565656-0bnbnb.jpg

Решение второй задачи предполагало выявление изменений в функциональных показателях учащихся влиянием занятий туризмом в туристско-краеведческом кружке.

 

Так, согласно таблице 3.2 и ученики по индексу Руфье распределялись следующим образом. Выявлена ??положительная динамика изменений этого показателя у детей.

Таблица 3.2
Распределение учащихся по индексу Руфье на разных этапах эксперимента (%)
Уровень показателя Начало эксперимента Конец
эксперимента
Высокая работоспособность - 4,0
Хорошая работоспособность - 8,0
Средняя
работоспособность 6,3 48,0
Удовлетворительная
работоспособность 18,7 14,0
Плохая
работоспособность 75,0 26,0

Количество детей с высоким и хорошим уровнем работоспособности в начале эксперимента составляла 0%, а в конце эксперимента уже 4,0% и 8,0% соответственно. Количество детей со средним уровнем работоспособности выросла до 48,0% с 6,3% по сравнению с началом эксперимента. В конце эксперимента также снизилось количество детей с удовлетворительным и плохим уровнем работоспособности (до 14,0% и 26,0%).

Рис. 3.1 Распределение учащихся по индексу Руфье на разных этапах эксперимента (%)

Результаты оценки возбуждения и тонуса ВНС учеников по показателю ортостатической пробы показывают, что количество детей с нормой данного показателя увеличивается в конце эксперимента до 63,9% (23 ученика) (таблица 3.6). А количество учеников с неудовлетворительным уровнем этого показателя уменьшилось и составило уже 11,1% (4 ученика).

Таблица 3.3
Распределение учащихся по показателю ортостатической пробы (% (лица))
Уровень показателя Начало эксперимента Конец
эксперимента
Норма 33,3 (12) 63,9 (23)
Удовлетворительное 36,2 (13) 25 (9)
Неудовлетворительное 27,8 (10) 11,1 (4)

Рис. 3.2 Распределение учащихся по проказник ортостатической пробы на разных этапах эксперимента (%)

Анализ функционального состояния сердечно-сосудистой системы с выполнением 20 приседаний учеников показал следующее (таблица 3.4). Обнаружена аналогичная ситуация относительно распределения учащихся по уровням этого показателя. Так, количество учащихся с низким уровнем работоспособности уменьшилась до 0% по сравнению с началом исследования (11,1%). А количество учеников с отличной работоспособностью, наоборот, выросла до 30,6% с 11 1%.

Таблица 3.4
Распределение учащихся по показателю функциональной пробы (% (лица))
Уровень показателя Начало эксперимента Конец
эксперимента
Отличная работоспособность 11,1 (4) 30,6 (11)
Хорошая работоспособность 22,2 (8) 47,2 (17)
Удовлетворительная
работоспособность 55,6 (20) 22,2 (8)
Низкая
работоспособность 11,1 (4) 0 (0)

Рис. 3.3 Распределение учащихся по проказник функциональной пробы на разных этапах эксперимента (%)
Примечание: ПЭ - начало эксперимента;
КЭ - конец эксперимента

Количество детей с хорошей работоспособностью увеличилась до 47,2%, а с удовлетворительной до 22,2% уменьшилась по сравнению с началом эксперимента (55,6%).
Таким образом, исследованиями подтверждено тот факт, что содержание разработанной программы туристско-краеведческого кружка для детей и родителей с целью повышения функциональных возможностей организма, физической подготовленности, показателей здоровья детей младшего школьного возраста значительно повышает уровень физического здоровья детей.
Согласно таблице 3.5 установлено, что результаты детей в конце эксперимента значительно увеличились по всем тестам.

Детальный анализ результатов тестирования показателей физической подготовленности учащихся свидетельствует о том, что средние результаты детей выше средний балл школьной программы почти по всем физическим качествам.
Итак достоверный прирост результатов у девочек состоялся по всем тестам. Так в беге на 30м результат девочек вырос по сравнению с началом эксперимента (6,2?0,1 с) в 5,6-0,2 с. Достоверность различий составила 2,68. Аналогичная ситуация выявлена ??и в прыжке с места - с 140,0?2,8 см до 154,8?3,1 см. Достоверность различий составила 3,54. В наклоне туловища результат девочек в начале эксперимента составляла + 9,1?0,5 см, а в конце - + 12,7?1,7 см. Достоверность различий составила 2,03. В проявлении силы рук достоверность различий между показателем девушек в начале эксперимента (8,6?0,9 раз) и в конце (12,0-0,2 раз) составила 3,69.

У мальчиков результаты также выросли в конце эксперимента по сравнению с началом по всем тестам, но достоверность различий установлена ??лишь в сгибании и разгибании рук и бега на расстояние.
Рассматривая относительный прирост показателей детей установили следующее. У девочек он почти по всем тестам превышал 10% (таблица 3.6, рисунок 3.4).
Относительный прирост показателей у девочек оказался больше, чем у мальчиков по всем тестам. Особо следует отметить прирост показателей девочек в гибкости (39,6%), силе мышц рук (39,5%) и скоростно-силовых способностях (10,6%).
У мальчиков наибольший прирост показателей зафиксирован в гибкости (38,2%), что оказалось неожиданностью для исследователей. Также достаточно высокий прирост у мальчиков зафиксировано в проявлении выносливости (12,7%). Наименьший прирост у мальчиков выявлено в прыжках в длину с места. Это можно объяснить высоким результатом мальчиков в начале исследования.

Рис. 3.4 Прирост показателей физической подготовленности детей под влиянием занятий туризмом (%)
Примечание: 1 - бег на 30м;
2 - прыжок в длину с места;
3 - наклон туловища;
4 - сгибание и разгибание рук;
5 - челночный бег;
6 - бег на расстояние.

Все вышесказанное доказывает целесообразность организации такого кружка с детьми разных возрастных групп с целью улучшения показателей уровня их здоровья.

ВЫВОДЫ

1. Экспериментально доказана эффективность содержания разработанной программы туристско-краеведческого кружка для детей и родителей с целью повышения функциональных возможностей организма, физической подготовленности, показателей здоровья детей младшего школьного возраста.
2. Определено, что показатели физического развития детей в конце эксперимента положительных изменений. Полученные показатели в начале и в конце эксперимента соответствовали возрастной норме.
3. В конце эксперимента количество детей с высоким и хорошим уровнем работоспособности увеличилась и составила 4,0% и 8,0% соответственно.
4. В конце эксперимента увеличилось количество детей с нормой возбуждения и тонуса ВНС до 63,9% (23 ученика). А количество учеников с неудовлетворительным уровнем этого показателя уменьшилось и составило 11,1% (4 ученика).
5. Количество учеников с низким уровнем работоспособности в конце эксперимента уменьшилась с 11,1% до 0%, а количество учащихся с отличной работоспособностью выросла с 11 1% до 30,6%.
6. Показатели физической подготовленности детей в конце эксперимента значительно увеличились по всем тестам. Достоверный прирост зафиксирован по всем тестам у девочек и у мальчиков в сгибании и разгибании рук и бега на расстояние.
7. Относительный прирост показателей у девочек оказался больше, чем у мальчиков по всем тестам. Особо следует отметить прирост показателей девочек в гибкости (39,6%), силе мышц рук (39,5%) и скоростно-силовых способностях (10,6%). У мальчиков наибольший прирост показателей зафиксирован в проявлении гибкости (38,2%).