Согласно цели и задач исследования мы изучали практический опыт работы с учащимися начальных классов учителей физической культуры СОШ №3 в популяризации физической культуры и туризма, пропаганды и развития школьного туризма и краеведения, здорового образа жизни.

Исследования проводились с сентября 2011 по март 2013 на базе СШ №3. К исследованию были привлечены 36 школьников в возрасте 9-10 лет, в том числе 22 мальчика и 14 девочек.

Дети занимались в туристско-краеведческом кружке по программе, разработанной в соавторстве с учителями физической культуры гимназии №50. Также с детьми проводились 2 урока в 2 недели физической культуры по туризму, содержание которых было направлено на овладение детьми навыков по туризму: вязание узлов, постановка палатки, преодоление препятствий, упражнения с компасом и картой, устное и письменное описание краеведческих наблюдений, сделанных в походе; др. При работе с детьми использовались сравнения. Например, для правильного усвоения параметров движений включали имитационные упражнения, сюжетные игры и тематическое оформление действий, которые изучаются: «Туристы в походе», «Прогулки в лес», «Альпинисты», «Космонавты готовятся к полету» и др.

Программа включала преимущественно упражнения по туристскому многоборью. Занятия в кружке проводились с одинаковой кратностью и длительностью (1,5 ч.).

Основными задачами туристической деятельности с детьми по программе «Мы - туристы» были:

• систематизация знаний о родном городе, родной край;
• формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
• формирование первичных понятий и умений юных туристов;
• оздоровление детей средствами природных факторов и физических упражнений совместно с родителями и детским садом;
• создание условий для развития познавательной активности;
• укрепление здоровья детей в процессе познавательно-эстетических, эмоционально-нравственных, деятельно-практических отношений с окружающим миром.

Содержание экспериментальной программы состоял из теоретического, практического и контрольного разделов.

Содержание теоретического раздела направлен на формирование у младших школьников знаний о физическом состоянии, физическое развитие и физическую подготовленность человека, его строение, работу органов и систем в процессе выполнения физических упражнений, а также о видах туризма, назначения и устройства туристического снаряжения, способы ориентирования на местности , правила поведения в походе, организации бивака и тому подобное. Основные формы, используемые в этом разделе - это коллективные творческие дела: беседы, игры, комплексные занятия, наблюдения, организация выставок детских работ.

Содержание практического раздела направлено было на повышение функциональных возможностей систем организма, формирования туристических умений и навыков, воспитание физических качеств и связанных с ними двигательных способностей младших школьников. Содержание раздела реализовалось на занятиях в кружке по туризму, которые проводились в зависимости от времени года или в помещении, или на открытом воздухе; в разрешительной деятельности: на спортивных праздниках, развлечениях (1 раз в четверть), днях здоровья, походах выходного дня (ежемесячно), прогулках на воздухе. Основные формы, используемые в этом разделе туристические целевые прогулки, экскурсии, подвижные игры, круговая тренировка, туристические эстафеты, практикумы по туристической техники, спортивные соревнования, сезонные пешеходные походы, поездки по местам города Запорожье, имеющие туристическое значение.

В рамках исследования нами использовались не только элементы туризма, но и гимнастические, легкоатлетические упражнения, подвижные игры, элементы скалолазания и тому подобное. Также на занятиях широко использовались дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия.

В условиях семьи детям и родителям рекомендовалось ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультминутки, физкультпаузы, закаливающие процедуры и тому подобное.

Работа с родителями проводилась с целью привлечения их к оздоровительной деятельности; расширение их знаний о возможностях средств физического воспитания в повышении функциональных резервов организма, формировании ценностного отношения к своему здоровью и физическому, психическому здоровью детей. С этой целью проводились родительские собрания, круглые столы, семинары и т.п. на которых рассматривались вопросы мониторинга физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья младших школьников, содержания и методики проведения занятий физическими упражнениями с детьми в домашних условиях, а также (раз в четверть) - совместные физкультурно-массовые мероприятия.

Содержание контрольного раздела предусматривало изучение показателей физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и физической подготовленности младших школьников в процессе исследования.
Все дети по данным ежегодного медицинского обследования относились к основной медицинской группе.

Все полученные в ходе работы данные были обработаны с помощью стандартных методов математической статистики, проанализированы и занесены в таблицы.