Скачать:

Предварительный просмотр:

*Влияние телевидения на здоровье детей*.

Телевидение  (ТВ), видеотехника, кино, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека. В настоящее время они во многом определяют поведение, личностное и общественное мышление. Это воздействие настолько велико, что средства массовой информации всерьез называют четвертой властью. Еще наполеон в свое время говорил, что пять газет могут сделать гораздо больше, чем хорошо вооруженная и обученная 100-тысячная армия. В печати много сообщалось об огромном разрушительном воздействии ТВ  на  детей и подростков. Детские психологи в настоящее время считают, что основными болезнями детей ХХ1 века будут болезни от ТВ и компьютеров. Но какой же вред приносит детям наш обычный домашний спутник, нет, не спутник, а теперь уже незаменимый член нашей семьи - телевизор? Вред от него мы видим троякий: облучение, приводящее к развитию нервно-соматических нарушений; астеноневротические и соматические нарушения, связанные с длительным сидением около телевизора (компьютера), общей обездвиженностью (гиподинамия); информационное воздействие, проявляющееся в психоэмоциональной сфере.

Дети проводят много часов подряд у телевизора или компьютера. Их внимание целиком направлено на экран. Эти дети как правило, мало читают, их интересы сужаются до размеров экрана. В результате память у таких детей слабеет, они начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны (как результат переживания событий, которых они насмотрелись в телепередачах). Утром они с трудом встают, чувствуют себя неотдохнувшими.

В школе эти дети бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач.

Развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми в классе, обидчивыми. Школьная успеваемость у них снижается.

Как результат длительного сидения и малоподвижного образа жизни может расстраиваться работа кишечника, ухудшается его перестальтика и развиваются запоры. Могут развиваться застойные явления в органах малого таза, что способствует развитию или усилению онанизма, что, в свою очередь, еще более астенизирует нервную систему. У детей появляются астеноневротические состояния, частые головные боли.

В результате интеллектуальное развитие таких детей замедляется, а черты характера ухудшаются. Соматические нарушения и малоподвижный образ жизни приводят к частой заболеваемости.

Страшным является и то, что результатом длительного сидения у телевизора может явиться ухудшение взаимоотношения этих детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами.

Здесь важно отметить, что дети настолько вживаются в мир, показываемый по ТВ, что его они впитывают в свою душу и стремятся жить по его заповедям. ТВ вольно или невольно кодирует поведение ребенка и подростка, заставляя жить по законам этого мира, который они впитывают в себя с его экранов. Кодирование при этом не обязательно может быть прямым, а опосредованным: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Безусловно, это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия, жестокости.

Особенно опасны для психического и интеллектуального развития детей электронные игры и специальные электронно-игровые приставки для телевизоров. Электронные игры настолько увлекают детей, что они забывают обо всем на  свете. Часами без отрыва могут сидеть у экрана ТВ или с электронной игрушкой.

Дети сидят у экранов и воюют с пошлыми персонажами, которых надо убивать или  от которых надо спасаться. Психологи сравнивают  воздействие «электронных монстров» на мозг детей с воздействием наркотиков.  Они считают, что эти «умные» (электронные) игры нисколько не развивают интеллект, а наоборот, закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, т. к, эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут не может быть. Об этом свидетельствуют так называемые «отрицательные теоремы математической логики», из которых следует, что роль рационального познания в общем постижении была очень мала». Эти игры не развивают творческую интуицию,

«Ни один истинно умный человек,— пишет В. Тростников,— не пользуется в жизненных дилеммах какими-то алгоритмами— это делают скорее шизофреники (так называемый резо нерский бред). Если бы качества, развиваемые азартными играми, на самом деле были полезными, то военачальниками, ставили бы лучших шахматистов — ведь игра в шахматы изначально была задумана как имитация военных действий. Однако сам акт имитации уже несет в себе редукцию такой степени, что подражание получается в корне отличным от оригинала. Нет сомнений в том, что Суворов проиграл бы в шахматы не только Каспарову, но любому второразряднику».

Необходимо также отметить, что электронные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям. Дети, «заболевшие» электронными играми, становятся непослушными, недисциплинированными. Они привыкают делать не то, что нужно, а то, что приятно.

Таким образом, влияние ТВ и электронных игр на развитие и здоровье детей не только не безразлично, но и прямо вредно и оказывает влияние как на физическое, так и на психическое здоровье и на духовное их развитие.

Но воздействие ТВ велико не только на детей, но и на взрослых. Сами того не подозревая телезрители подвергаются гипнотическому воздействию и теряют способность самостоятельно но мыслить, принимают за свое то, что навязывается им с экранов ТВ, погружаются в мир иллюзий, теряют ощущение реальности.

ТВ предлагает одну и ту же бездуховную пищу всем людям, и они из-за этого теряют индивидуальность, становятся духовно похожими друг на друга.