Признаки состояний психического здоровья

Психические состояния здоровья

Здоровье человека - как научная, так и практическая проблема - принадлежит к глобальным проблемам человечества На первый план выходят исследования условий труда, отдыха, свободного времени человека - его досуга, мотивов поступки и поведениеи.

Цель раздела - определить способы психодиагностики здоровья, основываясь на:

- способе понимания и толкования понятия здоровья;

- концептуальных основ психодиагностики здоровья, ее целью, исходя из которой открывается возможность определять степень психосоматического здоровья здорового человека - его творчества;

- обосновании предмета психодиагностики, является основой для системы испытания и определения психических состояний здоровья и их трансформации в процессе развития человека

Потому психическое здоровье человека - естественная ее свойство

Вопрос экспресс-оценки нагрузки человека и состояния здоровья ее души и тела в последнее время заинтересовало ученых, работающих в области пси-холого педагогических наук Прежде практических психологов, поскольку ки психические состояния - и особенно утомляемость - относятся не только к физиологии, но имеют и чисто психологический аспект, потому отвечают на вопрос - будет или не будет оптимально развиваться у человека м еханизм творчествеі.

Традиционно показателем здоровья населения является количественная характеристика его заболеваемости в определенных местностях Целью же психологии является не диагностика здоровья по количественным показателям заболеваемости насе елення, не физическое развитие человека, хотя и он имеет важное значение, а также не процесс перехода от болезни к здоровью 'я.

Психическое состояние - характеристика человека-ее свойство, которое можно измерять Она отражает сравнительно длительно существующие системы признаков, черты или приметы, специфические для данного человека Это - ее положение на как кийсь определенный момент - богатство или бедность души и телла.

Человечество накопило большое количество критериев здоровья: здоровый дух в здоровом теле (Ювенал), душевное здоровье - духовное состояние, способность тела и духа, здоровья определяет ценность личности и т.д. Нап пример, Бенедикт Спиноза, касаясь проблемы душевного здоровья, утверждал: тот, кто руководствуется разумом, всегда находится под влиянием только одного добра.

Исключительные требования к здоровью человека определены в уставе (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов\" Здоровье человека - проблема, решение которой заключается в достижении ею состояния гармонии, ее развития и содержании оптимального психического здоровья на всю жизнья.

Отсюда вытекает необходимость различения: а) психических состояний здоровья человека и б) психических состояний Здоровье здорового человека Поскольку современной классификации состояний здоровья пока не существует, скористуе сражаемся представлениями Авиценны о состояния здоровья тела Тела и, разумеется, души, потому что они - противоположности в единстве мыслящего тела и действующей души человекни.

Нами изучались зависимость состояний психического здоровья человека от состояний механизма творчества, типичных черт и их активности и на этой основе оказывались критерии психического здоровья человека

Предполагалось доказательства следующих положений:

- применение системного подхода и принципа целостности помогает открыть новые предметы исследования и перейти от изучения строения и формирования высших психических функций к активности имеющихся качеств и свойств психики и тела человека в их взаимосвязи - механизмов психики

- психическое здоровье характеризуется не только отсутствием болезней и физических дефектов у человека, но и состояниями механизма творчества, взятыми за основу классификации, они - критерии для определения и оценки состояний посредством имеющихся качеств и свойств его составляющих и направленности человека на: а) самосохранения, б) потребление информации и энергии, в) творчество, и определяет производительность д й человека

- механизм творчества - прижизненное новообразования из составляющих души - мышления, чувств и воображения и тела человека - психомоторики и энергопотенциала;

- механизм творчества - орудие и средство реализации целей, следствием чего является: а) материально-вещественные преобразования, б) преобразования социальных структур и отношений и в) самоперстворення субъекта действий, способность тного совершать открытия, изобретения и создавать художественные образ.

Методы исследования Принцип дихотомии С его помощью осуществляется дихотомическое деление объема понятия \"психическое здоровье\" на два противоречащие друг другу видовом понятии: одно - характеризуется имеющихся ностью известной признаки, а второе - ее отсутствием Так деление понятия \"психическое здоровье\" дает две группы его видов: \"психическое здоровье\" и \"психическое не-здоровье, есть психическая болезнье не-здоров'я, тобто психічна хвороба".

Основанием дихотомии понятия \"психическое здоровье\" является не изменчивость признаки его предмету, а наличие ее или отсутствие Само же понятие \"психическое здоровье\" дихотомия делит на две части противоположных его в свойств психики человека: она может находиться во многих состояниях в пределах \"предельно здоровая\" и \"не здорова и не болен\" Мы воспользуемся классификации состояний здоровья, которую предложил Авиценнастанів здоров'я, яку запропонував Авіценна.

Признаки \"психическое здоровье\" и \"психическое нездоровье\" в полной мере исчерпывают объем понятия, разделено на две части Если понятие \"психическое здоровье\" раскрыть через разделение его на состояния, граничащие мы иж собой, то остается часть понятие, содержащее в себе частицу нтя, що містить у собі частку не.

2 Метод комбинаторики - прием нахождения возможных сочетаний из заданного количества составляющих механизма творчества

3 Непосредственное экспертная оценка его состояний у учащихся и студентов Экспертами в наших исследованиях были учителя, которые повышали квалификацию в институте усовершенствования учителей Подготовка экспертов в включалала:

1) овладение основами концепции механизма творчества (лекционная часть курса - 10 часов) и практическое развитие исследовательских способностей и сдачи экзамена:

2) знание \"критериев состояний механизма творчества\", которые \"накладывались\" на состояние ученика, и обьективувало его оценку;

3) развитие умения составлять психологическую характеристику действенности ученика, отвечая на стандартные вопросы

Описательная характеристика состояний механизма творчества состояла из анализа ответов на вопросы:

а) Как ученик действует в учебно-воспитательном процессе?

б) Как он относится к другим ученикам?

в) Как к нему относятся его одноклассники?

2 метода независимой экспертной оценки обследовано около 8 тысяч учеников от 13 до 17 лет

На втором этапе наряду с определением состояний механизма творчества учащихся, эксперты оценивали его состояние и распределяли по группам: однодию-чей, дводиючий и гармоничный

Мы исходили из того, что механизм творчества - является механизмом преобразования дискомфорта на комфорт, механизм воплощения - совершенствование гармоний существует в каждом из нас Чтобы он действовал, надо гармонично развивать и все складові.

Причем в оптимальном состоянии психического здоровья должны находиться и душа (мышление, чувства и воображение), и тело (энергопотенциал и психомоторика) Чтобы вы себя не заводили в заблуждение, предупредим сразу: никаких х компенсаций в этой целостности не бывает 1 тогдаі:

1) мышление, чувства и воображение находят в дискомфорте новые задачи;

2) психомоторика их решает;

3) энергопотенциал дает жизнь действиям (познавательным, нравственным, эстетическим)

Из этого и вытекают направления индивидуализации обучения и воспитания Потому у юношей разные силы мышления, чувств и воображения и соответственно - разные пропорции их в механизм и творчества: этим и отличаются люди друг от другао.

Составляющие механизма творчества (мышление, чувства, воображение) упорядочены методом комбинаторики и определено число вариантов сочетаний Сочетание составляющих механизма творчества предусматривает, в каких состояниях он м может находиться и чем они существенно отличающих учащихся по манере действий, поведения и творческого потенциалу.

Итак, на основании оценки состояний с помощью \"матрицы\" - изображение сообщений составляющих механизма творчества, эксперты определяли три ведущие группы состояний и профильную направленность на работу с информац этой и преобразования энергии.

Хотя механизм творчества - неделимая целостность, но в ней отдельные составляющие могут находиться в определенных состояниях дееспособности: а) работать вместе б) усиливать друг друга в) исключать из активности одна а одну В таком случае говорится о зонах мощности механизма творчества:

1) гармоничный - человек работает творчески (мудрец, гений, талант);

2) дисгармоничный - человек теряет естественную способность к творчеству и направляет свои силы на сохранение своего комфортного состояния и достижений ноосферы (дилетант и эрудит);

3) разруше-человек находится на грани нормы и патологии, способна к механической (умственной и физической) работы, \"аварийная\" в действиях и поведении (исполнитель)

Отдельную группу составляют учащиеся, работающие преимущественно силами памяти: их называют \"извращенец\" Независимая экспертная оценка и беседы с учащимися, выяснила, что они еще с начальной школы натренированные на запа амьятання больших объемов информации без осмысления ее содержания, берут его силами памяти: запоминают, хранят и затем воспроизводят материал как копию оригиналу.

А в средней и в старшей школе так же продолжают действовать с установками на буквальное воспроизведение заученного Ученики не знают, какой именно материал усваивают работой механизма творчества, а какой - силами о оцесив памяти К тому же, память - не механизм творчества, а условие, хранилище материаллу.

Итак, на основании оценки состояний с помощью \"матрицы\" - изображение сообщений составляющих механизма творчества - эксперты определяли три ведущие группы состояний и профильную направленность на работу с информа ациею и преобразования энергии.

Среди относительно самостоятельных состояний механизма творчества типизированных:

Однодиючи: 1 мышления 2 Чувство 3 Воображение

Дводиючи:

4 Мышление-чувство

5 Мышление - воображение

6 Чувство - мышление

7 Чувства - воображение

8 Воображение - мышление

9 Воображение - чувство

Гармонические состояния механизма творчества:

10 Мышление - чувство - воображение

11 Мышление - воображение - чувства

12 Чувство - мышление - воображение

13 Чувства - воображение - мышление

14 Воображение - мышление - чувство

15 Воображение - чувство - мышление

Что мы имеем? по пропорциям силы составляющих достигнет четырехзначного числа Среди них только 6 (!) Оптимальных психических состояний, когда человек способен к творческим действиям, а другие - состояния механизма творчества, которые имеют те или др. вые дефекты, а следовательно, и ущербное психическое здоровьев'я.

Особенности функциональных недостатков в механизме творчества:

А Механизмы творчества обычных учеников находятся в состояниях:

1 Гармоничное состояние механизма творчества - 11,33%

2 Дводиючий - 50,25%

Экспертной оценке подверглись 300 учеников, составлен более 150 характеристик-описаний учеников-отличников и определенные связи состояний механизма творчества с успешностью обучения

Б Механизмы творчества учащихся-отличников находятся в состояниях: