности). Отсюда ясно, что тенденции развития человека в образовательных отношениях будут зависеть от того, в какой мере педагогически обоснованный замысел соответствует готовности каждого обучающегося принять на себя предписанные ему роли в образовательных отношениях и добросовестно их исполнять.

В оптимистичном случае образовательные отношения определенно будут способствовать прогрессивному развитию личного энергоресурса человека. Это означает преобладание тенденции роста качественных показателей в развитии компетентности человека, социально значимых ценностных ориентаций. При этом не выявляются негативы в телесном и в психическом аспектах его здоровья. Такая идеализированная картина развития человека в образовательных отношениях с организацией государственно-общественной системы образования [2, 3, 7] должна служить ориентиром для всех участников соответствующих образовательных отношений.

В пессимистическом случае образовательные отношения обучающихся с государственно-общественной системой образования негативно сказываются на развитии его личного энергоресурса. Это означает, что происходит отвращение обучающихся от такого рода образовательных отношений. Это может приводить к негативному отношению человека к образованию в целом. Следствием же всего этого становится пессимизм относительно необходимости познания, ограниченный кругозор в отражении человеком реального мира, его стремление найти альтернативу в отношениях с собой и (или) с окружением. Ясно, что такая тенденция в развитии человека может оказаться опасной для него самого и проблемной для государства и общества.

В реальных образовательных отношениях человека с организациями государственнообщественной системы образования проявляются обе эти тенденции. Развитие же человека в образовании зависит от доминирования той или иной тенденции в образовательных отношениях с той или иной организацией государственно-общественной системы образования. Понятно, что востребованным является доминирование тенденции прогрессивного развития личного энергоресурса обучающегося. Добиться этого можно совместными усилиями администрации, сотрудников (прежде всего педагогов) и каждого обучающегося. Благодаря их сотрудничеству можно минимизировать негативы в реализации образовательных отношений и, следовательно, снижать угрозу негативной тенденции в развитии личных энергоресурсов обучающихся.

При этом следует иметь в виду, что, с другой стороны, возможности субъектов образовательных отношений ограничены. Прежде всего, надо иметь в виду совокуп-

ность социальных ограничений (правовых, этических, нормативных). Каждый субъект образовательных отношений должен руководствоваться требованиями, относящимися к его взаимоотношениям с другими людьми. Им надлежит ориентироваться на нормативы, регламентирующие содержание и объемы нагрузки, относящиеся к исполнению каждым из них профессиональных или образовательных компетенций. Субъекты образовательных отношений обязаны считаться с состоянием материально-технического и финансового обеспечения взаимодействия с партнерами, если оно соответствует установленным нормативам. Все это можно отнести к условиям взаимодействия субъектов образовательных отношений, существующим в соответствующей организации, осуществляющей образование.

К возможностям субъектов образовательных отношений относится и состояние энергоресурса каждого из них, которым они могут воспользоваться при исполнении возложенных полномочий. Речь идет о профессиональной квалификации представителей администрации и педагогов соответствующей организации, осуществляющей образование. Важную роль в профессиональной квалификации сотрудников такой организации играет не только компетентность, относящаяся к полномочиям каждого из них, но и личностный аспект здоровья. Ясно, что влияние администрации и педагогов на образовательную деятельность учащихся в полной мере зависит от профессиональной квалификации каждого из них.

Особое место в образовательных отношениях занимают личные энергоресурсы обучающихся, а также их нераскрывшиеся потенциалы. Дело в том, что реализация образовательных отношений направлена на развитие личных энергоресурсов обучающихся. В этом состоит одна из целей функционирования образовательной организации. В то же время наделение обучающихся субъектными полномочиями целесообразно делать с опорой на развившийся личный энергоресурс каждого из них. Если это удается сделать, то учащиеся в состоянии справиться с возложенными на них полномочиями. В противоположном случае учащиеся объективно не могут справляться с такого рода полномочиями. Следовательно, их ждет неудача в реализации такого рода образовательных отношений. Зависит же результат образования не только от учащихся,

но и от иных субъектов образовательных отношений.

Таким образом, развитие человека в государственно-общественной системе образования зависит не только (возможно - не столько) от него самого. Его личный энергоресурс развивается в зависимости от меры соответствия природоопределенным особенностям и

состояниям развившегося личного энергоресурса от специально организованного образовательного пространства в организации, осуществляющей образование. Фактически, как-то организованное образовательное пространство представляет собой комплекс административно-педагогических и профессиональноквалификационных условий развития личного энергоресурса человека. Такие условия отличаются интерактивностью влияния на человека. Другими словами, они целенаправленно побуждают его к соблюдению общих правил в образовательных отношениях с партнерами, даже если они противоречат его личным предпочтениям.

В целом же, самообразование и образование в организациях государственно-общественной системы образования являются важными факторами развития человека, прежде всего, его личного энергоресурса [7]. Самообразование способствует удовлетворению образовательных потребностей человека. Его образовательные отношения с представителями той или иной организации, осуществляющей образование, должны, поощряя социально

ценное самообразование, приобщать учащихся к усвоению нормативно регламентированного содержания образования. Оба аспекта образования человека по замыслу должны способствовать развитию его личного энергоресурса, полезного как в самореализации, так и при исполнении социальных ролей (см. рисунок).

На рисунке отражена зависимость развития человека как от участия в реализации образовательных отношений с организацией государственно-общественной системы образования, так и от самообразования. Совершенно очевидно, что без самообразования (которое может осуществляться и в образовательных организациях параллельно с усвоением содержания образования), образование человека становится оторванным от его природоопределенной специфики. Единство же самообразования и усвоения социально регламентированного содержания образования объективно может способствовать приобщению человека к социально значимым ценностям и одновременно сохранению его природоопределенной уникальности.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. - СПб. Питер, 2010. -288 с.

2. Волкова, М.А. Здоровье человека как вид личного ресурса / М.А. Волкова //Педагогическое сопровождение развития челове-

Зависимость развития человека от образования

ческих ресурсов: материалы Междунар.

науч.-практ. конф. 26 окт. 2010 г. / под ред. И.О. Котляровой, К.С. Бурова. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2011. - Ч 2. - С. 29-35.

3. Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека: моногр. /И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия». -188 с.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. стер. - М. Академия: Смысл, 2009. - 352 с.

5. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу; пер. с англ. А.М. Татлыбаевой; науч. ред. вступ. ст. и коммент. Н.Н. Акулиной. - СПб. Евразия, 1999. - 432 с.

6. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В.Н. Мясищев; под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, А.А. Пузырея. - М. МГУ, 1982. -С. 35-38.

7. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М. Мнемозина, 2002. - 416 с.

8. Сериков, Г.Н. Компетенция педагогов в содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Сибир. пед. журнал. - 2011. - № 4. -С. 263-268.

9. Соловьева, С.Л. Ресурсы личности / С.Л. Соловьева // Мед. психология в России. -2010. - № 2. - http://medpsy.ru (дата обращения: 1.12.2013).

Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Поступила в редакцию 18 февраля 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _______________2014, vol. 6, no. 2, pp. 11-17

THE IMPACT OF EDUCATION ON THE HUMAN BEING DEVELOPMENT

G.N. Serikov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Human development is one of the basic functions of education. The effects of selfstudy and state-and-public system of education on the development of competence, personality traits, human values and health safety are shown. The controversial and multidirectional character of education on the development of personal human resources is justified.

Keywords: education, human development, personal energy resource, self-education, state-and-public education system.

References

1. Anan'ev B.G. Chelovek kakpredmetpoznaniya [Man as an Object of Cognition]. St. Peterburg, Piter Publ. 2010. 288 p.

2. Volkova M.A. [Human Health as a Kind of Personal Resource]. Pedagogicheskoe soprovozhde-nie razvitiya chelovecheskikh resursov. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Pedagogical Support of Human Resource Development.Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Chelyabinsk, 2011, pp. 29-35. (in Russ.)

3. Kotlyarova I.O. Serikov S.G. Dopolnitel'noe obrazovanie cherez vsyu zhizn': razvitie lichnykh resursov cheloveka [Additional Education through Life: Personal Development of Human Resources]. Chelyabinsk, Ural'skaya akademiya Publ. 188 p.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Akademiya Publ. Smysl Publ. 2009. 352 p.

5. Maslou A.G. Dal'niepredely chelovecheskoypsikhiki [The Further Reachers of Human Nature]. St. Peterburg, Evraziya Publ. 1999. 432 p.

6. Myasishchev V.N. Struktura lichnosti i otnoshenie cheloveka k deystvitel'nosti [Personality Structure and Man's Relation to Reality]. Moscow, MGU Publ. 1982. 288 p.

7. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Human Development]. Moscow, Mnemozina Publ. 2002. 416 p.

8. Serikov G.N. Serikov S.G. [Competence of Teachers in Promoting Energy Saving Health of Students]. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal, 2011, no. 4, pp. 263-268.(in Russ.)

9. Solov'eva S.L. Resursy lichnosti [Personal Resources]. Available at: http://medpsy.ru (accessed 20.11.2013).

Received 18 February 2014