ГИГИЕНА

— медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Поэтому и основные задачи гигиенич. исследований, проводимых в СССР, определены системой гос. общественных и мед. мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения.

Гигиена — сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в развитии Г. сыграли основоположники отечественной медицины С. Г. Зыбелин и М. я. Мудров, к-рые ебобщили и разработали систему гигие-иич. мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники отечественной гигиенич. науки Ф. Ф. Эрисман,     В.  Г.  Хлопин   и   др.   Самобытный характер развития Г. в России был связан с деятельностью земских сан. учреждений. Однако гигиенич. наука в царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком уровне. Ежегодно умирало ок. 1 млн. чел. от эпид. заболеваний и почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.

После Великой Октябрьской социалистической революции положение коренным образом изменилось. В Программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде в марте 1919 г. были определены основные принципы советского здравоохранения, в частности профилактическая направленность здравоохранения (см. Здравоохранение в СССР). Проводимые в первые годы Советской власти сан.-гиг. мероприятия приобрели гос. значение и послужили началом становления советской гигиенич. науки. Фундаментом для этой науки явились ленинские идеи об общественном здоровье, а личное участие В. И. Ленина в обеспечении сан. благополучия в стране послужило мощным стимулом для быстрого развития этой науки. Постепенно из общей гигиены, в к-рой рассматривались фактически все сан.-гиг. проблемы, выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, военная гигиена, а в дальнейшем радиационная гигиена, космич. гигиена и т.  д.

Коммунальная гигиена — раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей среды на здоровье и сан. условия жизни населения. На основе изучения этих факторов разрабатываются гигиенич. нормативы и сан. мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий жизни  населения.

Исследования в области коммунальной Г. направлены на изучение неблагоприятных химич. физич. и биоло-гич. факторов окружающей среды и разработку сан. правил, гигиенич. положений и нормативов по Г. атмосферного воздуха, Г. воды и водоснабжения, сан. охране водоемов, Г. почвы и сан. очистке населенных мест, Г. жилых и общественных зданий, Г. планировки и застройки населенных мест (см. Благоустройство населенных мест). Контроль за соблюдением сан. правил, гигиенич. рекомендаций и нормативов осуществляет Санитарно-эпидемиологическая, служба СССР через санитарно-эпидемиологические   станции.

Строительство, реконструкция и пуск в эксплуатацию коммунальных объектов, очистных и других сооружений допускаются только с разрешения органов сан. надзора (см. Санитарный надзор государственный). К решению задач коммунальной Г. привлекаются также инженеры по сан. технике, строители, архитекторы.

Гигиена питания — раздел гигиены, изучающий проблемы полноценного и рационального питания здорового человека (см. Питание). Вопросы питания больных и принципы лечебного питания разрабатываются диетологией (см. Диета).

Исследования по Г. питания направлены на обоснование оптимального режима и характера питания населения, а также предупреждение заболеваний, возникающих при недостатке в продуктах питания тех или иных пищевых веществ или вследствие попадания в организм с пищей микроорганизмов, способных вызвать заболевание, токсинов и различных химич. веществ.

Изучение питания здорового человека производится с учетом возраста, профессии, физич. и нервно-психич. нагрузки в процессе труда, условий быта и коммунального обеспечения, а также национальных и климатогеографич. особенностей. Г. питания разрабатывает нормы питания, меры профилактики авитаминозов и гиповитаминозов (см. Витаминная недостаточность). Важной проблемой Г. питания является изучение энергетич. затрат организма и его потребности в белках, жирах, углеводах, минерал, солях, витаминах у различных проф. групп населения, напр, у рабочих пром. предприятий с различной степенью механизации и автоматизации труда, лиц умственного труда и др. Увеличение количества людей пожилого возраста выдвинуло перед Г. питания задачу научного обоснования режима питания пожилых людей (см. Питание, в пожилом возрасте). Г. питания занимается разработкой методов контроля качества продуктов на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности и в торговой сети, направленных на своевременное предупреждение проникновения или внесения в продукты питания посторонних, в т. ч. вредных, веществ, а также разработкой мероприятий по профилактике пищевых отравлений, токсико-инфекций (см. Токсикоинфекции пищевые), интоксикаций. Г. питания занимается изучением биологич. ценности, химич. состава и калорийности как традиционных, так и новых пищевых продуктов. Результаты этих исследований в СССР издаются в виде официальных таблиц калорийности и химич. состава продуктов. В задачи отделов Г. питания СЭС входит предупредительный и текущий сан. надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией предприятий пищевой промышленности, торговли,  общественного питания.

Гигиена труда, или профессиональная: гигиена — раздел гигиены, изучающий воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки сан.-гиг. и леч.-проф. нормативов и мероприятий, направленных на. создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня  трудоспособности  человека.

В условиях пром. производства на человека нередко воздействуют низкая или высокая температура воздуха, сильное тепловое излучение, пыль, вредные химич. вещества, шум, вибрация, электромагнитные волны, а также самые разнообразные сочетания этих факторов, к-рые могут привести к тем или иным нарушениям в состоянии здоровья, к снижению работоспособности. Для предупреждения и устранения этих неблагоприятных воздействий и их последствий проводится изучение особенностей производственных процессов, оборудования и обрабатываемых материалов (сырье, вспомогательные, промежуточные, побочные продукты, отходы  производства)  с   точки "зрения  их влияния на организм работающих; сан. условий труда (метеорологич. факторы, загрязнение воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ультразвук и др.); характера и организации трудовых процессов, изменений физиология, функций в процессе работы. Детально исследуется состояние здоровья работающих (общая и профзаболеваемость), а также состояние и гигиенич. эффективность сан.-техн. устройств и установок (вентиляционных, осветительных), са-нитарно-бытового оборудования, средств индивидуальной  защиты.

В СССР, социалистических, а также в нек-рых капиталистических странах (США, Англия и др.) широко используется система гигиенич. нормирования предельно допустимых концентраций неблагоприятных химич. веществ в воздухе рабочей зоны и нек-рых физич. факторов (температура воздуха, влажность, шум, вибрация и т. д.). Гигиенич. нормативы, установленные в СССР, гарантируют сохранение здоровья работающих. Выполнение этих нормативов является обязательным для администрации предприятий, хозяйств и учреждений, что закреплено законодательством (см. Законодательство о  здравоохранении).

Все более широко внедряемые поточные и конвейерно-сборочные линии, механизация и автоматизация трудовых процессов, освобождая работающего от тяжелого физнч. напряжения, предъявляют повышенные требования прежде всего к состоянию нервной системы и зрению. При выполнении подобных работ крайне важно установить такой режим труда и отдыха, чтобы он обеспечивал высокую производительность труда, не нарушая физиология, реакций организма на протяжении всей рабочей смены.

К решению задач Г. труда привлекаются также специалисты пром. вентиляции и пром. освещения, конструкторы машин и инструментов, технологи-строители и организаторы производства. См. также Гигиена труда в промышленности.

Гигиена детей и подростков — раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенич. рекомендации для постановки учебно-воспитательного и трудового процесса в школах, профтехучилищах и детских учреждениях.

В нашей стране Г. детей и подростков получила принципиально иное, новое направление по сравнению со школьной Г. к-рая существует в ряде других стран и занимается решением частных проблем школ. У нас исследования в области Г. детей и подростков направлены на гигиенич. обоснование организации учебно-воспитательного и трудового процесса, на изучение комплексно-то влияния факторов окружающей среды на организм детей и подростков, на обоснование сан. норм строительства детских учреждений. Важное место в работе медиков, работающих в области Г. детей и подростков, отводится мероприятиям по профилактике утомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных занятий для учащихся, обучающихся в средних учебных заведениях различных отраслей промышленности.

Врачи школьных отделов СЭС и врачи, работающие в школах, контролируют физич. состояние и развитие детей и подростков, следят за правильной организацией физкультурных занятий, за учебной нагрузкой, а также за сан. режимом школ и детских учреждений. См. также Дошкольный возраст, Подростковый возраст, Школьный возраст.