Влияния школьной среды на здоровье молодых людей

Системы школьного образования стран и областей, участвующих в исследовании HBSC, значительно различаются по всем параметрам - от национальной политики в области образования до ресурсов, выделяемых школам, причем внутри каждой страны школы тоже сильно различаются между собой.

Однако независимо от системы образования, школа оказывает огромное влияние на жизнь молодых людей во всех странах.

Школьная среда или психосоциальный климат в школе изучались главным образом с точки зрения улучшения успеваемости молодых людей, однако они представляют огромный интерес и точки зрения здоровья.

Молодые люди, которым нравится ходить в школу, чаще испытывают чувство удовлетворенности собой и сообщают о высоком уровне субъективного благополучия.

Напротив, молодые люди, которым не нравится школа, чаще учатся неудовлетворительно, что может приводить к ощущениям стресса.

Это, в свою очередь, может приводить к субъективным жалобам на здоровье и к низкой степени удовлетворенности жизнью.

Очевидно, что эта связь является двунаправленной, то есть молодые люди, у которых меньше субъективных жалоб на здоровье и которые больше удовлетворены жизнью, с большей вероятностью будут хорошо учиться в школе.

Изучение влияния школьной среды на здоровье и благополучие молодых людей как в школе, так и в целом представляет большую ценность.

Школа относится к числу основных сред, в которых дети живут на протяжении по крайней мере 9-10 лет своей жизни.

Так как молодые люди проводят в школе по 6-8 часов в день, выполняя свою работу учащихся, их положение можно сравнить с положением взрослых в их рабочей среде.

Научными исследованиями было установлено, что психосоциальные аспекты рабочей среды оказывают влияние на здоровье взрослых, оцениваемое с их слов, и на их гигиеническое поведение.

По аналогии с этим, повседневная жизнь в школе также может оказывать влияние на здоровье и благополучие молодых людей, хотя точный характер этого влияния менее очевиден.

Наш интерес к изучению жизни молодых людей в школе основывается на выявленной предыдущими обследованиями в рамках HBSC тесной зависимости между отношением к школе и состоянием здоровья со слов учащегося и его гигиеническим поведением.

Чем больше молодым людям нравится школа, тем меньше они склонны к курению или употреблению алкоголя и тем больше вероятность того, они будут чувствовать себя довольными жизнью.

Для того, чтобы лучше понять формирование здоровья и гигиенического поведения молодых людей, необходимо определить аспекты школьной среды, которые усиливают или ослабляют чувство удовлетворенности.

С этой точки зрения школу можно рассматривать как ресурс укрепления или как фактор риска для здоровья молодых людей.

Поскольку отношение к школе несомненно оказывает влияние на здоровье и гигиеническое поведение молодых людей, оно является одним из ключевых концепций исследования HBSC.

В исследование также включена успеваемость молодых людей, чтобы определить, каким образом она связана с отношением к школе и, возможно, со здоровьем, оцениваемым со слов молодых людей, и гигиеническим поведением.

В исследованиях рабочей среды взрослых эта среда рассматривается на уровне всей организации и целостно, и ставится цель изучить воздействие организации труда на удовлетворенность работой и на общее состояние здоровья и благополучие.

При этом изучаются три ключевых аспекта рабочей среды: самостоятельность и контроль, субъективно воспринимаемые требования и субъективно воспринимаемая поддержка.

Основной акцент делается на то, каким образом уравновешиваются контроль и требования и каким образом поддержка компенсирует любой субъективно воспринимаемый дисбаланс.

В исследовании HBSC были выбраны эквивалентные концепции: поддержка сверстников и субъективно воспринимаемая школьная нагрузка или требования.

Это позволяет изучить связь между психическим напряжением и поддержкой с одной стороны и удовлетворенностью молодых людей школой и успеваемостью с другой.

Межличностные отношения, складывающиеся в школьном коллективе, могут иметь большое значение для благополучия молодых людей.

Особое внимание уделяется поддержке, поскольку отношения между сверстниками имеют в жизни детей школьного возраста ключевое значение.

Субъективно воспринимаемая школьная нагрузка может иметь особенно большое значение для восприятия молодыми людьми нервного напряжения, и, следовательно, для здоровья.

Наконец, отношение к школе связано с академической успеваемостью. Дети, которым нравится школа, обычно учатся лучше, и наоборот. Более того, все эти четыре концепции пересекаются друг с другом.

Например, учащимся, которые испытывают высокий уровень школьной нагрузки, школа, вероятно, будет нравиться меньше, особенно если они не получают высоких оценок или не ощущают поддержки сверстников.