Влияние психологического здоровья педагога на воспитательно-образовательный процесс

Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое,

но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Будьте добрыми, если захотите;Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда.

Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Воспитатель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за день так истощаются, что к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются.

Но работа воспитателя связана не только с затратами, но и с особой, ни с чем не сравнимой радостью - ежедневным творчеством, неожиданными открытиями, живым общением с детьми, возможностью видеть, как растут и развиваются воспитанники.

И хотя многие печальные факты изменить пока невозможно - вроде низкой оплаты труда, физических перегрузок или конфликтной атмосферы, - задумаемся. как же нам ослабить давление ежедневных стрессов и не потерять чувствительность, не закрыться от сопереживания воспитанникам, которое во многом и придает смысл педагогической профессии?

Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного дошкольника и школьника, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья педагога. Очевидно, что только психологически здоровый педагог реально способен создать эмоционально - комфортную атмосферу в группе, обеспечивающую не только образовательную деятельность и развитие ребенка, но и его воспитание как личности.

Современная система образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям, способам деятельности и, конечно, к здоровью. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе - от нас требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом, проектировочными умениями т. д.). Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Все эти факторы могут привести к «эмоциональному выгоранию». Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенностью профессиональной деятельностью. Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность образовательной деятельности и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Характеризуя качества педагога дошкольного учреждения, необходимо подчеркнуть важность пластичности и легкости смены педагогом социальных ролей (роли учителя, советчика, друга, родителя и т. д. готовности принять позицию ребенка). В процессе дошкольного обучения воспитатель может выступать в качестве няньки, рассказчика, артиста и т. д.).

Психическое здоровье - состояние полного душевного благополучия. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если педагоги будут искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления своего здоровья, то они будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.

Согласно исследованиям, среди заболеваний педагогов ДОУ, связанных с их профессиональной деятельностью, наиболее часто встречаются: -патология голосообразующего аппарата; -психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.); -утомление глаз, снижение остроты зрения; -остеохондроз; -хроническая венозная недостаточность; -простудные заболевания, грипп. Для того чтобы предупредить их возникновение и развитие, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия.

Как правило, причинами нарушения голосообразования у педагогов являются общее переутомление, длительное систематическое напряжение голоса, частые ОРЗ, ларингиты, фарингиты и продолжающиеся воспалительные процессы в дыхательных путях. Чтобы сберечь голос, в шумной обстановке лучше не перекрикивать детей, а в спокойной - не переходить на шепот, т. к. в обоих случаях происходит раздражение голосовых связок.

Поскольку сотрудники ДОУ относятся к группе риска заражения гриппом и респираторными инфекциями, необходимы особые меры по профилактике этих заболеваний, особенно в осенне-зимний период. После работы, посещения массовых мероприятий, поездки в транспорте или контакта с человеком с признаками заболевания необходимо прополоскать горло и промыть носовые ходы раствором соды, фурацилина, слабо-розовым раствором марганцовокислого калия, раствором настойки календулы или эвкалипта. Носовые ходы можно также промыть мыльным или теплым солевым раствором. В период эпидемии гриппа рекомендуется смазывать носовые ходы Оксолиновой мазью. Прививки против гриппа проводятся в предэпидемический период: как правило, осенью (в октябре-ноябре). В целях повышения общей сопротивляемости организма необходимо регулярно выполнять комплекс гигиенической гимнастики, проводить закаливающие процедуры, совершать прогулки на свежем воздухе. В рационе питания должны обязательно присутствовать продукты, содержащие аскорбиновую кислоту (цитрусовые, шиповник, черная смородина, квашеная капуста, щавель, укроп, яблоки) и фитонциды (лук, чеснок). Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить развитие различных заболеваний, но и достичь снижения синдрома профессионального выгорания.

Также, р абота педагога связана с частыми микрострессами и нервно-эмоциональным напряжением. В борьбе со стрессом помогают: -переключение на другие виды деятельности; - разговор о наболевшем как с близким, так и с малознакомым человеком; - танцы и физические упражнения; - массаж и самомассаж.

Хочу поделиться способами снижения стрессового состояния, которыми периодически пользуюсь сама. Наиболее распространенный способ - массаж. Я применяю массаж Шиацу. Он известен как точечный массаж. В человеческом теле есть 15 точек, воздействие на которые оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.

• Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.

• Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.

• Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.

• Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.

• Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.

Также, есть замечательное упражнение «Звуковая гимнастика». Прежде чем приступить к ней, надо принять спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала сделать глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизнести звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Кроме того, советую, включать "антистрессовые" продукты в свой постоянный рацион питания. При этом повышается иммунитет, улучшается сон. Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты из них, заправленные йогуртом. Хорошо использовать мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника.

Мой самый любимый способ снижения стрессового состояния-музыка.

Музыка может помочь выплеснуть сильные разрушительные эмоции, например, агрессию. Нет определённых мелодий, мотивов и ритмов, универсальных для всех, способных снять стресс у любого из нас. Но, всё же, музыка сама по себе является мощным и популярным средством, способным помочь нам, снять напряжение. Слушать надо только ту музыку, которая вам нравиться, ваши любимые композиции, они отвлекают от состояния угнетенности, нервозности. Музыка погружает в легкий незаметный транс, гасит негативные эмоции, выводит из состояния стресса, но это должна быть ВАША музыка, та музыка, которую вы любите и слушаете постоянно.

Еще один способ снятия стресса- здоровый сон. Перед сном я стараюсь отбросить все тяжёлые, накопившиеся за день мысли. Как известно, чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днём.

Постарайтесь найти в течение дня время и посидите с закрытыми глазами, стараясь ни о чём не думать. При этом на вашем лице должна быть улыбка в течение 10-15 минут. Вы почувствуете спокойствие. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему.

И наконец, упражнение на расслабление «Белое облако» (под тихую музыку). Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы видите как оно медленно приближается к вам. Вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облако очень медленно подплывает к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. И наконец вы ступаете на него. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

Для себя вы можете выбрать подходящий метод снятия эмоционального напряжения и практиковать его регулярно. И через некоторое время вы почувствуете себя спокойным, уравновешенным в стрессовой ситуации. Главное умейте управлять своим стрессом.

Проблема здоровья педагогов заслуживает большого внимания, так как от их состояния здоровья зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Профессия педагога – это «работа сердца и нервов», писал Сухомлинский. Успешность нашей работы во многом зависит от того, насколько хорошо мы себя чувствуем. Педагог должен бережно относиться к собственному здоровью и помнить, что он входит в группу риска по различным профессиональным заболеваниям. Чтобы избежать различных заболеваний. необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Можно вместе с детьми выполнять зарядку, играть с ними в подвижные игры. Все дети мечтают о воспитателях, которые являются для них источником добра, безопасности, душевного тепла, источником вдохновения, радости, удивления. Такое общение педагога с детьми – главное условие воспитания здорового ребенка в ДОУ.

Список литературы:

1. Смирнов Н. К. Здоровье учителя: возможности самосовершенствования // Школа и производство. 2006. №5. С. 2-5.

2. Ермолаева Н. А. Здоровье как необходимое условие успешной профессиональной деятельности педагога// Методист. 2006. №5. С. 18-21.

3. Грицова Е. А. Условия труда и здоровье учителя// Директор школы. 2008. № 6. С. 99-103.

4. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагогов как важнейшее условие сохранения здоровья учащихся// Начальная школа плюс До и После. 2009. № 7. С. 91-93.