Текст

научной работы на тему "ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ". Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук"

Современное образование. Проблемы и решения Медицинские науки

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ

Линченко С.Н. Хан В.В. Грушко Г.В. Горина И.И.

Кубанский государственный медицинский университет Краснодар, Россия

Известно, что здоровье человека, как эндогенная экологическая среда, и здоровье биосферы, как экзогенная экологическая среда, тесно взаимосвязаны. Взаимодействие, взаимообусловленность, гармония факторов окружающей природы и факторов, составляющих здоровье человека, обеспечивают гомеостаз, стабилизацию адаптивных регуляторных систем и сохранение здоровья [1]. Дисфункция любой из этих составляющих влечет за собой дисбаланс в системе «человек - среда обитания».

Сохранение здоровья человеческой популяции - одна из наиболее актуальных проблем современного общества. Не случайно Всемирная Организация Здравоохранения уделяет пристальное внимание разработке программ, ориентированных на охрану и укрепление здоровья.

На конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) Россия была включена в группу самых неблагоприятных в экологическом отношении стран планеты. Ситуация в целом мало изменилась за прошедшие годы. Наибольшее опасение, как и раньше, вызывает экологическое состояние городской среды. Следует отметить тот факт, что если социально-экономическая нестабильность последних десятилетий, свойственная большинству регионов нашей страны, в настоящее время стала существенно снижаться, то неблагоприятная экологическая ситуация по-прежнему беспокоит как широкие общественные круги, так и представителей различных отраслей науки и практики. Проблема загрязнения атмосферного воздуха, водной среды и почвы остается острой, даже несмотря на значительный спад промышленного производства в последние два десятилетия [2-4, 6]. Ежегодно в пределах Российской Федерации только лишь в атмосферный воздух поступает свыше 30 млн. т выбросов промышленных предприятий, около 20 млн. т выхлопных газов, что соответствует 400 кг в расчете на каждого жи-

теля страны. На территориях с уровнем загрязнения атмосферы в пределах допустимых концентраций (ПДК) проживает всего 15% городского населения России, тогда как 73% - в условиях постоянного превышения ПДК токсичных веществ в 5-10 раз. Около 50 млн. человек проживает в городах, где уровень загрязнения воздуха систематически в 10 раз и более превышает допустимый. Одним из наиболее распространенных источников загрязнения окружающей среды в современном городе является автомобильный транспорт. Один легковой автомобиль в течение суток может выделять до 1 кг выхлопных газов, в составе которых содержится около 3% угарного газа, 0,6% окиси азота, 0,5% углеводородов, 0,006% окиси серы, 0,004% альдегидов и др. ингредиенты. Вклад автотранспорта в общий выброс учитываемых вредных веществ составляет в нашей стране в среднем 47%, причем в ряде регионов на его долю приходится более половины всех выбросов [5].

Долгое время у нас в стране и за рубежом важнейшими экотоксикантами окружающей среды признавались угарный и углекислый газы, оксиды серы и азота, синтетические органические вещества. В последние десятилетия их дополняют в загрязнении урбанизированных территорий соединения тяжелых металлов.

Наряду с антропогенными составляющими в комплексе влияния внешних условий на организм человека (загрязнение атмосферы, источников питьевой воды, выбросы парниковых газов и т. п.), другим важным компонентом остается совокупность природных климатогеографических факторов. В сумме они обусловливают особенности развития, функционирования и адаптации органов, систем и организма человека в целом, как субъекта и объекта среды. Важно обратить внимание на тот факт, что массированный прессинг на организм человека со стороны разнообразных экотоксикантов влечет за собой не только рост заболеваемости по ряду конкретных нозологических форм, но и существенным образом подавляет иммунную защиту, адаптивные механизмы, увеличивает затраты энергоресурсов клеток. Эти процессы могут отрицательно сказываться на продолжительности жизни, общей резистентности, работоспособности и пр. Устойчивость организма в отношении неблагоприятных климатических условий при этом также страдает.

Одним из ведущих путей профилактики экологически обусловленных заболеваний

может послужить разработка комплекса мер, направленных на снижение и исключение неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. Однако при современном состоянии экономики и финансов природоохранные мероприятия внедряются поэтапно, в связи с чем основной медикоэкологический эффект будет отсроченным. Кроме того, при существующих технологиях и очистном оборудовании обозначился предел экономической эффективности природо-

охранных мероприятий. Таким образом, параллельно со снижением масштабов загрязнения окружающей среды должна действовать система мер, поддерживающих и улучшающих состояние здоровья населения в сложившейся ситуации.

В числе наиболее эффективных факторов, снижающих при определенных условиях отрицательные воздействия среды на здоровье детей, актуальным является здоровый образ жизни, в том числе - физическое воспитание, так как известно, что двигательная активность способствует формированию потенциала адаптивных возможностей человека. Кроме того, физическую активность можно рассматривать как филогенетически детерминированный фундамент для широкого круга морфофункциональных характеристик и свойств человека.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразной разработка методического обоснования программ физического воспитания детей, подростков, молодых людей допризывного и призывного возраста с учетом различных внешнесредовых факторов: температуры, атмосферного давления воздуха, относительной влажности воздуха в условиях современной антропогенной среды. Это позволит расширить потребности, возможности и ре-

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ КГМУ

Богомазов А. Д. Разинькова Н.С. Брянцева И. И.

Курский государственный медицинский университет Курск, Россия

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками

зультативность занятий детского и взрослого возрастных контингентов физической культурой в рамках различных климатических условий, а в перспективе даст возможность изыскать новые резервы укрепления здоровья и улучшения демографических показателей населения нашей страны, эффективнее подготовить молодое поколение к службе в рядах защитников Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казначеев В. П. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. - Новосибирск: Наука, 1989. - 320 с.

2. Кучма В. Р. Современные проблемы разработки документов, регламентирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность детей и подростков // Гигиена и санитария. -2004. - №4. - С.49.

3. Линченко С.Н. Хан В.В. О влиянии экологических факторов на состояние здоровья молодежи призывного возраста в Краснодарском крае // Известия Акад. Пром. Экологии. -2006. - №1. - С. 12-16.

4. Линченко С.Н. Экологическое состояние окружающей природной среды и здоровье человека. - Краснодар, 2007. - 64 с.

5. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Г.Г. Онищенко, С.М. Новиков, Ю.А. Рахманин, С.Л. Авалиани, К.А. Буштуева. - М. 2002. -408 с.

6. Хан В.В. Линченко С.Н. Влияние экологических факторов на состояние здоровья молодежи в Краснодарском крае // Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности. - Ярославль, 2006. - С.101-105.

кие науки

использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам вызов разного профиля. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского