Факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся

Дезадаптационные состояния учащихся:

  • часто отвечает не по существу, не может выделять главное;
  • долго переживает неудачи в течение урока;
  • с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры ;
  • при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо;
  • долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
  • требует к себе постоянного внимания со стороны учителя ;
  • по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
  • с трудом усаживается для выполнения домашнего задания;
  • заметно не любит урок, томится, оживает только напеременах;
  • не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания;
  • почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;
  • после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.

Состояния соматического дискомфорта

Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры. Причиной «першения» в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах. Жалобы отдельных школьников на резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза руками.

Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью. беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и т.п. он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний. При значительном числе учащихся, пребывающих на уроках в подобных состояниях, необходимо интенсифицировать работу медицинского кабинета, провести специальные медико-педагогические и гигиенические исследования.

Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфорта

  • нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно);
  • повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях парового отопления или электрических обогревателях;
  • неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, в частности от работы электрических обогревателей; накопление в воздухе веществ, обусловленных антропогенным фактором, т.е. обычными выделениями человеческого тела - то, что называется плохо проветренным помещением;
  • нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции (школы. класса) в классные помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся (особенно отвечающие у доски) и учитель;
  • воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света); - недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети «боятся пошевелиться» (обычно в начальной школе и детских садах);
  • длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).

Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся

Активно обсуждаемые и изучаемые:

  • перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса ;
  • несовершенство учебных программ и технологий;
  • авторитарный стиль преподавания;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • использование преимущественно обучающих технологий. в ущерб воспитательным ;
  • недостаток двигательной активности учащихся;
  • неправильное питание учащихся;
  • несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
  • недостаточное финансирование школы .
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:
  • дидактогенная организация образовательного процесса;
  • недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
  • недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий ;
  • низкий уровень культуры здоровья учащихся. их неграмотность в вопросах здоровья;
  • слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
  • неблагополучное состояние здоровья учителей;
  • недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
  • стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
  • несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
  • несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым .

Причины, вызывающие утомление учащихся

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • негативные особенности традиционной системы школьного обучения ;
  • перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
  • переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса ;
  • несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.
Признаки переутомления
  • Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
  • Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);
  • Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);
  • Снижение иммунитета.
Причины переутомления
  • учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения;
  • невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;
  • неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели;
  • недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».